Печать
Родительская категория: ТЕАТРЫ И СПЕКТАКЛИ
Категория: Театр ШСП
Просмотров: 2740

Губит людей не пиво...

На сцене Театра ШСП – барная стойка одного пивного бара довольно среднего, по словам самого бармена, уровня. Бывают пивные подороже и помоднее, но вряд ли интереснее…

Ироничная официантка (Анжелика Волчкова) и молодой стажер (Кирилл Емельянов) вяло готовятся к приему посетителей. Официантке явно всё и все давно надоели, она работает с ленцой, без искорки, вероятно, много чего повидала на этой обратной от посетителей стороне и не питает иллюзий по поводу светлого будущего. Молодой стажер, наоборот, полон надежд на головокружительную карьеру, ему кажется, что в пивном баре он заработает кучу денег, которые он уже знает, на что потратит, главное, пусть научат, как подзаработать.

Попасть по другую сторону прилавка – уже одно это довольно увлекательно для зрителей. Кто хоть раз в жизни не хотел бы туда заглянуть? О секретах профессии бармена, о нравах клиентов и вообще - о разной жизни весь вечер напролет, пока наливается пиво, будет рассказывать главный герой - писатель, режиссер и актер Евгений Гришковец. Кстати, рекомендую покупать билеты в первые ряды партера ближе к центральному проходу, тогда и вам, возможно, стаканчик пенного напитка перепадет.

Клиентов пивной и случайных собеседников играют Владимир Качан, Алексей Петренко, Елена Санаева, Владимир Шульга, Александр Овчинников, Екатерина Директоренко, Даниэлла Селицка, Иван Мамонов, Алексей Гнилицкий, Николай Голубев, Александр Цой, Татьяна Циренина и др. артисты Театра ШСП.

Для чего человек приходит в бар? По мнению молодого стажера – отдыхать и расслабляться. А вот бывалый Гришковец утверждает, что в бар, в основном, приходят не самые голодные и усталые, не те, кто жаждет напитка, а тот, кто нуждается в слушателе, кто просто устал от невнимания, одиночества. «Алкоголь и бар должны быть хуже человека». - Профессиональный бармен должен так умело радоваться посетителю, чтоб тот приходил второй раз и третий, и незаметно для себя становился завсегдатаем заведения.

Кому-то достаточно пары-тройки пива, кому-то - стакана виски, а некоторым даже и пить не надо, вся жизнь, как на ладони. У одиночных посетителей, пар и даже групп опытный бармен может, если захочет, выведать самые сокровенные истории, потому что именно здесь люди раскрываются, как нигде.

У театра «Школа современной пьесы» уже были подобные спектакли-импровизации: «Своими словами», «Прочитанное, подслушанное, подсмотренное…», но новая постановка Иосифа Райхельгауза получилась гораздо удачнее, и по композиции, и по исполнению. А может, благодаря тому, что основы сюжетов и тексты диалогов заложил настоящий писатель, сделав это в собственной авторской манере с хорошей долей парадоксального юмора (обычные ситуации кажутся в изложении Гришковца чрезвычайно забавными). В качестве бармена Евгений смотрится обаятельно и человечно, да и посетители кажутся хорошими знакомыми. Кто-то – трогательным, как пара советских эмигрантов-евреев (Елена Санаева и Алексей Петренко), решающих, как без ущерба для себя вернуться из Германии обратно на Родину, и тут же доверчиво попадающих в руки жуликов. Кто-то – жалким, как герой Владимира Качана: зашившийся завсегдатай, заказывающий лишь безалкогольные коктейли, нарывающийся на политические споры и рассказывающий свежие анекдоты на тему Улюкаева: «Автоответчик в Роснефти: если у вас нет нефтяных активом, нажмите звездочку, если есть – решетку…». Кто-то дико смешным, как пара бизнесменов (Иван Мамонов и Владимир Шульга), выбирающие страну, в которую собираются свалить навсегда, по географическому школьному атласу 5-го класса . Провинциалка из Молдавии (Татьяна Циренина) – своей наивностью очарует не только публику, но и бывалого бармена, а две блондинки, беспрестанно хохочущие, словно «опоздавшие на поезд: Москва – Амстердам» (Екатерина Директоренко и Даниэлла Селицка) сначала достанут всех,а потом порадуют

прекрасно исполненной вокальной композицией в сопровождении замечательных музыкантов, создающие атмосферу уютного кафе – Левона Оганезова и Владимира Острикова.

И вечер "обещал быть томным", если бы не странный (страшный) финал: в зал вбежали люди в камуфляже с автоматами. Леденящие кровь крики: «Остановите мероприятие! Включите свет! Всем оставаться на местах! Мобильные телефоны не доставать! Наши сотрудники эвакуируют вас из зала…».

Знаете, даже, когда раздался мажорный голос Райхельгауза, деловито сообщивший, что в зале – не переодетые артисты, а самые настоящие сотрудники ФСБ, которые "на сегодня одни только и могут обеспечить нам всем безопасность", я не нашла в себе силы воспринять это как шутку или глубокий режиссерский ход. Советую людям с тонкой душевной организацией, не дожидаясь такого конца, тихо отползать за пять минут до финала в фойе, тем более что и там разливают настоящее пиво.

материал опубликован в журнале "Театральный мир" - декабрь 2016 г.