УГОЛОК ЖИВОГО ЗРИТЕЛЯ


В НАШЕЙ ПАЛИТРЕ ДВЕ КРАСКИ – ЧЕРНАЯ И БЕЛАЯ,
или Почему нужно всем посмотреть спектакль «ВСЕ ОТТЕНКИ ГОЛУБОГО» в театре «САТИРИКОН»


ПРЕДИСЛОВИЕ

Накануне спектакля я была в гостях у Михаила Барщевского – адвоката, игрока «Что? Где? Когда?», человека весьма широких взглядов, образованного и в меру циничного.  Я давно знаю Мишу, и поэтому еще знаю очень точно , что несмотря на  государственную должность, у него абсолютно все в порядке с головой. Даже очень в порядке. Во всяком случае, ретроградом его точно не назовешь.

Так вот. Мы говорили про гомосексуалистов. Сошлись во мнении, что репрессивные меры на любом уровне, прежде всего на законодательном, в отношении них, несомненно, исключены. А дальше  - все зависит от состояния общества. Где-то к геям относятся весьма толерантно, где-то преследуют и убивают. В России однополые отношения совсем не являются нормой, как бы нам не хотелось выглядеть по-европейски. Даже , если их и принимают, то  с оговорками. Всегда есть какое-то «но». Допустим прогрессивный адвокат Барщевский не видит в этих отношениях никакого «ужаса-ужаса» . «Но - добавил Михаил Юрьевич , - я против того, чтобы им разрешали усыновлять детей». И я с  ним согласилась.

СПЕКТАКЛЬ
А на следующий день я пришла в театр «Сатирикон» на спектакль «Все оттенки голубого». Пьесу написал Владимир Зайцев. Поставил ее  Константин Райкин.

 Я даже не знаю с чего начать. Так всегда бывает, когда посмотришь очень хороший спектакль. Такое количество эмоций захлестывает тебя, такое смешение чувств и такой невероятный подъем, что просто хочется прыгать от радости и все-всех-всех звать тоже это посмотреть. Но «Все оттенки голубого» нужно посмотреть не только поэтому. Впервые (впервые!!!) появилось ( и ли я просто не видело другого?) нормальное , человеческое, очень сердечное высказывание на эту тему. Не гимн гей-культуре, не депрессивные страдания , понятные только посвященным, не стеб . А серьезную попытка понять, с чем приходится столкнуться человеку в тот момент, когда он осознает себя не таким как все. Например, гомосексуалистом. Собственно , это , наверное , высшая точка непохожести на остальных. Ты не просто белая ворона, ты – настоящий изгой. Именно так чувствует себя чудесный парнишка по фамилии Бекетов ( его играет Никита Смольянинов). Едва оправившись от шокируюещего его самого осознания, что мальчики ему нравятся, а девочки нет, он сталкивается с настоящим прессингом в школе и дома. Он мог, кстати, промолчать и жить своей, непохожей на жизнь большинства, жизнью втихаря, тайком встречаясь с теми, кто ему интересен и приятен. Именно это ему и советует его новый друг Егор ( актер Илья Денискин) . О том , что Егор гомосексуалист, никто из его окружения не знает. А искренний и очень открытый миру Бекетов не может молчать. И  говорит родителям, что он гей. Его папа (актер  Владимир Большов) – отставной военный. Мама ( актриса Агриппина Стеклова) работает в отделе кадров. Я думаю, вы легко можете представить себе их реакцию на признание сына. Для них оно – шок, удар, конец жизни. Если бы Бекетов-младший признался, что убил и выпил кровь младенца, они бы ,наверное , расстроились меньше. Но хуже всего, что мама и папа не намерены сидеть, сложа руки. Отменив запланированный развод, родители вместе с бабушкой кидаются спасать ребенка, вовлекая Колю в водоворот кошмарных унижений и невероятных страданий. Они это делают – от любви. Они искренне хотят вылечить, исправить, все вернуть на привычные места.

Как прекрасно играют актеры! Все! Нет ни одной неточной актерской партии. Как динамично развивается действие, меняются сцены, работает сценография! Спектакль, который длится два часа без антракта, стал для меня историей жизни. Действием , от которого невозможно оторваться. Историей подлинной, глубокой, трагичной.  Историей, в которой нет плохих и хороших, черных и белых. Собственно как и в жизни. Два часа  -  за которые комедия превращается в драму и , наконец, в трагедию. Смех в зале , который сопровождает забавные, по-настоящему смешные сцены  - сменят тишина. Никто не уходит. Никто! Хотя по комментариям за спиной, я понимаю, что не все понимают, что именно происходит на сцене. Кому-то очень хочется просто похихикать. Но мне показалось, что спектакль пробивает даже таких. Во всяком случае, в финале зал аплодирует стоя. Очень долго и искренне.  
  

Константин Райкин превратил очень хорошую пьесу не просто в очень хороший спектакль. Он совершил поступок. Одним из первых серьезно заговорил на тему, о которой говорить непросто. Особенно в нашем обществе, состояние которого  явно оставляет желать лучшего. Всегда во все времена у нас было принято травить и изгонять тех, кто выделялся и не был причесан  под одну гребенку со всеми остальными. Так было в большинстве семей, в школах, институте , армии, на работе. Сегодня мало что изменилось. Во всяком случае, чиновники от культуры, как черт ладана, боятся таких спектаклей, книг, фильмов , опер. Они их , мягко говоря, не рекомендуют. Почему они это делают – отдельная тема. Наверное, не только по глупости и серости. Причем, спектакли , созданные режиссерами, активно воспевающими гей-культуру,  выпускаются в немыслимым количествах. Почему-то. Их сопровождают скандалы и демарши. Это лишь делает эти спектакли еще более популярными . Но , в целом, у нас принято на эту тему молчать.  Поэтому, за исключением небольшой группы продвинутых, люди геев ненавидят. Или стараются о них не думать и не знать. Пока их лично это не коснется.
 

Райкин говорит о гомосексуализме серьезно, глубоко, с позиции большинства . Он рассказывает о человеческой трагедии человеческого существа, осознавшего себя не таким как все. Примитивно видеть в этом только рассказ о положении геев в России, смешно обвинять режиссера в популизме. На «Все оттенки голубого» нужно обязательно придти. Чтобы понять, что все трагедии мира, приведшие к уничтожение себе подобных , начинаются с маленького союза «но».


Лариса Максимова