Театр им. Вахтангова: официальный сайт.

СТАТЬИ О СПЕКТАКЛЯХ И ИНТЕРВЬЮ:

1. спектакль  Гроза
2. спектакль Питер Пэн
3. спектакль Мужчины и Женщины
4. спектакль Кармен
5. спектакль Анна Каренина
6. интервью с директором театра Кириллом Кроком
7. интервью с Евгением Князевым
8. Людмила Максакова о своей маме
9. интервью с Евгенией Крегжде

10. спектакль НАШ КЛАСС. История в 14 уроках

11. спектакль Эдип

12.Открытие сезона 2017/18 http://mnenieguru.ru/index.php/zametki-2/396-otkrytie-sezona-2017-18-v-teatre-im-vakhtangova

13.спектакль "Сергеев и городок" http://mnenieguru.ru/index.php/moe-mnenie-o-spektaklyakh-2/24-teatr-im-vakhtangova/405-spektakl-sergeev-i-gorodok-teatr-im-vakhtangova

Городок провинциальный...

Роман Зайончковского "Сергеев и городок" вышел в 2004 году и сразу привлек внимание режиссера Светланы Земляковой. Текст ее не отпускал, но постановка не могла осуществиться, пока какой-нибудь театр не заинтересуется ею. На эксперимент пошел Театр им. Вахтангова в лице его  художественного руководителя Римаса Туминаса, который дал Светлане Земляковой возможность репетировать со своими артистами на Новой сцене.

Все они молодые и очень востребованные, большая их часть играет в нашумевшем спектакле «Наш класс», Мария Бердинских – самая опытная из ребят, дольше всех работает в театре Вахтангова и давно заслужила доверие Мастера ,  задействована  в лучших спектаклях Римаса Владимировича.  

Для Светланы Земляковой привычно работать над инсценировками, она любит иметь дело с прозой, а не с драматургией, такими были сами популярные ее спектакли: "Вий" по повести Гоголя, "На траве двора" по рассказу Эппеля, "В.О.Л.К." по Василию Аксенову.  В спектакле «Сергеев и городок» звучит много авторского текста Олега Зайончковского. Режиссер сделала это намеренно, пытаясь передать зрителям свое восхищение "богатым  русским языком, которым написан роман": «Так уже не пишут. Тут перемешаны лубок и сказочность, и абсурд,  и точные документальные зарисовки, живые диалоги и яркая сочная низовая культура, и все это написано с такой любовью к маленькому незаметному человеку…».

- С автором я не встречалась, впервые он увидит нашу работу сегодня, - сказала перед премьерой режиссер Светлана Землякова.  – Честно говоря, мне как-то  боязно, ведь все  авторы трепетно относятся к своему тексту, и что скажет Олег, узнаем после спектакля. 

Роман Зайончковского состоит из множества новелл. Чтобы не перегружать спектакль, Светлана Землякова отобрала восемь.  Все они про обычную жизнь на периферии в городке, который еще недавно был поселком.  Молодые артисты с удовольствием погрузились в материал. Оказалось, что все они знают об этой жизни не понаслышке, многие герои стали для них в процессе работы почти родными.  Десять актеров сыграли почти все население городка и, когда эскиз спектакля был показан Римасу Туминасу, а потом актеры вышли к нему на разговор, он был искренне удивлен, что их так мало. Ребята очень пластичны, разнообразны, они умеют  перевоплощаться, в итоге получается огромная и пестрая компания непохожих друг на друга разновозрастных жителей городка.

Главный герой романа, по словам режиссера – такой, про кого ей всегда интересно делать спектакли:  «маленький, слабый, незаметный, который неизвестно зачем живет и мучается».

Вахтанговскими артистами  Светлана Землякова очень довольна. Во время репетиций шел процесс взаимных поисков. У каждого актера получилась своя история, своя главная роль. Почти все они – выпускники Щукинского училища. Максим Севриновский какое-то время учился в ГИТИСе, где много лет преподает Светлана Землякова: «Весь этот замысел возник из нашего знакомства. Главный герой романа Сергеев, которого играет Максим  – в первой части нашего спектакля ходит и рассказывает о людях городка как бы немножко со стороны, а во второй части уже сам является действующим лицом.

Получается прямо несколько дней из жизни Сергеева. Время в новеллах блуждающее, то девяностые годы, то далекие советские годы, то начало двухтысячных…Мне показалось, что как бы оно не менялось, в этом маленьком городке оно остановилось…».

Жизнь в городке  совершенно растительная и может показаться временами скучной, но  один из героев на это скажет: «А чем она плоха? Нормально мы живем, нам бы успеть посадить да вырастить…».  И пусть маленький человек никому не нужен, но ведь живет же, так пусть и живет «нормально». И он имеет право болеть и переживать, и грустить, разочаровываться в смысле жизни и снова искать этот самый смысл.

Спектакль вышел неторопливым,  литературным и очень интеллигентным, несмотря на вполне реальную разговорную речь колоритных жителей городка.

 

фото Михаила Гутермана

На Новой сцене Вахтанговского театра 10 и 11 февраля играют Стриндберга. По приглашению Римаса Туминаса, художественного руководителя Государственного академического театра имени Вахтангова, в Москву на краткие гастроли прибыли известные итальянские актеры Адриана Асти, Джорджио Феррара и Джованни Криппа.

http://www.vakhtangov.ru/slir/w800-h800//upload/site/%D0%9F%D0%BB%D1%8F%D1%81%D0%BA%D0%B0%20%D1%81%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B8/%D0%9F%D0%BB%D1%8F%D1%81%D0%BA%D0%B0%20%D1%81%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B8%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F%202.jpg

 

Гроза женского роду


Сегодня, когда большинство населения устало от вечных новостей о конце света, катастрофах, а гибель людей воспринимается почти обыденно, кому нужно так подробно, как это сделано в спектакле «Гроза» Театра им. Вахтангова, разбираться в человеческих и семейных отношениях, в причинно-следственных связях самоубийства одной несчастной женщины? Ответ, как говорится, однозначный: это нужно нам.

                                                              

Затаив дыхание

Древнегреческая трагедия как сценическое произведение со своего рождения призвана  приобщать народ (зрителей) к урокам истории. Ведя героев к трагическому исходу, катастрофе, создатели представления потрясали публику, добиваясь катарсиса. Пьеса Софокла «Царь Эдип» слывет в театральном мире идеалом античной драмы. Именно к этой высокой трагедии обратился главный режиссер Театра им. Вахтангова Римас Туминас, когда художественный руководитель Национального театра Греции в Афинах - Стафис Ливафинос предложил поработать над совместным проектом. Размышлять о превратностях судьбы на примере героев, коим, безусловно, считался Эдип, спасший город, Туминасу куда интереснее, чем рассматривать под микроскопом мелкие обиды измельчавшей современной драмы. Потому проект стал таким масштабным и грандиозным, и даже жаль, что в России никогда не было театральных пространств под открытым небом с многотысячной аудиторией, подобных Национальному театру Греции в Афинах или амфитеатру в Эпидавре. Но и на прославленной академической сцене постановка художественного руководителя Театра им. Вахтангова потрясет воображение зрителей.

Пустота сцены обманчива – она еще как заполнится содержанием (Римас Туминас и Адомас Яцовскис). Музыка таинственно негромка – она еще как достанет душу каждого (композитор – Фаустас Латенас). Черные птицы закружатся над пустотой, пугая двух невинных созданий в белоснежных платьицах. Группа людей «в черном» безмолвствует только первые такты, это - настоящий греческий хор, который комментирует все происходящее народу, объясняя «простым смертным» замыслы богов. Публика не скрыта темнотой, каждый на виду, зрители тоже –  народ, то есть...простые смертные.

http://www.vakhtangov.ru/slir/w400-h267-c400x267/upload/media/7ddb133aeb.jpg

Два доминирующих цвета постановки – черный и белый, ведь  у чистоты нет иного цвета, кроме белого, а преступление и горе – всегда черны, во всяком случае, в этой стороне света. Огромный железный вал или барабан судьбы неотвратимо катится вперед, иногда тяжело отступая, кажется, вот-вот задавит все и всех. За эту конструкцию хочется выразить восторг всей постановочной группе и актерам, которые взаимодействуют с ней как настоящие каскадеры, нередко заставляя публику затаивать дыхание. Эдип (Виктор Добронравов) в белых одеждах победно и молниеносно взлетает на неустойчивую «вершину», твердо впечатывая ногу в верхнюю покатую сторону цилиндра.

http://www.vakhtangov.ru/slir/w400-h267-c400x267/upload/media/cf47737cbf.jpg

Честолюбие и геройство вознесли его над Фивами, куда он устремился из родного дома. От собственного царского наследства Эдип,  узнав о зловещем пророчестве, бежал подальше, опасаясь отцеубийства и кровосмесительства, что уготовил ему злой рок. «Если бы знать…», - вздыхали  люди задолго до чеховских сестер и сегодня вторят вслед за ними: «Если бы…». Эдип самонадеян и удачлив до поры до времени, он уверен, что пришел в этот мир победителем. Если дорогу не уступают, обидчиков надо убить, если мешает сфинкс, его легко победить, кто предупрежден, тот вооружен. Но боги смеются над земными планами. Недолго радуются и славят героя Фивы, недолго счастлива царица Иокаста (Людмила Максакова), обретшая молодого мужа вместо убитого кем-то Лая. Мор и беды, обрушиваются на город, и народ справедливо требует от властителя решительных действий. Убийство царя Лая ждет отмщения, и Эдип начинает расследование, уверенный в собственной непогрешимости. Народу является слепой прорицатель Тиресий.

http://www.vakhtangov.ru/slir/w400-h267-c400x267/upload/media/b9b714a82b.jpg

Артист Евгений Князев в этой небольшой роли столь убедителен и значителен, что только моральный слепец может не признать его правоты. Мудрый Тиресий знает, что было и что будет, он не боится, но бережно пытается предостеречь неразумных. Увы, в каком отечестве слушают своих пророков? Веками властители окружали себя хитрецами, льющими в уши елей, а тем временем, росла и крепла ложь, воцарялась безнаказанность. Самоуверенность толкает Эдипа к краю пропасти. Креонт (Эльдар Трамов), пославший за Тересием, осмеян и обвинен в жажде власти («безумная затея – борьба за власть без денег и друзей»). Но Креонту не нужна корона, он только рад своей «простой» принадлежности к царскому роду, дающей возможность  наслаждаться, ничего не делая.                                                                        Невозможно не отметить слугу-воина Эдипа (Павел Юдин) – верный царев пес обожает хозяина каждой своей клеточкой, он счастлив повиноваться даже взмаху бровей, любому настроению. Он пришел в этот мир рабом, и жизнь без хозяина теряет всякий смысл. Он вне народа, он - возле ног.

Хор-народ активно требует возмездия, молит о спасении, ищет виновных в своих бедах. Греческая демократия налицо: «Хоть ты и царь, равно имею право ответствовать…». Эдип в гневе. Он размышляет, проводит дознание, ищет выход. Царь не снимает с себя ответственности. Наигрывая щемящую мелодию, золотой саксофон не спасает город, как простая  дудочка юноши-крысолова. Тут вообще непонятно, кто кого ведет: царь – народ (хор) или хор (народ) царя. Одно ясно: без жертв город не спасти.

http://www.vakhtangov.ru/slir/w400-h267-c400x267/upload/media/d180c6e05d.jpg

Иокаста, мудрая женщина, раньше всех понимает, что руками пастухов (Артур Иванов и Рубен Симонов), спасших невинного младенца от гибели, свершилось назначенное злым роком. Белое платье сменяет черное, белые крылья ангела-хранителя девы (Екатерина Симонова) покидают ее, и она уходит от позора и из этой жизни, не колеблясь. Махину трагедии не остановить, не повернуть вспять, ошибок не переделать. За  каждым маленьким прегрешением следует тем большее наказание, чем больше времени оттягивать расплату. Людям часто кажется, что судьбу можно обмануть, но … никто не знает, как. И мало, кто готов просить прощения за содеянное, всегда кажется, что виноват кто-то другой. Человечество за всю свою историю так и не научилось ценить уроки этой самой Истории.

http://www.vakhtangov.ru/slir/w400-h267-c400x267/upload/media/de9f49047f.jpg

Очень больно смотреть Правде в глаза, и потому, Эдип наказывает прежде всего свои очи, выкалывая их безжалостно. Узнав истину, Герой остается героем, не щадя себя ради спасения других. Тот, кто грешен, должен уйти добровольно, чтобы не запятнать невинных. Две маленькие девочки останутся на попечительство мгновенно протрезвевшего и повзрослевшего  Креонта. Хор отойдет на задний план. Лишь огромные черные крылья крылатой девы-судьбы заботливо укроют притихшие юные создания.

http://www.vakhtangov.ru/slir/w400-h267-c400x267/upload/media/9778119811.jpg

фото Александры Торгушниковой

 

Мы будем играть так

На Новой сцене Театра им. Вахтангова появился новый (даешь новое на новой!) детский спектакль - «Питер Пэн» по сказке Джеймса Барри. Руководитель IV курса Театрального училища имени Бориса Щукина режиссер Александр Коручеков с удовольствием откликнулся на предложение художественного руководителя Театра им. Вахтангова Римаса Туминаса и взялся за постановку «Питера Пэна», заняв в спектакле всех своих студентов. У начинающих актеров появилась прекрасная возможность – проявить себя на профессиональной сцене, а директор театра Кирилл Крок пообещал, что «Питер Пэн» станет вторым репертуарным спектаклем (после «Кота в сапогах»), в котором будет задействован каждый следующий выпускной курс Щукинского училища.

Иди и смотри!

На Новой сцене Вахтанговского театра представляют новый спектакль «НАШ  КЛАСС. История в 14 уроках» по пьесе драматурга Тадеуша Слободзянека. Изданная в 2008-м году пьеса «Одноклассники. История в XIV уроках», сначала вызвала шок среди солидного числа поляков, не желавших ворошить неприятное прошлое. Родившийся в Сибири (родителей сослали за деятельность в Армии Крайовой), известный польский писатель, режиссер и театровед Тадеуш Слободзянек предложил своему народу понять и выучить, наконец, трудные уроки семидесятилетней давности, завершить, как говорится, гештальт. Сюжет пьесы основан на реальных событиях и фактах, документальные сведения и воспоминания очевидцев драматург собирал несколько лет.

Хореографический спектакль «Мужчины и женщины» – танцевальная поэма, чувственное размышление о разности натур мужчин и женщин, о любви и судьбах. Анжелика Холина здесь - не только режиссер, но и автор либретто (что имеет свои плюсы, о минусах потом). Она знает, о чем хочет сказать, она - тонкий наблюдатель, психолог, философ.

Ее спектакли в театре им. Вахтангова впечатляют. Она так умеет работать с непрофессиональными танцовщиками, что в итоге зрители видят настоящее балетное чудо. Удивительно, сколько танцевальных фантазий и новых сценических образов, становится доступно обычным драматическим артистам. Но, разумеется, без горячего желания всех участников проекта, хорошего владения актерским ремеслом и великолепной физической подготовки такого чуда не сотворить.

 

В «Мужчинах и женщинах» уместился целый мир пластики, рождающий эфемерность  и грацию, новую эстетику и деликатную эротику, мягкий пастельный юмор и резкий масляный гротеск. Все подано изысканно, сделано с придыханием, сыграно на тончайших гранях, точно, без промаха. Зрители сидят, замерев в блаженной улыбке (во всяком случае, на протяжении всего первого действия). От прекрасных молодых вахтанговских актеров и замечательной табаковской Анны Чиповской – не отвести взгляда.