«МОЛОДОЙ «САТИРИКОН» ВЫХОДИТ НА СЦЕНУ,

 или почему «НЕБАЛЕТ» собрал так много зрителей

 

     Я очень люблю смотреть студенческие спектакли. Или  постановки выпускников. Сегодня часто, окончив курс в  институте, молодые актеры  не разбегаются по театрам ( собственно ,их нигде особо и не ждут), а создают свои студии. Так поступили и первые выпускники Высшей школы сценических искусств Константина Райкина. Под руководством педагога по пластике Рената Мамина, они еще  на сцене Учебного театра поставили хореографический спектакль «НЕБАЛЕТ». Сегодня «НЕБАЛЕТ» стал первым премьерным спектаклем «Молодого Сатирикона» на сцене ДК МАИ, куда театр, под руководством Константина Райкина вынужден из-за незавершенного ремонта перенести часть  своего репертуара. 

  Первое мое удивление – полный зал народа. Все-таки даже в таких отдаленных районах зрители не ходят на что попало, а тщательно выбирают, куда пойти. Чем же их мог привлечь студенческий спектакль, в котором даже нет «звезд»?  В «НЕБАЛЕТЕ», в самом деле, пока звезд нет, но в нем столько драйва, энергии, художественного вкуса, столько красоты и таланта, что я почти уверена - после первого показа пошел слух «по району» , и именно поэтому на второй премьере было так много народу. Одними друзьями и родственниками такой зал не наполнить.

      Второе мое удивление:   «НЕБАЛЕТ» вышел за рамки учебной работы и стал полноценным профессиональным пластическим спектаклем.

- Меня много лет его не отпускала идея сделать постановку на  великую музыку «Кармен-сюиты» Ж.Бизе-Р.Щедрина, где нет ни одной проходной музыкальной темы, каждая – хит – рассказал о своей работе режиссер-постановщик спектакля Ренат Мамин - .А еще мне хотелось отойти от стереотипного образа Кармен - с розой, мушкой и веером – хотелось ее очеловечить, заглянуть в её детство. Но я не знал с чего начать. И вот, наконец, появились танцующие, обучаемые, настолько талантливые ученики, что воплощение этой моей фантастической идеи стало возможным А потом с этими же двадцатью семью молодыми  артистами (такой вот большой курс набрал Константин Райкин) мы сделали и вторую часть спектакля - на великую музыку  Моцарта и Пярта. 

    «НЕБАЛЕТ» - это история о том, почему прелестная девочка по имени Кармен превратилась в классическую героиню Мериме – циничную, злую, все разрушающую и  не верящую в любовь. Ее танцует Алина Доценко, двух подружек – Анна Петрова и Софья Щербакова. Они танцуют босиком, движения хрупких девочек нарочито угловаты, порывисты. В Кармен влюблен добрый и хороший мальчишка ( Ярослав Медведев, Константин Новичков, Даниил Пугаев) Юную Кармен и ее подруг окружает неприятный мир агрессивных молодых людей. Джинсы, каблуки, вульгарные колготки…Но именноиз этого мира приходит к Кармен первая любовь. Она влюбляется в красивого, сильного, но развязного и явно легковесного парня.  Исполняет эту роль ( Алексей Фалько, Андрей Худяков). Все знают, что он меняет женщин как перчатки, одна   Кармен не видит этого. Она кидается к нему , распахнув всю себя. но очень скоро выясняется, что ее возлюбленный просто играл с ней. Кармен оказывается одна – униженная , перед беснующейся толпой. Она больше не босая ,теперь на ее ногах – туфли, как символ начала взрослой жизни. Высокая худая женщина втыкает ей цветок волосы и дает сигарету.

   Танцы и все движения поставлены безупречно. Это понятно, ведь режиссер Ренат Мамин – профефсионал, экс-солист ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева (а это – «просто звери танца» по яркому выражению Константина Райкина) Ренат Мамин был рекомендован худруку «Сатирикона» Аллой Сигаловой в качестве педагога на курс, и сразу покорил его твердой педагогической установкой: «У меня халтурить нельзя».  

   Но удивляет ( мое третье удивление!) – как точно и профессионально танцуют актеры, среди которых нет людей со специальным хореографическим или балетным образованием. Они все - дилетанты в хореографии . Но зато они – профессиональные драматические артисты. И это очень приятно говорить о людях, который только что покинули альма матер. Несомненно, такая работа на сцене  – результат хорошей подготовки в Высшей сценической школе, Константину Райкину удалось подготовить артистов не просто  драматических, но универсальных, которые могут работать в серьезном психологическом театре, двигаться, петь, не чужды сложным акробатическим трюкам и большим физическим нагрузкам. Эта актерская разножанровость , а еще удивительная человеческая сплоченность курса и помогли Ренату Мамину создать очень красивую и глубокую постановку

«Это спектакль, который могут танцевать и играть только драматические артисты. Если бы это были балетные профессионалы – так бы не получилось, потому что здесь тонким причудливым образом соединяется их актерское драматическое начало с движенческими навыками», - прокомментировал увиденное сам Райкин

  Дворец культуры МАИ радушно принял новых артистов. Но , к слову сказать, условия , в которых приходится им работать -  непростые, Нет радиосвязи, холодно, маленькие кулисы и гримерки. ДК  просто не приспособлен под нужды современного драматического театра.

К сожалению, у Сатирикона пока нет другого выхода, и с февраля на новую сцену  в районе метро «Сокол» «переедут» «Король Лир», «Отелло» и «Чайка» Юрия Бутусова. До конца сезона там же выпустят три премьеры: в феврале -«НЕПУШКИН» Марины Дровосековой и Сергея Сотникова, к концу сезона - «Дон Жуан» Егора Перегудова.

     А пока, виват «НЕБАЛЕТУ»,  Ренату Мамину и первому выпуску Школы Константина Райкина.

 

Лариса МАКСИМОВА