ИРОНИЯ – ЛУЧШЕЕ СРЕДСТВО ОТ ВАМПИРОВ

      Театр, построенный под руководством Валерия Беляковича на далеком юго-западе Москвы, никогда не имел недостатка в зрителях. Время, потраченное истовыми театралами на дорогу, вполне компенсируется полученным эстетическим удовольствием и силой пережитых эмоций. Зрители, с первого раза попавшие на крючок авторского театра, заглатывают приманку еще и еще раз, поскольку репертуар – обширен и разнообразен (много чего хочется посмотреть), а труппа - талантлива и самобытна. Среди классических и современных пьес примечательна сценическая фантазия, сочиненная В. Беляковичем по мотивам романа Б. Стокера.

                                http://teatr-uz.ru/data/uploads/spectacles/drakula/1.jpg

       Человечество с детства придумывало себе страшные истории и сразу пугалось по-настоящему. Развлекает ведь только игра понарошку, а вот, когда приходится отыгрываться всерьез, становится действительно страшно, жутко и скучно, в конце концов.

                                          http://teatr-uz.ru/data/uploads/spectacles/drakula/15.jpg
       Спектакль «Дракула» не назовешь скучным и затянутым, хотя действие длится целых три часа сорок минут.
      Главное достоинство фантазии Валерия Беляковича: он не стремится напугать зрителей, и часто заставляет не содрогнуться, а рассмеяться, что с удовольствием делает благодарная публика, удивленно обнаруживая, что вампиры – те же люди, только со странностями, а граф Дракула, вообще – благородный страдалец, который любит одну-единственную женщину, за это в него можно действительно влюбиться.
    В спектакле - множество забавных сцен, одна из которых, объяснение в любви между Джонатаном Харкером (Михаил Белякович) и Вильгельминой (Карина Дымонт). Стоя друг к другу спинами, они повторяют фразы по несколько раз, обращаясь каждый к своему зеркалу, не слушая друг друга, но, пристально пытаясь увидеть что-то в зеркале. «Королевство кривых зеркал» - обманчивый мир, в котором живут люди, а вот вампирам зеркала не нужны, они в них даже не отражаются.

                                                                  http://teatr-uz.ru/data/uploads/spectacles/drakula/19.jpg
       Помолвка, устроенная Джонатаном и Миной, выглядит как бал женихов и невест. Повсюду царят белые и черные цвета, приумноженные зеркалами, подсвеченные радужным отсветом огней. Торжество заканчивается скорым отбытием жениха Джонатана в Трансильванию, где он должен заняться недвижимостью некоего графа Дракулы и получить сказочные проценты.
       Граф – молодой человек (А. Матошин), обладающий чрезвычайной выносливостью и гибкостью, сильно выигрывает на фоне корыстного и нескладного жениха, оставившего так не вовремя и надолго свою беззащитную Мину. Дракула хорошо сохранился, несмотря на пережитые века и войны, и по-прежнему ищет свою Елизавету, которая в нынешнем земном воплощении оказывается Вильгельминой.

             http://teatr-uz.ru/data/uploads/spectacles/drakula/11.jpg
       Михаил Белякович – талантливый комический актер. Его персонаж легко заставляет зрителей смеяться в самых неожиданных местах:
       - Мама часто говорила: - «Сынок, не бери от жизни все, зачем тебе так много неприятностей?»
       - Говорят, семейная жизнь так закаляет человека, что он не страшится загробной…
       Спектакль очень выигрывает за счет иронического взгляда режиссера. Юмор придает легкость, и самые серьезные вещи укладываются в голове лучше и надежней. Текст пьесы буквально-таки изобилует удачными афоризмами: «Медицина открыла так много новых болезней, что совершенно махнула рукой на старые»; «В Лондоне – грязный воздух, но англичан это не напрягает, они стараются дышать, не затягиваясь»; «От воздержания пока еще никто не умирал…, но ведь еще и не родился!».

                                                         http://teatr-uz.ru/data/uploads/spectacles/drakula/4.jpg
       Как выразительно и нескучно профессор (Олег Леушев) объясняет бестолковому Моррису (Д. Нагретдинов) и любознательному доктору (Е. Бакалов) некоторые особенности поведения вампиров с «научной» точки зрения. Как любопытно примечать детали четко выстроенной сценографии (В. Белякович). Все в спектакле работает в слаженном ансамбле: свет, звук, костюмы. Есть только две сцены, выбивающиеся, на мой взгляд, из этой гармонии.
       Целых три раза повторяется операция по переливанию крови укушенной вампиром Люси (Е. Шестовская). Зачем? И с первого раза понятно, что ночью прилетает вампир и выпивает всю перелитую девушке донорскую кровь.                                
       Финал пьесы оказывается чересчур пафосным. Дракулу убивают, «по науке» вонзая в него шесть осиновых кольев. Последний, седьмой кол пронзает сердце Вильгельмины, бросившейся спасать своего возлюбленного, так, что пара умирает одновременно.
       Но ирония все же не покидает спектакль:
       - Не надо так пристально вглядываться в зеркала, а то рискуешь поверить в то, что видишь…
       Ирония и самоирония всегда присущи уму и свободе, именно это притягивает мыслящую публику к дому 125 на проспекте Вернадского.

опубликовано в журнале "Станиславский"
27.04.2008

http://teatr-uz.ru/na-yugo-zapade-ne-boyatsya-vampirov