ПЬЕСА БЕЗ ГЕРОЯ

или мнение всего лишь одного зрителя о спектакле « С_училища»

в Филиале театра имени Пушкина. Премьера состоялась 20 января.

 

Конкретно – мое мнение. Я - не критик и не большой специалист в области театра. Думаю, даже мое режиссерское образование , полученное когда-то в ГИТИСе , не дает мне права судить о чужой работе. Тем более о работе совсем юных людей, только вступающих в мир большого искусства. Вообще детей нужно хвалить. И все.

Вот я и хочу это сделать , хотя не могу сказать, что спектакль «С_училища» меня поразил. Не поразил. Но вдохнул радость. Такую свежесть, какая появляется, когда в душной комнате открываешь форточку. Спектакль стал удовольствием для меня. Признаюсь, что такое бывает не часто. Случается, что идешь на проверенные имена, а потом сидишь, мучаешься. И с ужасом ждешь конца спектакля, потому что потом же надо пойти и что-то сказать авторам…

Понравился ли мне спектакль « С_училища» ? Да. Посоветовала бы я вам его идти и смотреть? Не знаю. Точно – не всем, кто меня сейчас читает. Я думаю, что и художественный руководитель театра Пушкина Евгений Писарев тоже понимал – постановка сия не для всех. Это, наверное , даже еще и не совсем спектакль. Скорей. лабораторная работа. Поэтому он идет на малой сцене. И соберет, я уверена, своего зрителя. Прежде всего потому, что спектакль этот - нескучный, своеобразно решенный режиссером и хорошо сыгранный актерами. Пьеса, написанная молодым драматургом Андреем Ивановым, получила приз на фестивале молодой драматургии «Любимовка-2017». Написана пьеса, с моей точки зрения , блестяще, не смотря на большое количество нецензурной лексики. Вот странно – моя подруга, с которой мы вместе смотрели спектакль, была этим страшно раздражена, а я почему-то почти не услышала мата. Он как-то органично растворился в сюжете. На самом деле, чтобы пьесы была качественной , нужно не так уж много. Диалоги. Чтобы сюжет двигался, и лучше - не по поверхности. Чтобы характеры развивались, а герои менялись. Все. Чтобы из просто качественной пьесы поучились «Три сестры» нужно что-то еще, но это к нашей теме не относится. Вобшем, лично у меня никаких претензий к тексту драматурга нет. А вот к режиссуре – полно! Например, видео. Ну, зачем отвлекать внимание зрителей дополнительными приспособлениями типа экрана и «закрывать» актеров, которые и без этого вполне точно, уверенно ведут свои «партии»? Они совершенно не нуждаются в подпорках! Видимо, Сергей Серзин думает по-другому. Или был не уверен в артистах. Или в себе. А , возможно, молодой постановщик просто хотел организовать пространство и действие по- особому, не так как все. Ему это удалось. Прибавило ли это что-то спектаклю? Не уверена.

Таисия Вилкова играет главную женскую роль – продавщицы Таньки . Назар Сафонов – мужскую , преподавателя ПТУ, где Танька заочно учится. Действие происходит в маленьком провинциальном городке. Сцена - мир этого городка. Это мир люмпенов, пьяниц и гопников. Мир бессмысленных, отупевших и спившихся людей . На ступеньку выше этих стоят такие же глупые, бессмысленные и сладострастные, но более хитрые, образованные и богатые. Здесь бушуют свои страсти, действуют свои законы и понятия. Здесь свои представления о любви и верности. Здесь человек и его жизнь не имеют никакой ценности. Это мир, из которого все хотят вырваться. И никогда не смогут. Ни красота и девственность Таньки, ни изворотливость Сергея, ни деньги Славика им не помогут. Все они обречены. Поэтому они этот мир ненавидят и пытаются его разрушить. И мы становимся свидетелями настоящей драмы, которая разворачивается между Танькой и Сергеем…

Таисия Вилкова играет потрясающе. Я не видела ее в других ролях, но даже по этой можно смело предположить, что у актрисы большое будущее. Для режиссеров ее фактура – настоящая глина, из которой можно лепить все, что угодно. При этом, совершенно очевидно мне лично, что недавняя студентка – уже абсолютно сложивщаяся личность. Бессмысленно пытаться извлечь что-то из актера, в котором ничего нет. Таисия – духовно наполненный, интересный человек. Думаю, что иначе она просто не с могла бы сыграть очень сложную роль в пьесе, где по сути, кроме нее, нет ни одного положительного героя, да и сама она – то ли абсолютное воплощение зла , то ли жертва. Это не ясно. Во всяком случае – не очевидно.

Очень хочу перечислить всех причастных к действию, потому что они все талантливы. В разной мере, но у каждого – индивидуальность, каждый пытается прожить и понять своего героя. Это видно. Кроме Таисии и Назара, в спектакле заняты Николай Кисличенко, Сергей Миллер, Наталья Рева – Рядинская, Кирилл Чернышенко, Екатерина Рогачкова, Владимир Зиберев. Костюмы придумала София Матвеева, а видео сделала Дарья Шумакова. Молодые актеры – все, кроме Миллера, недавние выпускники мастерской Евгения Писарева. Они , как и положено выпускникам, еще до краев полны невероятной страстью и горячностью . В них все кипит, бурлит и рвется наружу. Они выкладываются на сцене полностью. Они не играют на ней - а живут и умирают.

Очень здорово, когда путь от студенческой скамьи в настоящий театр начинается с достойной работы. Какой, по моему скромному мнению, несомненно является спектакль « С_ училища»

 

Лариса Максимова, зритель