Вечер памяти Романа Ефимовича Козака «Обязательно праздник»  в театре им. Пушкина вышел домашним, негромким и удивительно атмосферным, несмотря на блистательный аншлаговый зал.  Так и должно было быть потому, что Роман Козак и сам был человеком - праздником для всех, кто имел счастье повстречаться с ним, хоть однажды. Прошло целых семь лет после его ухода. Сегодня Козаку исполнилось бы всего лишь шестьдесят – расцвет для творца, но и за свои пятьдесят два года он прожил и сделал на целый век. 

Конечно, без грусти, слез и сожалений все равно не обошлось: без Романа  Козака жизнь стала менее уютной, доброй, веселой и теплой. Но пришедшие в театр Пушкина учителя, ученики, коллеги, друзья, родные все слова обращали к Роману, словно он никуда не ушел, а видит и слышит всех. Рассказчики и слушатели ощущали огромную радость от живых воспоминаний, от того, сколько их еще будет. В какие-то мгновения все делались  счастливыми, или  прочувствованными, когда, например, стоя, приветствовали Ромину маму и его любимого дядю.

От простых слов и перечислений событий, к которым был причастен Роман Ефимович, на лицах рождались улыбки. Сколько было придумано, отрепетировано, срежиссировано, выучено, сколько дружеских встреч и попоек, футбольных матчей, разных игр, анекдотов и баек, сколько учеников и постановок было в жизни  одного из лучших режиссеров Москвы Романа Козака.

Обо всем этом вспоминали: Александр Феклистов, Виктория Исакова, Аркадий Цимлер,  Константин Райкин, Вера Алентова, Иван Ургант, Игорь Золотовицкий, Дмитрий Брусникин, Сергей Лазарев, Александра Урсуляк, Михаил Ширвиндт, и другие.

На экране отрывки из спектаклей и фотографии сменяли друг друга. Вот Роман Козак, Александр Феклистов и Игорь Золотовицкий выдают  невероятный драйв в спектакле «Чинзано», а вот Алексей Панин и Николай Фоменко демонстрируют незабываемые  актерские работы в спектакле «Академия смеха», который Роман Козак поставил на крошечной площадке- ринге филиала театра им. Пушкина.  Константин Райкин с экрана вспоминал их общую работу в спектакле «Косметика врага»: «Рома был человек бесстрашный. Однажды он при мне ответил журналисту на вопрос – «чего вы боитесь» – «я мало чего боюсь». Я точно знал, что вранье, это - не про Рому, и тогда подумал: ничего себе!». В документально снятом отрывке из спектакля можно было насладиться тончайшими психологическими нюансами, которыми Роман Ефимович так искусно украсил обе  роли.

Роман Козак был замечательным  верным учеником Олега Николаевича Ефремова и Аллы Борисовны Покровской и, в свою очередь, сам - прекрасным педагогом. Свой последний курс он вел до последнего дня.  Как  и до последнего часа работал над премьерным спектаклем «Бешеные деньги». Сцену из спектакля сыграли Вера Алентова, Александра Урсуляк и Виктор Вержбицкий.

О своем участии в этой комедии вспоминал Иван Ургант: «Это была моя единственная настоящая большая роль. Трудно было поверить, что Роману Ефимовичу оставалось жить считанные дни: так он был оживлен и весел, так волновался перед премьерой и так был счастлив…».

Артисты Александра Урсуляк и Сергей Лазарев сыграли сцену из «Ромео и Джульетты». Этот спектакль Роман Ефимович поставил с ними, когда они были еще его студентами в Школе-Студии МХАТ. Сергей Лазарев признался, что счастлив вот уже пятнадцать лет, выходя на сцену театра им. Пушкина: «Вы показали мне сцену, я влюбился в театр, которому не изменяю…», - обратился он к Мастеру, устремив глаза вверх. Александра Урсуляк также заметила, что ее жизнь сложилась бы иначе, если бы не встретился на ее жизненном пути  такой Учитель, как Роман Ефимович.

С воспоминаниями о работе над спектаклем "ОFFИС" и "Академия смеха" вышел на сцену художник Виктор Платонов. Чувство благодарности к судьбе за то, что она свела его с Романом Козаком, было у каждого выступающего. И у каждого - свой КОЗАК. Артисты театра им. Пушкина показали невероятно смешную сцену из спектакля "ОFFИС".

                

Михаил Ширвиндт всегда близко общался с Ромой и восхищался его умением дружить. Их общение было наполнено поездками, общими праздниками, веселым времяпрепровождением.  Козак очень любил разные игры-экспромты. Как-то в Новый год они загадывали и исполняли желания по лягушке – такой игрушке на пружине, которая неожиданно выскакивала, и надо было успеть что-то сделать. В этот раз Михаил Ширвиндт зачитал их минутные опусы, которые они писали, соревнуясь по дороге на дачу. Было ощущение быстроты, стремительности, находчивости и …мудрой житейской философии.

Продюсер Аркадий Цимблер  Ромин друг и однокашник, вынес на сцену  книгу, посвященную Роману Козаку (ее написали друзья и ученики Козака), и посетовал на то, как много воспоминаний самых разных людей туда не вместилось. Видимо, пора собирать вторую книгу.

В финале вышел артист, режиссер, педагог Дмитрий Брусникин, один из самых близких друзей Романа Козака: «Рома так умел дружить, что даже его учителя становились его друзьями. Ромы во мне столько, что ни в один формат это не влезет - недостаточно никаких книг, вечеров, статей, фотографий  и фильмов…».

Затем Дмитрий Брусникин пригласил студента последнего выпуска Романа Козака Михаила Миронова:     «наш 2007 год оказался знаменателен тем, что появились социальные сети. Я немедленно добавился в друзья к Роману Ефимовичу, но писать ничего не решался. Когда его не стало, вдруг однажды заметил  в фейсбуке значок  «Роман Козак в сети» - видимо, кто-то из родных включил его компьютер. И тут я подумал, как же здорово, что Вы, Роман Ефимович, есть в сети, что Вас там можно поздравить с Днем рождения, признаться в любви и прочитать послания Вам от других…».

И сцену театра им. Пушкина стали постепенно заполнять люди, пишущие в своих телефонах послания Роману Козаку. На экране светилось доброе и радостное лицо Ромы, а из темноты ему навстречу весело подмигивали  огоньки мобильников. Это было так пронзительно, что защипало глаза и защемило сердце.

Вечер закончился, но все унесли с собой «Обязательно праздник» вместе с обаятельной теплой Роминой улыбкой.

 

фото Владимира Майорова

В драматическом театре имени Пушкина ждут  маленьких театралов  на  музыкальный спектакль "Три Ивана".

 Артист театра Игорь Теплов поставил увлекательную сказку Юлия Кима. Родители, которые приведут детей на спектакль, вспомнят старый добрый фильм «После дождичка в четверг» и тоже с удовольствием впадут в детство.  

Сейчас так не хватает безыскусной веры в добро, что легко влюбляешься - и в то, что происходит на сцене, и в эти чудные искренние лица зрителей в зале, и без конца ловишь себя на том, что улыбаешься.

Артисты и сами с удовольствием играют сказку. Размашисто и ярко демонстрируют характеры своих героев, весело танцуют и поют прекрасную музыку Геннадия Гладкова. Художник Анастасия Александрова придумала замечательные декорации, в которых добрейший царь Аггей (Олег Пышненко) возит на велосипеде тяжелую ношу - свое царство-государство за плечами, словно рюкзак, а коварная ключница Варвара (Наталья Корогодова) перемещается налегке не просто на ковре, а на настоящем ковре-самолете.

 Сиротинушка Баба-Яга (Ирина Бякова) от каждого ласкового слова расцветает, но ее не обманешь, а азартный Кощей (Сергей Миллер) обожает сказки, хотя и его так просто не перехитрить.

Милолика (Таисия Вилкова) готова влюбиться в первого же спасителя… но как же трудно его дождаться.

Главные герои – Иваны (Николай Кисличенко, Дмитрий Власкин, Назар Сафонов), три парня, которые родились в один день, да свои первые двадцать лет прожили чужой жизнью.  Не по своей воле, а из-за алчной Варвары да ее братца мельника (Андрей Сухов).

А пока добро будет награждено, а зло наказано (на радость детям), у взрослых есть время подумать над превратностями судьбы.

Перед началом и в антракте спектакля в фойе театра маленьких зрителей ждут игрушки, созданные по мотивам спектакля. Их представит фонд "Проект Уютка. Благотворительное рукоделие", а детский музей «Дом семейных традиций» проведет  мастер-класс по  старинным играм.

 Старинные игрушки и забавы сделают семейный просмотр сказки  необычным и действительно незабываемым.

 

фото Михаила Гутермана и Генриетты Перян

Витамины для зрителей

К бенефису народной артистки России Веры Алентовой художественный руководитель Театра им. Пушкина Евгений Писарев выбрал пьесу драматурга Ноэла Коуарда, наполненную английским юмором и иронией. В главной роли театральной звезды Джуди Блисс примадонна Вера Валентиновна смотрится чрезвычайно органично. Она с явным удовольствием играет в плохую актрису, игнорирующую возраст, и делает это крупными мазками,  гротескно, смешно, энергично. 

Без чувства юмора человек не может считаться  полноценным, а игра человеку необходима всю жизнь: она с самого детства служит средством познания, обучения, а взрослые хорошо понимают, что игра – тот же  театр, и  мир – театр.

Евгений Писарев – дока по части комедий: он их ставил и ставит много, и делает это блестяще. Вот и новый его спектакль "Апельсины&лимоны" украсил зимнюю театральную Москву. Приятно провести вечер с талантливыми людьми. Остроумная сценография Зиновия Марголина позволяет развернуться шутливому действу, где все вроде понарошку (барашки, овечки, английские газоны и английский чай), и, в то же время, всерьез, поскольку «решаются чьи-то судьбы».

Чувство стиля и вкус не подвели создателей, за что им - поклон и благодарность. Костюмы художника Виктории Севрюковой - одно из больших достоинств спектакля, настолько они восхитительны, так всем идут. Полагаю, что женская половина зала мысленно не раз поблагодарила режиссера, подарившего возможность налюбоваться костюмами всласть, ибо все персонажи переодевались раза по три!

 «Невинный флирт доставляет мне удовольствие», - решительно отбивалась героиня Веры Алентовой, парируя упреки своих взрослых детей. Сорель (Анна Бегунова) и Саймона (Александр Дмитриев) страшно недовольные тем, что в  уик-энд на гостевую комнату оказывается несколько претендентов, пытаются выйти из создавшегося положения, ведь каждый член семьи пригласил свою пассию. Грандиозные планы на личную жизнь, в том числе, и мужа Джуди Блисс – Дэвида (Борис Дьяченко) под угрозой срыва.

https://scontent.xx.fbcdn.net/v/t1.0-9/17362735_1265080926872774_5386641055054157559_n.jpg?oh=e1e1446f41ec56c4405781fec39c44d5&oe=595510BA

Пока съезжались гости, пока всем Блиссам, в отличие от зрителей,  не до смеха, неожиданно закончилось первое действие. И затем режиссер предоставил возможность каждому из четверых приглашенных гостей проявить себя во всей красе. Актеры Екатерина Клочкова, Александр Арсентьев, Ирина Петрова, Дмитрий Власкин вдохновенно участвуют в розыгрыше. Все персонажи постоянно выясняют отношения, общее негодование сменяется личным удивлением, затем - восхищением, апатия – страстным увлечением. Беспардонность соседствует с чисто английской выдержкой. Пары, изначально предназначенные друг другу, несколько раз меняются по ходу пьесы. И во всех сценах принимает участие бесстрастная Клара (Нина Марушина), комично и невпопад прислуживающая в этом сумасшедшем доме.

Тут  и самый строгий критик не придерется: спектакль строго уложен в рамки жанра, и в этой комедии положений не найти  ни грамма пошлости, ни фальши, все отработано чисто и профессионально. 

Когда чопорный недалекий дипломат Ричард Грэхем (невероятно смешной и очень неожиданный Александр Арсентьев), запутавшись, вопрошает: «Скажите, что же здесь, все-таки, происходит? Может быть, это - игра?», - мадам Джуди радостно  откликается: «Да, это игра, и мы должны доиграть до конца!».

Актерский ансамбль отлично подобран, за его слаженной и веселой игрой с удовольствием наблюдают зрители.

«Апельсины и лимоны» – те самые витамины, позволяющие не болеть в плохую погоду, ибо смех – прекрасное противовирусное средство.

материал опубликован в журнале "Театральный мир", март 2017 года

https://www.facebook.com/pg/%D0%A2%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BC%D0%B8%D1%80-371496016231274/photos/?tab=album&album_id=1265080533539480

фотографии Юрия Богомаза