В Театре ШСП советую посмотреть симпатичный спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина».

Иронично, остроумно и увлекательно авторы в лице Михаила Хейфеца (драматург), Иосифа Райхельгауза (режиссер-постановщик) и Алексея Трегубова (художник) проводят для зрителей театральную «экскурсию» по жизни героя Михаила Питунина (Александр Овчинников), в которую не по своей воле регулярно вторгается самый главный писатель - "НАШЕ ВСЕ". События узнаваемы и смешны, спектакль наполнен сочными деталями, взволнованными монологами и отлично выстроенными сценами.

Губит людей не пиво...

На сцене Театра ШСП – барная стойка одного пивного бара довольно  среднего, по словам самого бармена, уровня. Бывают  пивные подороже и помоднее, но вряд ли интереснее…

Ироничная официантка (Анжелика Волчкова) и молодой стажер (Кирилл Емельянов) вяло готовятся к приему посетителей. Официантке явно всё и все  давно надоели, она работает с ленцой, без искорки, вероятно,  много чего повидала на этой обратной от посетителей стороне и не питает иллюзий по поводу светлого будущего. Молодой стажер, наоборот, полон надежд  на  головокружительную  карьеру, ему кажется, что в пивном баре он заработает  кучу денег, которые он уже знает, на что потратит, главное, пусть научат, как подзаработать.

Попасть по другую сторону прилавка – уже одно это довольно увлекательно для зрителей. Кто хоть раз в жизни не хотел бы туда заглянуть? О секретах профессии бармена, о нравах клиентов и вообще - о разной жизни весь вечер напролет, пока  наливается пиво, будет рассказывать главный герой - писатель, режиссер и актер Евгений Гришковец. Кстати, рекомендую покупать билеты в первые ряды партера ближе к центральному проходу, тогда и вам, возможно,  стаканчик пенного напитка перепадет. 

Клиентов пивной и случайных собеседников играют Владимир Качан, Алексей Петренко, Елена Санаева, Владимир Шульга, Александр Овчинников, Екатерина Директоренко, Даниэлла Селицка, Иван Мамонов, Алексей Гнилицкий, Николай Голубев, Александр Цой, Татьяна Циренина и др. артисты Театра ШСП.

Для чего человек приходит в бар? По мнению молодого стажера – отдыхать и расслабляться. А вот бывалый Гришковец утверждает, что в бар, в основном,  приходят не самые голодные и усталые, не те, кто жаждет напитка, а тот, кто нуждается в слушателе, кто просто устал от невнимания, одиночества. «Алкоголь и бар должны быть хуже человека». - Профессиональный бармен должен так умело радоваться посетителю, чтоб тот приходил второй раз и третий, и незаметно для себя становился завсегдатаем заведения.

Кому-то достаточно пары-тройки пива, кому-то - стакана виски, а некоторым  даже и пить не надо, вся жизнь, как на ладони. У одиночных посетителей, пар и даже групп опытный бармен  может, если захочет, выведать самые сокровенные истории, потому что именно здесь люди раскрываются, как нигде.

У театра «Школа современной пьесы» уже были подобные спектакли-импровизации: «Своими словами», «Прочитанное, подслушанное, подсмотренное…», но новая  постановка Иосифа Райхельгауза получилась  гораздо  удачнее, и по композиции, и по исполнению. А может, благодаря тому, что основы сюжетов и тексты диалогов заложил настоящий писатель,  сделав это в собственной авторской  манере с хорошей долей парадоксального юмора (обычные ситуации кажутся в изложении Гришковца чрезвычайно забавными). В качестве бармена Евгений смотрится обаятельно и человечно, да и посетители кажутся хорошими знакомыми. Кто-то – трогательным, как пара советских эмигрантов-евреев (Елена Санаева и Алексей Петренко), решающих, как без ущерба для себя вернуться из Германии обратно на Родину, и тут же доверчиво попадающих в руки жуликов. Кто-то – жалким, как герой Владимира Качана: зашившийся завсегдатай,  заказывающий лишь безалкогольные коктейли, нарывающийся на политические споры и рассказывающий свежие анекдоты на тему Улюкаева: «Автоответчик в Роснефти: если у вас нет нефтяных активом, нажмите звездочку, если есть – решетку…».  Кто-то дико смешным, как пара бизнесменов (Иван Мамонов и Владимир Шульга), выбирающие  страну, в которую собираются свалить навсегда, по географическому школьному атласу 5-го класса . Провинциалка из Молдавии (Татьяна Циренина) – своей наивностью очарует не только публику, но и бывалого бармена, а две блондинки, беспрестанно хохочущие, словно «опоздавшие на поезд: Москва – Амстердам» (Екатерина Директоренко и Даниэлла Селицка) сначала достанут всех,а потом порадуют

прекрасно исполненной вокальной композицией в сопровождении  замечательных музыкантов, создающие атмосферу уютного кафе – Левона Оганезова и Владимира Острикова.

И вечер "обещал быть томным", если бы не странный (страшный) финал: в зал вбежали люди в камуфляже с автоматами. Леденящие кровь крики: «Остановите мероприятие! Включите свет! Всем оставаться на местах! Мобильные телефоны не доставать! Наши сотрудники эвакуируют вас из зала…».

Знаете, даже, когда раздался мажорный голос Райхельгауза, деловито сообщивший, что в зале – не переодетые артисты, а самые настоящие сотрудники ФСБ, которые "на сегодня одни только и могут обеспечить нам всем безопасность", я не нашла в себе силы воспринять это как шутку или глубокий режиссерский ход. Советую людям с тонкой душевной организацией, не дожидаясь такого конца, тихо отползать за пять минут до финала в фойе, тем более что и там разливают настоящее пиво.

материал опубликован в журнале "Театральный мир" - декабрь 2016 г.

Мечту легко разбить молотком

«Молоток» - страшный и простой спектакль молодого режиссера Павла Макарова по пьесе Павла Павлова о том, что, когда в одной пустой голове заводится единственная мысль, мозг в итоге дает команду рукам, и она, даже самая ужасная, приводится организмом в исполнение. И никакая другая мысль ее вытеснить не может, поскольку в голове – «пусто, пусто, пусто, страшно, страшно, страшно...».

Герой спектакля мальчик по кличке Жендос (Иван Василевский) бегал с детства.