Сибирь прирастает талантами - о XV Фестивале театров малых городов России

С 25 мая по 2 июня 2017 года город Тобольск на целую неделю превратился  в театральную столицу России - здесь проходил XV Фестиваль театров малых городов. Пятнадцать театров-участников от Минусинска и Нижневартовска до Сарова и Новороссийска собрались в самом интересном городе Тюменской области, чтобы представить жюри, друг другу и публике лучшие спектакли, отобранные экспертами. Фестиваль театров малых городов – часть совместной Программы Государственного театра Наций и Министерства Культуры РФ по поддержке театров малых городов. В этом году генеральным партнером XV Фестиваля стал СИБУР. Партнерство СИБУРа и Государственного Театра Наций началось в 2015-м году в рамках благотворительной программы «Формула хороших дел» -поддержка и реализация социально значимых проектов в регионах присутствия. Фестиваль является важнейшим событием культурной жизни не только провинциальной России, но и главных театральных городов нашей страны – Москвы и Санкт-Петербурга. Художественный руководитель Фестиваля Евгений Миронов, народный артист РФ на Открытии Фестиваля отметил, что такое масштабное мероприятие проходит уже в пятнадцатый раз: «Это же так здорово, что артисты могут регулярно встречаться и общаться, смотреть спектакли других театров, посещать мастер-классы, знакомиться с новыми городами. Многие наши лауреаты стали известными, их приглашают на другие фестивали, в том числе и на международные, некоторые провинциальные театры вполне могут конкурировать с лучшими столичными…».

Региональная сцена сегодня – это смелая режиссура, современная или переосмысленная классическая драматургия и серьезные актёрские работы.

Авангард Леонтьев, председатель жюри Фестиваля: "Фестиваль уникален тем, что театры - участники приезжают на целую неделю, а не как это обычно бывает, лишь на показ своего спектакля. Привезти коллективы из разных городов, расселить триста пятьдесят человек, обеспечить им быт, образовательную и культурную программу – все это очень дорого в современных экономических условиях. Спасибо большое за это Театру Наций, Министерству Культуры и СИБУРу за то, что все прошло на высшем уровне. Считаю русский театр лучшим в мире, и радуюсь возможности увидеть некий срез театральной провинции. Здесь в Тобольске для меня прошел некий смотр российского театра. Страна-то наша – театральная, у нас очень любят артистов, которые хорошо играют. Как бы режиссеры не изощрялись, не придумывали концепции, если артисты плохо сыграют, публика не воспримет спектакль. Я – романтик и идеалист и надеюсь, что когда-нибудь государство возьмет на себя полностью заботу о российском театре, нашем национальном богатстве".

Ольга Остроумова, член жюри Фестиваля: "Я участвовала в трех фестивалях театров малых городов России, два раза была даже председателем жюри. XV Фестиваль в Тобольске меня по-хорошему поразил, начиная от сложного  подготовительного этапа, которым занимается Елена Носова, помощник художественного руководителя Театра Наций Евгения Миронова, до четко  организованной принимающей стороны - компании СИБУР и Тобольского драматического театра. Мне понравилось, что в фестивале приняло участие много молодых режиссеров и драматургов, которые идут своим путем. Правда, должна сказать, что современных и даже экстравагантных костюмов, использования экранов и микрофонов недостаточно для успеха. В спектаклях малой формы почему-то порой были задействованы микрофоны, хотя зрители сидели совсем близко. Чем оправдано такое режиссерское решение? Еще меня поразило огромное количество прозы, которую нам читали со сцены. Я понимаю, что это какой-то новый жанр, но зачем со сцены «докладывать»? Проза есть проза, ее нужно переводить на язык театра. Сначала я решила, что просто отстала, не понимаю ничего в современном театре, но все же любое действие должно быть как-то оправдано. Я люблю редкую, сложную форму, но важно содержание и форма, а не - либо-либо.               Фаворитами пятнадцатого Фестиваля для меня стали сразу два спектакля: «Магазин» Альметьевского театра и Новокуйбышевский «Король Лир» театра-студии «Грань» Дениса Бокурадзе. Когда я смотрела спектакль «Магазин» Альметьевского драматического театра, то полностью погрузилась в происходящее и забыла, где я, кто я. Во все глаза смотрела на актрис и восхищалась их перевоплощением, невероятной энергетикой, эмоциональной и физической отдачей, притом, что обе они (Мадина Гайнуллина и Диляра Ибатуллина) обладают высокопрофессиональной сдержанностью.

Никто не рыдал, не вставал на котурны, не декламировал пафосно, хотя трагедию играли страшную! Слезы в глазах появлялись и тут же пропадали. Ничего лишнего. Точно также и в спектакле «Король Лир» Дениса Бокурадзе – никаких слез и рыданий, и мне, как зрителю, этого не надо, у спектакля  - другая стилистика, которую я абсолютно принимаю. У театра «Грань» все, что я до сих пор видела, стильно и содержательно: и костюмы, и свет, и образы – одно к одному, они для меня безупречны. Правда, в этот раз наше жюри решило не присуждать им приз за лучший спектакль  именно из-за предыдущих безукоризненных постановок (к «Грани» уже завышенные требования). Зато мы присудили им призы за лучшую женскую  - Юлии Бокурадзе (Регана и Шут) и лучшую мужскую  - Сергею Позднякову (Эдмонд и Граф Кент) роли. Молодой актер Даниил Богомолов вместе с режиссером создал удивительный в образ Короля Лира - на сцене я увидела объятого горем усталого, но не пожилого человека, а почему, собственно, Лир должен быть стариком? Умудренным жизненным опытом и иметь трех взрослых дочерей можно и в сорок лет. Мне кажется, зал вместе со мной получил бурю  эмоций от актерского и режиссерского уровня, от высокого стиля театрального искусства…"

Во время фестиваля все участники могли принять участие в разнообразной образовательной программе. На традиционные мастер-классы по сценической речи и сценическому движению ежедневно и с удовольствием приходило множество артистов, в том числе, из молодежных театров Тюменской области. Проводились лекции-показы современного документального кино, и, впервые в этом году, были добавлены обучающие мастер-классы по технологии звукоусиления в современном театре Андрея Титова-Врублевского для звукооператоров и для художников по свету своими секреатми мастерства поделился Евгений Ганзбург.

Фестиваль закончился торжественным вручением наград победителям. Было грустно, что неделя так быстро пролетела, и радостно, что в следующем году этот грандиозный сбор театрального братства повторится. Театры малых городов встретятся вновь, чтобы восхищаться и радоваться чужим успехам, устраивать бурные овации после каждого спектакля, выслушивать нескончаемые, но такие важные для любого актера и режиссера обсуждения критиков и быть в курсе современных театральных тенденций.

Победители фестиваля, получившие Гран-при, покажут свои спектакли в Москве на сцене Театра Наций.

- Спектакль "Магазин" Альметьевского татарского государственного драматического театра (Республика Татарстан) потряс зрителей сильнейшим документальным материалом о женщинах-гастарбайтерах, в реальность которого человеческий разум отказывался верить. Драматург Олжас Жанайдаров и режиссер Эдуард Шахов перевели на язык театра жуткую современную историю о человеческом рабстве.  

Жестокий по содержанию, жесткий и техничный по форме спектакль завораживает и держит в напряжении с первой до последней минуты, благодаря хореографу Алине Мустаевой и потрясающим актрисам - Мадине Гайнуллиной и Диляре Ибатуллиной.

- Новокузнецкий драматический театр (Кемеровская область) привезет в Москву спектакль "Лондон" по пьесе Максима Досько. Повесть о белорусском сантехнике Гене, народном умельце награжденном поездкой в Англию и испытавшим там дикую ностальгию по родной грязи, в постановке режиссера Сергея Чехова – очень понравилась театральным критикам. Они высоко оценили «Древнегреческий хор» на котурнах, иронично читающий про  запыленного  сантехника-молчуна  в набедренной повязке.

  

Город Набережные Челны (Республика Татарстан) увезет домой награду художника Елены Сорачайкиной за сценографию и костюмы к спектаклю "Ревизор" Русского драматического театра "Мастеровые" (режиссер - Денис Хуснияров). Сатирические персонажи Гоголя в этой изобретательной сценографии , словно тараканы, вылезали из разных ящичков и окошек фантастического комода, выстроенного художником.

Спецприз жюри "Надежда" вручили Новороссийскому муниципальному драматическому театру им.В.П.Амербекяна, г. Новороссийск. Бывший народный театр совсем недавно получил статус профессионального и смог участвовать в конкурсной программе со спектаклем "Как Зоя гусей кормила" по пьесе Светланы Баженовой (режиссер - Георгий Цнобиладзе).

Спецприз жюри "За лучший актерский ансамбль" получил Городской драматический театр "Поиск" (г. Лесосибирск, Красноярский край) за спектакль "Малые деньги" по пьесе Сиркку Пелтола (режиссер - Радион Букаев). На расстоянии вытянутой руки от зрителя артистам приходилось нелегко, но они отработали тонко и бережно, каждый, оправдывая и любя своего героя.

Специальный приз председателя жюри народный артист России Авангард Леонтьев вручил артисту Виталию Шемякову за роль плута Скапена в увлекательной комедии «Разводки по-итальянски» по мотивам пьесы Жана Батиста Мольера «Проделки Скапена» (режиссер - Маргарита Зайчикова).  Городскому драматическому театру Нижневартовска (Ханты-Мансийский автономный округ) этим разудалым спектаклем  удалось развеселить публику. И действительно, на такие забавные ужимки и прыжки в духе Адриано Челентано, мало кто, способен в сегодняшнем  театре. Маргарита Зайчикова перенесла действие во времена расцвета итальянской мафии, что придало старой пьесе особый колорит.

Авангард Николаевич отметил необыкновенную легкость и высокий профессионализм исполнителей главных ролей.

Специальный приз «Спектакль-событие в жизни города» вручён спектаклю "Тобольск. Доска почёта" Тобольского драматического театра им. Ершова (Тобольск, Тюменская область), в котором актеры представляли документальные рассказы своих земляков, обработанные драматургом Мариной Крапивиной. Социальный аспект подобных  проектов очень важен и спектакль, наверняка, вызовет сильный резонанс у местной публики. Все истории, эти  крошечные моно-спектакли, соединяясь в одно пространство, давали представление о людях, населяющих город.

По словам Олега Лоевского, арт-директора  Фестиваля театров малых городов, "Театр Наций одним из первых начал уделять внимание малым городам". Часто в этих городах театр становится единственным местом культуры. Население городов, в которых работают живые активные театры, всегда выгодно отличается от других. Поэтому столь важна эта совместная Программа по поддержке театров малых городов России, и совершенно необходим этот прекрасный по задумке и грандиозный по исполнению Фестиваль.

Сергей Радченко, первый заместитель генерального директора тюменского концертно-театрального объединения (Тобольский драматический театр входит туда, как подразделение) о Фестивале:

- Я четверть века прожил в Тобольске. Этот город стал для меня родным и любимым. Тобольск – город с чрезвычайно интересной историей, уникальной потому, что если говорить о Тобольске как о районном центре, когда-то, и не так уж давно, он был столицей целой Сибири, обширнейшего края от Уральских гор до Аляски.

К Фестивалю театров малых городов России мы подбирались давно, небольшими шагами, мечтая о том, чтобы Фестиваль когда-нибудь прошел у нас в Тобольске.  И нам способствовала удача. Для фестиваля очень важна хорошая материальная база, наличие  инфраструктуры, и мы оказались готовы. Завершилась реконструкция нашего драматического театра: он прекрасен, современен, и внутренне, и внешне, имеет два зрительных зала и совершенную технику. Я вхожу в Гильдию театральных менеджеров, а Владимир Урин, будучи тогда еще директором Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, был у нас председателем. Когда мы затевали реконструкцию, мне очень важно было мнение экспертов. Наш технический проект мы передали специалистам Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко по свету и звуку, и они сделали вывод, что, если все, что у нас в проекте заложено, будет осуществлено, то любой театр об этом сможет только мечтать. И так вышло, что и у нас, и у них мечта осуществилась. На сегодняшний момент наш театр имеет замечательные технические возможности, которые пригодились на Фестивале.

В Тобольске, помимо театра, есть два Дворца культуры с  залами. И с размещением участников тоже не было проблем – в городе достаточное количество хороших гостиниц. Есть, где играть спектакли и есть, кому их показывать. В Фестивале принимало участие 350 человек из пятнадцати театров, для горожан оставалось совсем немного мест, и тогда компания СИБУР предложила продлить дни показов, так что к удовольствию  наших зрителей театры-участники играют второй спектакль.

Тобольский драматический театр несколько раз принимал участие в Фестивалях театров малых городов России. Первое знакомство произошло на Втором фестивале в Москве. Мы тогда играли спектакль «Игроки» на сцене филиала Малого театра. И очень подружились с Театром Наций, полюбили фестиваль, особенно, когда он стал приезжать в регионы. Когда фестиваль приезжает в малый город, происходит самое полезное и удивительное потому, что местные власти видят внимание к их муниципальному театру, и тут же начинают помогать. Вот, например, в Вольске перед прошлым фестивалем даже новый асфальт в центре проложили, театр отремонтировали. Театр становится движущей силой, которая побуждает экономику и создает инфраструктуру. И для самих горожан фестиваль – это  грандиозный праздник. Они посещают все мероприятия, ходят на спектакли, делятся впечатлениями. Тоболяки гордятся городом, влюблены в свой театр, им, разумеется, хочется представить гостям все с самой лучшей стороны и, конечно, они сравнивают наши спектакли с привезенными. В фестивале ведь участвуют не просто спектакли, а отобранные экспертами, и наша публика учится разбираться в спектаклях вместе с критиками, которые после каждого спектакля подробно и тщательно его анализировали.  Своим  мнением зрители делились в антракте и после спектакля, и на следующий день. Так, благодаря фестивалю, театральная среда актуализируется и привлекает молодежь. Одна из особенностей пятнадцатого фестиваля – участие молодых режиссеров, актеров и драматургов. И наши тюменские молодежные театры «Ремарка», театр-студия «Быть» и огненный театр «Семаргл» приняли участие, как во внеконкурсной программе фестиваля, так и в мастер-классах. Это уникальнейшая возможность - получить профессиональный опыт участникам театральных студий и любительских театров. В спектакле Тобольского театра играют студенты из Свободного молодежного театра. И я очень благодарен организаторам фестиваля за то, что они позволили нашим студентам посещать все мастер-классы, лекции и показы документального кино.

Подобного Фестивалю театров малых городов в России больше нет. Только здесь у театров-участников есть возможность всю неделю находиться вместе, смотреть и разбирать спектакли коллег, понимать, что происходит в сегодняшнем театральном мире, смотреть на театральную карту страны, узнавать актеров, режиссеров, театральных художников. В этом году у технических специалистов появилась возможность увидеть друг друга и поделиться собственным опытом, новыми технологиями, поучаствовать в мастер-классах по свету и звуку, ведь у театров разные возможности, и очень важно было именно технарям почувствовать свою значимость и востребованность. 

Театральная история Тобольска от Сергея Радченко:

- Сам город и пространство вокруг него тесно связаны с театральными событиями, например, площадь Тобольского кремля – то место, откуда начинались первые представления, где митрополит Филафей Лещинский собственноручно бил в колокола, созывая народ. Первые представления ставились на библейские темы, о чем есть записи в Черепановской летописи. Более того, протоиерей Сулоцкий, которого я считаю первым сибирским театроведом, описывал спектакли и режиссерские приемы Филафея, например, когда речь шла об Иисусе, вместо актера выставлялась икона. В середине семнадцатого века царь Алексей Михайлович издал указ о том, что скоморохи, дающие представления,  отвлекают горожан от праведных мыслей, и что надо этих скоморохов побить и запретить. Мол, люди, вместо того, чтобы в церковь ходить молиться, отвлекаются на бродячих скоморохов. При Петре Первом пленными шведами разыгрывались первые кукольные представления, тоболяки до этого ничего подобного не видели.

Насколько я помню, это относилось к 1715-му году. В реквизите Тобольского театра было обнаружено подлинное золоченое зерцало, которое теперь выставлено в экспозиции музея «Дворец наместника». В театр тогда сносили все, что выходило из частного употребления, но могло пригодиться в театральных постановках.

Интересен Алябьевский период, когда правил губернатор Алябьев, который не только содержал губернаторский, как бы сейчас сказали, оркестр из ссыльных, но еще и театр учредил. Есть упоминание, что в спектаклях  участвовали не только вольные (в Сибири крепостных-то не было), но и ссыльные. Вот забавный пример: одна актриса, которая изображала в театре благородных дам, была сослана в Сибирь за проституцию. Алябьев даже из Перми выписывал режиссера для «поправления театральной труппы».

Тобольск был столицей и культурным центром Сибири.

С начала девятнадцатого века театр в Тобольске процветал. У каждого богатого тоболяка была своя ложа, которую украшали каждый на свой вкус, кто бархатом, кто шелками, кто цветами. Об этом даже есть упоминание в книге Коцебу, сосланного ненадолго в Сибирь и помилованного Павлом Первым, благодаря прочитанным самолично императором пьесам. В 1800-м  году в репертуаре Тобольского театра было пять спектаклей по пьесам Коцебу, этакие слезоточивые драмы. Он сам не ожидал такой своей популярности в Сибири, были даже так называемые «коцебятницы», которые бегали за драматургом. Коцебу в своих записях оставил описание театра, что все внутреннее оформление отдавало такой азиатчиной, но все же впечатление производило.

При декабристах в Тобольске разыгрывались пьесы и музыкальные вечера. Петр Павлович Ершов мечтал, чтобы его пьесы шли на сцене императорских театров, но когда его пьесы запретили,  разыгрывал их в Тобольском театре.

Когда в тобольской ссылке была семья Романовых, в дневнике Николая Второго сохранилось  упоминание о том, что они репетировали спектакли в Доме Губернатора, тогда он назывался Дом Свободы, играли в основном, французские водевили, а из русской драматургии – «Медведя» Чехова. Сам Николай Александрович играл помещика Смирнова.

Можно еще много и долго рассказывать, но важно, что театральная летопись Тобольска продолжается, и новые яркие страницы вписали участники XV фестиваля театров малых городов России...

 

 материал опубликован в журнале "Театральный мир" № 6 2017 год