Этот радужный театральный мир…

https://www.facebook.com/media/set/?set=a.888095221238015.1073742993.371496016231274&type=3

В общероссийском театральном пространстве сосуществуют множество фестивалей. Среди них достойное место занимает Фестиваль театров малых городов России, который проводится уже тринадцатый раз и является важнейшей составляющей совместной программы Государственного Театра Наций и Министерства культуры РФ по поддержке театров малых городов. В мае-июне 2015-го года XIII-й фестиваль проходил в знаменитой Дубне, городе-наукограде. Московская область уже второй раз принимает участников и гостей фестиваля, хотя организаторами было принято решение проводить фестиваль в разных российских регионах. Но после теплого прошлогоднего приема участников и гостей в подмосковной Коломне трудно было отказаться от заманчивого приглашения губернатора Московской области Андрея Воробьева - провести фестиваль в знаменитой Дубне.

Художественный руководитель Театра Наций и фестиваля театров малых городов России, народный артист России Евгений Миронов: « Каждый год наш фестиваль собирает гостей со всей России. Это очень важное, приоритетное для нас мероприятие по поддержке театров малых городов. Это так здорово, что артисты могут регулярно общаться и смотреть спектакли друг друга, а победители - приехать в Москву, чтобы представить свои спектакли на сцене Театра Наций. Наш фестиваль – это не только спектакли, но еще и школа: ежедневно проводятся мастер-классы для артистов, режиссеров и директоров театров. У фестиваля невероятная география – задействованы все регионы нашей страны. Многие театры являются центрами своих городов, иногда единственными очагами культуры, туда тянутся люди. Мы горды тем, что уже тринадцать лет удается поддерживать самоотверженные коллективы в их непростой жизни. Многие из наших театров-участников стали известными, их приглашают на другие фестивали, в том числе и на международные, у них - обширная гастрольная деятельность. Некоторые театры вполне могут конкурировать с лучшими столичными театрами. На политику государственной программы в области культуры повлияла поддержка малых городов Президентом России Владимиром Путиным, что сильно помогло нашему Фестивалю. В малых городах мы также проводим театральные лаборатории. Получается некий круговорот: сначала мы посылаем в театры молодых режиссеров, они ставят там эскизы спектаклей, если спектакли входят в репертуар, то театры становятся участниками Фестиваля. Очень важно, что молодые режиссеры, выпускники московских и питерских театральных школ, не ждут очереди в академических театрах, когда им, наконец, можно будет выйти на сцену работать, а едут и смело занимаются творческим самовыражением, даже остаются в провинции, становясь художественными руководителями. Нам тоже важно растить молодых режиссеров: некоторые из лауреатов фестиваля уже получили площадку в Театре Наций. За годы проведения фестивалей сложился некий костяк театров, наших постоянных участников, ставшими нашими любимцами, потому что они талантливо работают, но каждый год новые коллективы представляют свои спектакли на фестивале. Отобрать участников – большая тяжелая работа, которую выполняет экспертный совет под руководством арт-директора фестиваля Олега Лоевского».

Олег Лоевский, арт-директор фестиваля: « Действительно собрать программу – дело непростое. Страна у нас огромная, и упустить что-либо талантливое было бы обидно. Как сказал Евгений Миронов, мы действительно следим за творческой жизнью провинциальных театров и знаем, что в таких-то городах всегда можно найти два-три спектакля, которые будут представлять интерес для нашего фестиваля, а в таких-то городах появилось что-то новое, неизвестное. Надо успеть посмотреть все. Например, то, что творит режиссер Алексей Песегов, лауреат Золотой маски, живущий в маленьком городе Минусинске Красноярского края, также интересно, как творчество любого известного столичного режиссера. Вы не представляете себе, какое количество театров в одном только Красноярском крае, равном по территории четырем Франциям. Сейчас многие знают, что такое театры в Шарыпово, Мотыгино, Лесосибирске, это все большая театральная жизнь, которая очень важна, и Театр Наций взял на себя всю эту грандиозную работу – отслеживать, отбирать и показывать зрителям и участникам фестиваля. Наряду с театрами, которые уже прославились на нашем фестивале – Лысьва, Прокопьевск, Альметьевск, Новокуйбышевск, есть театры, участвующие впервые, например, театр из города Дмитрова, открывший наш XIII-й фестиваль. Номинант - серьезная и важная заявка. Оказаться в числе четырнадцати, выбранными из более ста театров, уже немалая победа. Сарапул, Новокузнецк, Братск – театры от Дальнего Востока до самого Запада (театр Тильзит), их все хочется показать театральным специалистам, нашему жюри, показать, как они развиваются. Я не очень большой поклонник духа соревнования, но тут уж ничего не поделаешь, фестиваль подстегивает, придает некий азарт. Театры должны услышать на нашем фестивале не только аплодисменты зала, которые их безусловно поддержат, но и серьезную критику, серьезный разбор сточки зрения профессионального языка о том, что они привезли, как показались. Это еще одна тема – уметь показать свой спектакль в новых условиях на чужой сцене, не нервничая, не форсируя…».

Председателем жюри XIII фестиваля, состоящим из известных театральных критиков из Москвы и Санкт-Петербурга, стал народный артист России Игорь Костолевский: «Я с большой радостью на это согласился. Стало общим местом говорить, что провинция питает столицу, но когда ты ездишь по разным городам и видишь, в каких условиях работают артисты, какой ежедневный подвиг они совершают за мизерную оплату, то понимаешь, что этот фестиваль очень важен и нужен. Для меня в первую очередь фестиваль – не соревнование, а праздник…».

Отбирая участников фестиваля, эксперты отсмотрели более ста спектаклей. Фестивальная программа составилась из лучших спектаклей прошедшего сезона, и в Дубну приехали четырнадцать театров из Новошахтинска, Тильзита, Новокуйбышевска, Братска, Лысьвы, Серова, Новокузнецка, Прокопьевска и др. График фестивальной недели был очень плотным. Помощник Евгения Миронова, руководитель проекта Елена Носова сумела организовать расписание таким образом, что в него уместились и просмотры спектаклей (два-три в день), и обсуждения, и мастер-классы, и читка новой пьесы, и экскурсии в Дубну и Кимры, и прогулка на корабликах. Участников фестиваля чрезвычайно порадовали два замечательных гостевых спектакля: литературно-музыкальная композиция Чулпан Хаматовой по произведениям Марины Цветаевой и Беллы Ахмадуллиной, и ретроспектакль - шоу «Истории нашего двора» по советским песням 60-70-х годов Донецкого музыкально-драматического театра. Зал, целиком состоящий из актерской братии, приветствовал оба спектакля бурными овациями.
Конкурсная программа фестиваля с каждым годом становится все разнообразней и интересней. На XIII фестивале в Дубне Гран-при получил Новокузнецкий драматический театр за "Лучший спектакль большой сценической формы" - "Иванов" режиссер Петр Шерешевский, а также Новокуйбышевский театр-студия «Грань» за "Лучший спектакль малой сценической формы" - "Таня-Таня" режиссер Денис Бокурадзе. В следующем сезоне оба театра приедут в Москву, чтобы показать свои спектакли на сцене Театра наций.


Новокузнецкий театр драмы впервые участвовал в фестивале, и сразу - такой успех. И жюри, и зрителям трудно было не признать высокий уровень постановки и качество актерских работ. Петр Шерешевский вывел на сцену такого знакомого нам человека, очень современного Иванова (Андрей Ковзель) - рефлексивного, уставшего от жизни, не способного любить, не готового принимать решения, хотя от него так зависят судьбы других людей. Невыносимо жаль прекрасную, смертельно больную Сару (Илона Литвиненко в роли Анны Петровны), которая не в силах отпустить мужа, сломавшего ей жизнь. Она предана Иванову как любящая собака, обреченно ждущая возвращения хозяина возле заколоченного дома. Юную Сашу (Полина Зуева) тоже жаль, ведь за Ивановым ничего нет, тупик, он не хочет жить так, как все вокруг, но как по-другому - не знает. Общество душит всех, кто отличается, вокруг - равнодушные, пустые лица (не зря в какой-то момент на их головах - разрисованные бумажные пакеты). Тупое времяпровождение угнетает, но выхода он не видит. Мерцающие экраны, из которых составлена стена за спиной Иванова, видимо, олицетворяют запутанный мир героя – там, как в зависшем компьютере, бесконечные черточки, точки, цифры, ничего внятного. Все уже было, неинтересно и незачем жить. Ружье, снятое со стены, стреляет, жизнь кончена.

Спектакль «Таня-Таня» театра-студии «Грань» вызвал общий восторг – с такой праздничной легкостью, так упоительно романтично работали актеры с текстом Ольги Мухиной. Режиссер Денис Бокурадзе предпочитает изысканный эстетский театр и заражает им зрителей. Если классифицировать постановку с архитектурной точки зрения, можно определить этот стиль как модерн: так много орнаментальных завитков, такие нескучные, неповторяющиеся детали. Художнику Елене Соловьевой из дымчатых невесомых занавесей и костюмов героев из тканей пастельных тонов удалось построить дивный воздушный мир, напоенный молодостью и любовью. Для этого стильного спектакля практически не потребовалось декораций, зато совершенно необходимыми оказались свет и музыка. Недаром в Новокуйбышевск уехали сразу три награды: спецприз председателя жюри Игоря Костолевского за исполнение главной женской роли (Юлия Бокурадзе), за звуковую партитуру - звукооператору (Юрий Дозоров) и приз Губернатора Московской области - за исполнение роли Охлобыстина (Даниил Богомолов).

Лысьвенский театр драмы им. Савинова за спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина» получил приз от главы города Дубна, а актер Кирилл Имеров награжден за «лучшую мужскую роль». Режиссер Артем Терехин поставил пьесу Михаила Хейфеца как театральный капустник, в котором резвятся от души, иронически вспоминая наше общее прошлое. Автор с юмором описал детские страдания героя на тему преследования его Александром Сергеевичем, который, в итоге, натурально сопровождает его до могилы. Главный герой в исполнении Имерова так прост и убедителен, что к концу спектакля действительно понимаешь, что Пушкин - «наше все». Актеры с удовольствием играют детей и подростков, хулиганов и пионеров, солдат и влюбленных. И сам Пушкин (Михаил Тихомиров) трогательно присутствует в жизни каждого.

Спектакль Прокопьевского театра драмы им. Ленинского комсомола «Это все она» отмечен жюри призом за лучшую женскую роль. Его вручили Светлане Поповой, сыгравшей Мать в спектакле Семена Серзина по пьесе Андрея Иванова. Мать после смерти отца не может наладить контакт с сыном (искренняя работа актера Виталия Котова), и тогда она находит контакт с ним в соцсетях и начинает переписку в качестве юной незнакомки. Светлане Поповой удалось создать образ одинокой несчастной недолюбленной женщины, бесконечно привязанной к своему выросшему ребенку, при этом страстно жаждущей мужской любви, на которую у нее нет ни сил, ни времени. Непонимание того, что сын имеет право на собственную жизнь, оборачивается страшной трагедией: оба влюбляются в виртуальной реальности, а когда сын узнает, что под «ником» девушки скрывается заигравшаяся не по-детски мать, бросается из окна.

Специальный приз жюри - "Надежда" вручили молодой актрисе Серовского театра драмы им. А.П. Чехова Александре Незлученко за главную роль в спектакле "Золотой дракон" (по пьесе Роланда Шиммельпфеннига). Режиссер Андреас Мерц-Райков в рамках Лаборатории год назад сделал эскиз спектакля, который успешно вошел в репертуар театра. История маленького человека, с детства терпящего унижение и боль, вынужденного выживать в жестоком непонятном мире, сделана так мучительно остро, что кажется почти документальной. Постановка удачно объединила европейскую и азиатскую культуру.

Приз главы города Дубна достался режиссеру Юрию Мельницкому за создание уникального художественного мира в спектакле "За чем пойдешь, то и найдешь" в Елецком театре "Бенефис". Об этом спектакле не расскажешь в нескольких словах, настолько много режиссерских находок и решений вмещают два его действия.

«Спектакли были разные, – торжественно закрывая фестиваль, подытожил Игорь Костолевский. – Я увидел некоторые постановки, которые дадут фору нашим московским театрам, а некоторые были далеки от совершенства. Но я восхищен профессиональным, точным, умным разбором наших критиков во время обсуждений. И я убедился в том, что в провинциальном театре работают настоящие подвижники своего дела. Люди, которые беззаветно служат театру, несмотря ни на что. У меня от фестиваля очень хорошие впечатления…».