Интервью после творческого вечера в ЦДА, 2010 г. (2010г.)

Когда я работала в Доме Актера, имела счастье несколько раз беседовать с Еленой Антоновной Камбуровой. В марте 2010-го года в Центральном Доме Актера организовали ее творческий вечер, и я, как пресс-секретарь, усиленно три недели бомбардировала все культурные СМИ, приглашала прессу, но тщетно. Даже на канале Культура, куда я посылала пресс-релиз и факс на имя Виталия Вульфа, заместителя Сергея Шумакова, мне ответили: "Подумаешь, вечер Камбуровой, у нее полно концертов, это - не повод, чтобы присылать в Дом Актера камеры...". И вот наступил вечер. Собрались актеры - прекрасная, тонко чувствующая публика, зал был забит народными артистами, студентами театральных училищ, певцами...
На сцене - Елена Камбурова, а в зале - такая хрустальная тишина, такие оглушительные аплодисменты после каждой ее песни-спектакля, что я забываю обо всем, на душе - сплошной восторг, только где-то глубоко скребется досада, что никто не снимает это счастье, что, кроме присутствующих этого никто не увидит-не услышит.
В финале весь зал встает (у меня в этот момент всегда глаза наполняются слезами) - бурная овация, море цветов. И, что вы думаете, поднимается вальяжный Виталий Иосифович Вульф, и пафосно всплескивает ручками: "Какой потрясающий дивный вечер, и какое безобразие, что в зале нет ни одной камеры...", - Как же мне обидно было.
Вечер прошел, осадок до сих пор остался. Вдобавок, большое интервью, которое в тот день я сделала с Еленой Антоновной, нещадно порезали в "Новых известиях", а я тогда была неопытная и не сохранила текст, вот все, что осталось: http://www.newizv.ru/culture/2010-03-18/123477-pevica-elena-kamburova.html

«Каждая песня требует от тебя преодоления»

Певица Елена Камбурова:

В Центральном доме актера певица и актриса Елена КАМБУРОВА провела свой творческий вечер, который многие воспринимали как мастер-класс: в зале были не только почитатели творчества, но и студенты, начинающие певцы. Двадцать четыре песни Елена Антоновна исполнила без перерыва, на одном дыхании, а после на сцену вышли ее многочисленные друзья – артисты столичных театров, чтобы еще раз сказать о многогранном таланте, которым обладает певица, основательница одного из первых в России театра музыки и поэзии. Недавно Елена Камбурова стала лауреатом «Звезды «Театрала», поэтому первый вопрос корреспондента «Новых Известий» – о признании в глазах критики.

– Елена Антоновна, театральные премии вообще и «Звезда «Театрала» в частности имеют для вас значение?

– Да, это примечательная театральная премия, потому что присуждается театральным журналом, а для меня очень дорого признание именно внутритеатральной общественности…. Наш театр маленький, а благодаря «Театралу» о нем узнало больше народу.

– Сегодня модно жаловаться на театральных критиков. У вас, чувствуется, обиды на них нет?

– Обиды нет, но в то же время таких критиков, как легендарная Наталья Крымова, очень не хватает. Да и жалко, что театральной прессы в России немного. Она в лучшую сторону отличается от глянцевой. Ведь в глянце журналиста интересует не твое творчество, а личная жизнь.

– Какое событие повлияло на вашу жизнь, что вы пришли именно к песенному жанру?

– Ну это очень личный вопрос. Это произошло в 1967 году, когда я пришла на концерт Жака Бреля в Театр эстрады. Прежде я, конечно, соприкасалась с этим жанром: пела Новеллу Матвееву, Булата Окуджаву, но совсем немножко. А в тот вечер мне просто посчастливилось, поскольку в Театре эстрады я увидела, на что способна ее величество Песня, и это просто перевернуло мое сознание. Я увидела замечательного певца, актера, услышала прекрасные стихи в сочетании с музыкой. Я увидела полет, который дает музыка стиха. Хотя до этого я полагала, что такие песни, как, например, у Булата Окуджавы, должны звучать скромно, их можно петь только камерно, под гитару. В общем, впечатление осталось у меня на всю жизнь. Я до сих пор его помню.

– Вам не страшно было создавать театр, ведь помимо творчества нужно еще и уметь зарабатывать деньги…

– Когда ты один, опереться не на кого. Все-таки, когда отрядик увеличился, легче. К тому же многим актерам и певцам теперь есть, где начинать. Есть дом, концертная площадка для экспериментов. И я ведь тоже получила больше возможностей для экспериментов. Это большое дело. Я уж не говорю о молодых, которым сегодня нужно начинать. Их не приглашают на телевидение, но их поддерживает наш зритель.

– Как вы считаете, вам в жизни помогали счастливые случайности?

– Я до сих пор считаю чудом то, что в Москве появился Театр музыки и поэзии. Лев Сергеевич Шемаев, который работал при Ельцине, совершенно неожиданно устроил концерт в мэрии, после которого все и закрутилось. А другим чудом в моей жизни было письмо Фаины Георгиевны Раневской, которая включила радио в тот самый момент, когда я читала горьковскую «Нунчу». Она послушала, написала письмо, которое начиналось словами: «Никогда не писала на радио…», мне потом оттуда звонили, передавали самые теплые слова.

– А какая награда для вас самая дорогая?

– Самая дорогая – это все-таки зрители, их письма, их глаза, это действительно так, поверьте. Если б не они, мне было б очень тяжело.

– Как отличается публика разных городов и разных стран?

– Везде особый склад души, характера, поэтому предсказать никогда невозможно. А если говорить о России, то в Питере публика принимает всегда теплей. Там нет случайных зрителей.

– Вам, достигшей вершины песенного жанра, есть куда стремиться?

– Конечно, дальше надо идти. Все зависит от произведения. Каждое требует от тебя преодоления. Песни формируют, определяют задачи, так что тут хочешь не хочешь, а сыграешь. Самый великий учитель – это песня. Когда берешь новую, думаешь: «Боже, я ведь не справлюсь…» Но она сама тебя подтягивает, держит. Я вот всю жизнь мечтаю о режиссере, который подсказывал бы мне, что можно делать внутри песни, но пока приходится размышлять самой. У нас никто этим жанром не занимается. Так и учусь у песен, идет саморежиссура. Партитура песни состоит не только из мелодии, аранжировки. Михаил Чехов гениально говорил про актерский жест. Что-то подобное нужно делать и с песней.

Но текст о том памятном вечере нашелся на сайте Театра Музыки и Поэзии под руководством Елены Камбуровой, за что им большое спасибо!

http://kamburova.theatre.ru/kamburova/14323/

 

Концерт-встреча «Святая наука — расслышать друг друга…» - Вечер Елены Камбуровой в Доме Актера

10 марта в Большом зале Дома актера состоялся концерт н.а. России Елены Камбуровой. В программе прозвучали песни Булата Окуджавы, Юлия Кима, Владимира Высоцкого, Владимира Дашкевича, стихи Александра Блока, Жака Бреля. Елене Камбуровой аккомпанировали музыканты высочайшего класса: з.а. России Олег Синкин (рояль, клавишные) и Вячеслав Голиков (гитара, скрипка). На мастер-класс песенных спектаклей в зал набилась сплошь актерская публика.
Вступительное слово перед началом концерта произнес Виталий Вульф:
— «На нашей эстраде, в самых разных музыкальных жанрах крутится огромное количество „звезд“, и как не потонула в этом потоке Лена Камбурова, удивительно. Человек особенный, человек изысканной души, человек очень скромный. Я слушал Лену бессчетное количество раз, и не перестаю удивляться ее вкусу, манере, особому женскому очарованию. Она все время меняется. Когда поет Пушкина, одна, когда Блока — совершенно другая, а уж когда Бреля…
Ее никогда не „раскручивали“, она всего добилась сама. Эта певица Божьей милостью. Когда она поет, она рассказывает сюжеты. Она дарит нам самые разные человеческие судьбы. Перед вами сейчас распахнется огромный мир ассоциаций, представлений, воображений, мир Елены Камбуровой!».
Двадцать четыре песни без перерыва, на одном дыхании подарила зрителям певица. Зал зачарованно дышал в унисон, взрываясь лишь криками «браво», и от песни к песне все нарастал шум аплодисментов. Елена Камбурова покорила зал удивительным многообразием — стилевым, жанровым, эмоциональным. Двадцать четыре маленьких спектакля, в которых постоянно менялся поразительный голос, вибрируя от самых низких нот — до предельно высоких. В заключение публика стоя устроила такую овацию, что Елена Антоновна даже смутилась от столь бурно выражаемых восторгов.

После концерта на сцену вышла делегация от Дома Актера: Вера Васильева, Лидия Графова, Вениамин Смехов…
Вера Васильева: Это изумительный, редчайший праздник для нас, для Дома Актера. Это — целый мир, это — театр. И все это в одной хрупкой женщине, которая может нежно, тихо, но дойти до сердца так, что никакой оркестр не мог бы столько сказать, сколько она может говорить со сцены. Это женщина — маленькая, но такая сильная, такая волевая. У неё свой театр и у театра своё лицо. Я была в этом театре, и очень он мне нравится. Но, конечно, то, что делала наша дорогая, прекрасная, редкая певица и актриса — это вызывает восторг. Вы - удивительная. И еще хочу сказать: мы все любим животных, но так, как любит Елена, и как она о них заботится, я не знаю такого второго человека. [Обращается к Елене Камбуровой:] «Я не знаю, какая вы в жизни, но мне хочется на вас равняться! Дай бог вам сил и на ваш театр, и на вашу любовь к животным, Божьим тварям…».
Лидия Графова: — Вы этот зал превратили в храм. Вы соскребаете с наших душ накипь, Вы нас делаете лучше. Ни капли фальши, и столько щедрости, столько доброты! Это просто молитва о России!
Вениамин Смехов: — Сегодня, конечно, для любого актера (в зале, наверняка, есть актеры), это еще и необыкновенный урок… энциклопедия всех жанров, всех персонажей. Спасибо тебе за Высоцкого. Это правда было необыкновенно и совершенно. Совершенное счастье «Балаганчик», это необыкновенно! Спасибо, что ты уступила место гениальным людям, и, как будто, скрылась за их тенями, и в результате выяснилось, что ты и есть Гений! Спасибо тебе за тебя. Ты великий клоун. Есть великий цирк, где клоунада, русская клоунада, сверкает двумя-тремя великими именами. Сегодня ты была, конечно, в этом роде необыкновенна. Трагическая клоунада — так это называлось… У Высоцкого есть такие строки, посвященные великому Лёне Енгибарову:
Злое наше вынес добрый гений
За кулисы. Вот и нам смешно.
Тысячи украденных мгновений
В нем сосредоточились в одно
Вместо Вертинского. От Северянина. Вот что просил передать Северянин Леночке Камбуровой: «Я - соловей и кроме песен нет пользы от меня иной
Я так бессмысленно чудесен, что смысл склонился предо мной».
Нина Дробышева: — Как многое я сегодня пережила, я плакала, я была с вами на сцене ежесекундно, я не отрывалась вообще от вас. Какой урок вы дали драматическим актерам, а ведь в зале, в основном, актеры сидели. Это прекрасно то, что вы делаете, это больно, светло больно. Спасибо вам огромное! Дай вам бог сил! Как вы владеете залом, это не только мастерство, это НЕЧТО!