УГОЛОК ЖИВОГО ЗРИТЕЛЯ

Лариса Максимова

ВОСПОМИНАНИЯ НЕ ТОНУТ,

или  несколько слов о роли воды в опере М.Вйнберга «Пассажирка», масштабном  проекте театра «Новая опера» и роли в этом личности  английского дирижера  Яна Латам-Кенинга

   Оперу Моисея Вайнберга «Пассажирка», которая идет в театре «Новая опера», невозможно назвать просто спектаклем .Это какое-то грандиозное, невероятное  и оглушительное действие, в котором соединились гениальная музыка, невероятное режиссерское решение, точно придуманная  сценография и безупречное исполнение. Редкий случай, когда даже критикам не к чему придраться.

   Опера «Пассажирка» произвела на меня действие , ни с чем несравнимое. Может быть, дело тут и в истории создания этой оперы. История эта мало кого может оставить равнодушным. Автором идеи оперы был Дмитрий Шостакович, который помог Моисею Вайнбергу в 1943 году вернуться из эвакуации в Москву. Польский композитор оказался в СССР незадолго до начала Второй мировой войны, после того, как его отец и сестра погибли в концентрационном лагере Травники , а он был вынужден бежать. Так он оказался в Минске, откуда в начале войны был эвакуирован вместе с Минской консерваторией в Ташкент. Оттуда он написал Шостаковичу, а в письмо вложил партитуру своей Первой симфонии. Композитор, который к этому времени уже считался классиком советской музыки,  был поражен мастерством и зрелостью сочинений молодого человека. Они подружились , и эта дружба длилась всю жизнь до смерти Дмитрия Дмитриевича. Какое-то время Вайнберг даже воспринимался своеобразной тенью Шостаковича , так много сходства было в их музыкальном языке и приемах

  Вайнберг приступил к сочинению оперы «Пассажирка» по заказу Большого театра. Либретто было написано  по мотивам одноименной повести писательницы Зофьи Посмыш, которая была узницей Освенцима. Шостакович , с чьей подачи и началась вся эта работа , внимательно следил за ее развитием. Однако в разгар репетиций опера была снята с постановки без обьяснения причин. «Пассажирка» так и не увидела свет при жизни композитора. Вайнберг умер в1996 году, а премьера концертной версии состоялась только в 2006.

    И вот теперь эта оперу поставили в «Новой опере». Огромная заслуга в этом главного дирижера театра Ян Латам-Кенинга, который является музыкальным руководителем и дирижером оперы «Пассажирка». Ян – не просто профессионал высокого класса, но необыкновенно яркий и творческий человек, способный придумать и поддержать самые невероятные проекты. Для меня лично еще очень важно, что он - страстный поклонник музыки Шостаковича и  знаток его биографии. Не так давно Ян Латам-Кенинг получил «Золотую маску» за спектакль «Тристан и Изольда». Под управлением этого дирижера в «Новой опере» также прозвучали «Страсти по Матфею» Баха, «Страсти по Луке» Пендерецкого ( российская премьера), «Военный реквием» Бриттена. Ян руководил постановками «Саломеи» Штрауса, «Тристана и Изольда» Вагнера, «Трубадура» Верди и многими другими. Согласитесь, перечисленные названия выдают в Яне Латам –Кенинге, по-настоящему, незаурядного человека и дирижера. Я догадывалась об этом и до посещения «Пассажирки», поскольку была на всех этих спектаклях. А вот режиссер оперы, Сергей Широков, стал для меня настоящим открытием. Как и сценограф, Лариса Ломакина. Я давно не видела такой масштабной и одновременно точной постановки спектакля на такую невероятно сложную и трагическую тему. События развиваются в двух плоскостях : в Освенциме, и на палубе океанского лайнера. Здесь происходят  встречи двух женщин: Марты и Лизы, Первая встреча – в Освенциме, где Марта была узницей , а Лиза – жестокой надзирательницей. Именно Лиза стала причиной гибели в лагере возлюбленного Марты – скрипача Тадеуша. Можно ли забыть и простить такое ? Вторая встреча двух женщин случается на борту корабля через двадцать лет после войны. Для Лизы , которая стала женой дипломата, появление Марты  – как гром среди ясного неба. Это ведь может стать настоящим скандалом для ее мужа-дипломата. Лиза в панике. На Марту же обрушиваются воспоминания о прошлом. О том, как   она , будучи  узницей барака, оказалась во власти надзирательницы, о несчастных женщинах, которых она там встретила, об ужасах жизни за колючей проволокой….

     Режиссер и сценограф придумали воду. Это, как любят говорить театралы, - фишка спектакля  Она – настоящая вода - плещется за бортом лайнера. По ней ходят босыми ногами узницы Освенцима. Она отражается на декорациях, бликами трепещет на театральном занавесе. Вода – это воспоминания и мысли, муки совести  и сожаления. Вода словно говорит зрителям: нельзя сбежать от себя, и воспоминания, как не пытайся их утопить, всплывают, а  содеянное становится видимым.  Сергей Широков , если я правильно поняла, в первую очередь телевизионный режиссер, постановщик программ на канале «Россия» - в частности конкурса «Синяя птица» , новогоднего «Голубого огонька», телевизионной премии «ТЭФИ», многих номеров на «Евровидении». Поэтому в постановке и оформлении «Пассажирки» так много телевизионных приемов и современных видеоэффектов. Но они существуют органично, дополняя музыку и добавляя эмоций зрителям, которые внимательно  следят за развитием событий в опере. Вот звучит трогательная и лирическая партия одной из узниц Освенцима, а в следующую минут зал взрывает лай собак, изображение которых возникает над декорацией. Псы рвутся с поводков, их глаза налиты кровью. Становится ужасно страшно за этих худеньких и изможденных женщин. Их дни сочтены, и спасения не будет. А потом по стенам и потолку зала театра возникают фотографии евреев - жертв Холокоста из музея Яд Вашема в Иерусалиме. Все эти телевизионные приемы делают постановку масштабной, превращают оперу в некое грандиозное действие. В целый проект.

    Партию Марты исполняет Наталья Креслина, Лизы - Валерия Пфистер, Кати , русской партизанки – Ирина Байкова, Вальтера , мужа Лизы – Дмитрий Пьянов. Все исполнители оперы, а их больше  тридцати человек, безукоризненно ведут свои линии, не фальшивя ни в музыке, ни в актерской  игре

    Что еще добавить? Премьера  спектакля состоялась в день памяти жертв политических репрессий. Опера затрагивает не только тему Холокоста, но и вообще уничтожения людей разных национальностей в лагерях, истребления человеком подобных себе, жестокости и насилии. Спектакль создан при поддержке народного артиста СССР Иосифа Кобзона.

     Смотреть и слушать «Пассажирку» нелегко, это серьезный труд и напряжение. Но из зала ты выходишь не только заплаканным и усталым, но и наполненным, просветленным. Чуть лучшим, чем вошел туда.

 

Лариса Максимова

.