СМЕРТЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ ПРОИЗОЙДЕТ ВО СНЕ,

или как смелый эксперимент Президента Канского фестиваля Андрея Сильвестрова завершился созданием интернационального фильма «Россия как сон»

Фильм по идее Андрея Сильвестров «Россия как сон», стоит посмотреть. Даже нужно. И даже если для этого придётся потрудиться. Поискать места, где его будут показывать. Потому что «Россия как сон» - не боевик и не комедия , оно из категории - "кино не для всех". Для всех у нас почему-то  елки-палки и другие всякие елки. Кто-то решил, что людям это нравится. И людям это нравится. Ибо мы, люди, увы, животные - коллективные. «Россия как сон»  - для индивидуального восприятия. Для тех, кто хочет отвлечься от развлечений разного порядка и на семьдесят две минуты окунуться в атмосферу маленького города Канска. Он находится в двухстах пятидесяти километрах от Красноярска, и в нем вот уже пятнадцать лет проходит кинофестиваль. Сибирский город с населением в сто тысяч человек, по сути, является столицей мирового короткометражного экспериментального кино и современного искусства. Вы когда-нибудь об этом слышали? Я нет. Я вообще не подозревала о существовании Канска - такого тихого, такого, на первый взгляд, унылого. С вышками электропередач и сухой травой на ветру. И одновременно – поэтичного. И фильм поэтому получился такой же – небыстрый и лирический. Он художественный и документальный одновременно. Чем-то напоминает джазовую импровизацию, где голоса и инструменты, звучащие сначала отдельно, в финале сливаются в одну общую тему.

По раздолбанной дороге едет старенький советский автобус. В нем нет пассажиров. Только тарахтит двигатель, и подпрыгивают сиденья на ухабах. Автобус-образ. Он соединяет истории фильма, снятые разными авторами. Среди них были и профессиональные режиссеры, были и любители, художники, поэты, музыканты. Человек двадцать, наверное. Не только русские , но и французы, немцы, голландцы. Андрей Сильвестров придумал привезти их всех на кинофестиваль. Но не смотреть, а снимать кино на заданную тему. Весьма непростую - "смерть цивилизации". А именно - как увидеть и вообразить цивилизацию после ее исчезновения. Свои размышления об этом , основанные на впечатлениях в городе Канске. Что сняли? Выдуманные истории о собственной смерти и признания в любви. Монолог одинокой души из «Чайки» Чехова и открытки с того света. Людей на рынке и в столовой, на берегу реки и в лодке. Свалку ржавых машин как в «Сталкере» и самодеятельный концерт в клубе, где бабки весело отплясывают и задорно поют. Мост через реку, по которому несутся железные поезда. И все это так обычно, буднично снято, что даже чудится запах железа и шелест березовых листьев. Кто-то читает стихи, кто-то экспериментирует с иностранными словами... Молодая девушка бродит среди березовой рощи и напевает неизвестный мотив. Человек пишет на рельсах. Женщина сидит у реки Кан и читает стихи о том, как жизнь изумляет ее. Русский драматург Юрий Клавдиев, сидя на обгоревших обломках деревенского дома, поет о расставании. Французский архитектор Бертран Госселин рассказывает, что он пережил, когда тонул в обжигающе холодной воде канской речки. Голландский режиссер Пим Звиер читает текст об устройстве шхуны, находясь в Музее Каннского Морского кадетского корпуса. Президент фестиваля Андрей Сильвестров делится своими предчувствиями о приближающихся изменениях на Земле. Персонажи фильма - жители Канска ( настоящие, не придуманные) говорят о смерти. Рассуждают, как хотели бы умереть. Тоже совершенно без пафоса , как о деле обыкновенном и даже требующем подготовки - уложить спать детей, приготовить обед для мужа, потом вдруг почувствовать себя нехорошо...

Смотрели мы этот фильм – не поверите - в черногорском городе Которе. Марат Гельман, известный галерист, как известно ныне проживает в Черногории. Он создал в Которе Дом художника, где периодически проводит разные интересные показы и выставки. А Андрей Сильверстов - продюсер и один из авторов фильма, нас сюда пригласил. После фильма было небольшое обсуждение. Фильм понравился тем зрителям, кто не ждал и не искал в нем чернухи. Конечно, нет ничего веселого в городе Канске, и на серых лицах людей усталость и тревога. Но не отчаяние и не злость. Фильм вообще снят и смонтирован людьми, которые предпочитают свет мраку, надежду - обреченности. Добрая и грустная получилась картина. Особенно меня поразило, что мальчишка десяти лет стал тоже задавать автору вопросы. Значит, смотрел с интересом. А ведь это не мультик и не детектив. Может быть, уже стали вырастать другие люди? И может быть, им будет нравиться другое кино?

текст: Лариса Максимова