Лето, месяц, любовь

Светлый приятный вечер предстоит зрителям театра «Бенефис» на спектакле «ЛЕТО ЛЮБВИ или жизнь прекрасна!». Собственную сценическую версию по пьесе Ивана Сергеевича Тургенева осуществила художественный руководитель театра Анна Неровная. Пьесу «Месяц в деревне» любят ставить в российских театрах, поскольку зарождение и развитие чувства между мужчиной и женщиной, человеческие взаимоотношения всегда будут волновать публику разных возрастов. «Лето любви» по Тургеневу режиссер Анна Неровная выписала на сценическом полотне акварельными прозрачными радостными красками, каковых в нынешнее мрачное время особенно не хватает. В театрах все больше трагедий или черных комедий, на гастролях – сплошь антрепризы, а вот такую нежную, как майская листва берез, картину встретишь редко. Именно березки да качели послужили основой сценографии Дмитрия Дробышева. Качели – как реплика чувств героев: шаг навстречу друг другу, тут же – обратный ход. Способность любить дана не каждому, взаимная любовь – дар судьбы. Все персонажи пьесы либо уже любят, либо пребывают в состоянии счастливой влюбленности, пока не обнаруживается, что чувства безответны. И все же Тургенев, в отличие от Чехова дал своим героям хотя бы возможность компромисса, позволяющего радоваться тому, что есть.

Ислаев (Роман Значков) обожает свою жену, а его Наталья Петровна (Ирина Смирнова) вот уже несколько лет расчетливо пользуется привязанностью друга семьи Ракитина (Александр Щёкин), теша свое женское самолюбие. Ей нравится мужское поклонение на безопасном расстоянии, бесконечные намеки, выяснения отношений, вступление же в более интимные отношения грозит потерей надежного мужнина плеча. Когда Верочка (Валерия Сухачёва), юная воспитанница ислаевского дома, со всей искренностью бросается навстречу своей первой любви – Наталья Петровна, сперва благословив девушку и миловидного учителя Беляева (Пётр Вакуленко), впадает в безумную ревность. Почуяв легкую добычу, опытная Ислаева мгновенно перетягивает «одеяло на себя», пробуждая в юноше неведомые дотоле страсти. Молодого красавца смущает и манит эта женщина, знающая себе и ему цену. «Алексей Николаевич Беляев вошел в раж, то ли еще будет с возрастом, когда уже сейчас две женщины с ума сходят от любви, теряют аппетит…», - иронично подмечает доктор Шпигельский (Самад Мансуров). Но… влюбленные слепы, а прозрение мучительно.

Страдают Ракитин, Верочка, Ислаев и сама Наталья Петровна, пытающаяся усидеть «на трех стульях». Ей просто необходимо всеобщее обожание, она даже физически страдает от того, что Верочка ускользает от ее влияния. Актриса Ирина Смирнова так убедительна в порывистых и чувственных переменах своей героини, что ее почти невозможно отделить от Ислаевой. Как говорил король Швеции прекрасному советскому дипломату госпоже Кольцовой (в исполнении Юлии Борисовой): «На обратной стороне вашей вышивки я не заметил ни одного узелка…».

Среди героев этой пьесы Тургенева не встретить отрицательных персонажей - все хорошие люди, а их увлечения и разочарования не наносят другим смертельных ударов, каковые можно наблюдать у чеховских героев, родившихся на полвека позже, на изломе столетий. Просто «Месяц в деревне» - часть жаркого лета любви, и тот, кто вовремя не укрылся от палящего солнца, рискует получить солнечный удар. По Тургеневу «двадцать восемь дней для расцвета любви вполне достаточно», и, действительно, трудно не влюбиться, когда в горячем воздухе разлита истома, кипит молодая кровь, а лето беззаботно и полно свободного времени.

Молодые герои оправляются быстро. Учитель Беляев покидает дом Ислаевых, не дождавшись бури, опасаясь неудержимой страсти. Верочка, разочаровавшись в первой любви, быстро взрослеет и решает более не испытывать судьбу, укрывшись за мужем. Наталья Петровна, поддавшись сильному увлечению, вдохновленному ревностью, заглянув в «бездну страстей», осторожно отступила - куда безопасней держать при себе верного рыцаря Ракитина, оставаясь верной женой скучного, зато надежного Ислаева.

Романтические чувства героев разлетелись как легкий дым, зато практичный доктор Шпигельский (Самад Мансуров) и Лизавета Богдановна (Кристина Завьялова) обрели перспективу спокойного и надежного сосуществования. Одиночке не выстоять в житейских бурях, счастье – это крепкая семья.

Остается добавить, что на этом спектакле все зрители сидят в первых рядах – так остроумно развернуты кресла и так часто артисты оказываются в зале. Точнее сказать, нет сцены и сцен, здесь и сейчас происходит важное, настоящее, и чувства подлинные, и жизнь, действительно, прекрасна!