ВОЛЬСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ - октябрь 2015

История города и достопримечательности Вольска


Русское рыболовецкое поселение было основано в середине семнадцатого века при впадении реки Верхняя Малыковка в Волгу. Государь Михаил Федорович пожаловал когда-то эти места московскому Новоспасскому монастырю, с этого момента весь рыбацкий улов поставлялся к монастырскому столу. В 1710-м году Петр I отобрал земли у монастыря и передал Светлейшему князю Александру Меншикову. После ссылки и смерти Меншикова Малыковка числилась дворцовой рыбной слободой, затем стала казённой.


В 1780-м году при создании Саратовского наместничества село Малыковка преобразовалось в город Волгск, позднее, Вольск. Город расположился на правом высоком берегу Волги, в 130-ти км от Саратова. Окруженный красивыми меловыми горами, город выстроен на холмах, даже самые центральные прямые улицы круто тянутся вверх или вниз. К началу девятнадцатого века Вольск становится важнейшим купеческим городом, торгующим хлебом и солью. Купцы возводят дома в два-три этажа в стиле русского классицизма.

Город расцветает: нарядные фасады каменных домов с обилием лепных украшений, узорчатые ставни, изящные водосточные трубы деревянных домов. Вольск был одним из красивейших в губернии и при этом – богатейших: винокуренный завод, добыча соли, рыбная ловля, судостроительное предприятие. К середине XIX века в Вольске функционировали 30 мельниц и 27 заводов и фабрик (в частности кожевенных, маслобойных, кирпичных), построен целый ряд архитектурных памятников и храмов. В 1860-м году Вольск был первым в Саратовской губернии соединен телеграфной, а впоследствии и телефонной линией через Саратов с Москвой и Казанью. В конце XIX столетия в окрестностях Вольска были открыты большие залежи цементного сырья, мела и глины. Город начал быстро превращаться в один из цементных центров России. Как во всяком солидном городе, в Вольске имелись училища и гимназии, промышленные объекты, банки, детский приют, пристань, проводились ярмарки. В Вольске на сегодняшний день живет около 70 тысяч человек.

Старая часть города, сохранившая дореволюционный облик, – одна из главных достопримечательностей, весьма привлекательная для туристов. Много маленьких частных гостиниц на 6-8 номеров, устроенных в отреставрированных купеческих особняках с колоннами и лепниной. К памятникам городской архитектуры можно также отнести образцы промышленного модерна: мельница Меркульева, пивоваренный завод «Вормс», железнодорожный вокзал на станции Привольская (1895 год). Интересно, что среди многочисленных торговых предприятий после продуктовых, аптек и «Золота» чаще всего встречаются магазины мужской одежды и «Цветы», так и представляешь, как местные джентльмены, принарядившись после трудового дня, бегут за цветами. Помимо цементного завода, функционируют еще молокозавод «Вольский», хлебозавод «Юнион», кондитерская фабрика «Вольскхлеб», «Вольский механический завод» и др., рабочих мест хватает, и есть, куда пойти после работы. Есть городской Дворец культуры, Дом молодёжи, детская школа искусств, краеведческий музей, картинная галерея, выставочный зал и драматический театр. Вольский краеведческий музей основан в 1920-м году, у него – два старинных здания, и несколько коллекций: по геологии и палеонтологии, ботанике и зоологии, археологии и нумизматике, редких книг и предметов быта. Вся местная фауна и флора представлены в залах музея. На берегах многочисленных рек Саратовской области найдено такое количество костей и зубов мамонта, что легко представить, как сотни тысяч лет назад здесь уже кипела жизнь.

На центральной площади в картинной галерее, расположенной в красивом купеческом особняке XIX века, выставлено солидное собрание живописи и скульптуры. Есть Маковский и Шишкин, Айвазовский и Суриков, Поленов и др. Прекрасно сохранился интерьер четырёх залов с декоративной лепкой и изразцовыми печами, мраморная лестница с чугунными литыми перилами, хрустальные люстры и старинный паркет.
В 1937-м году на Революционной улице в самом центре города открылся колхозно-совхозный театр. Вольский драматический театр сегодня активно дает спектакли и ездит на гастроли, в том числе в Балаково, Энгельс, Сызрань, Ульяновск, Коломну. Театр награжден премией «Золотой Арлекин» и дипломами областных фестивалей.

В октябре здесь прошла Лаборатория – как часть Программы поддержки театров малых городов, которую проводит Театр Наций под руководством народного артиста России Евгения Миронова совместно с Министерством культуры РФ.


В течение недели в Вольском драматическом театре работала высокопрофессиональная столичная команда Лаборатории под руководством Олега Лоевского, арт-директора Фестиваля театров малых городов России, театрального критика и Елены Носовой, куратора театральных проектов, помощника художественного руководителя Государственного Театра Наций. В первой половине дня с актерами занимались педагоги по сценической речи и сценическому движению: Марина Гарсия Солано, педагог Московского театрального колледжа Олега Табакова,

и Андрей Ураев, доцент кафедры пластического воспитания актёра Школы-студии МХАТ.

Все остальное время с труппой работали молодые, но давно известные в театральном мире режиссеры: Георгий Цнобиладзе (мастерская Льва Додина), Алексей Логачев (мастерская Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова) и Евгения Беркович (мастерская Кирилла Серебренникова). Руководству театра было заранее отослано около полусотни пьес на выбор. Театр выбрал три: Пьеса «Холостяки и холостячки» Ханоха Левина, пьеса Ульриха Куба «У ковчега в восемь» и пьеса «Как я стал» Ярославы Пулинович. За время работы над пьесами режиссерам удалось поставить настолько полноценные эскизы, что зрители на обсуждении приравняли их к спектаклям. Актеры продемонстрировали такое желание и такую готовность работать с утра до ночи, что не только местная публика, но и руководство театра не скрывало своего удивления и восхищения полученным результатом. Все участники Лаборатории остались довольны и возможностью раскрыть и показать артистов с новой неожиданной стороны, в совершенно ином амплуа, повысить профессиональную планку театральной труппы.
«Холостяки и холостячки» достались режиссеру Георгию Цнобиладзе.

Автор пьесы Ханох Левин прославился на весь пестрый театральный мир своими эпатажными гротесковыми трагикомедиями. Они часто намеренно шокируют публику: автору было важно, чтобы люди испытывали яркие контрастные эмоции, неважно, со знаком плюс или минус. «Холостяки и холостячки» – одна из самых ироничных и вневременных пьес. Своих героев Левин беспощадно обнажил (и морально, и физически), их реплики и действия одновременно циничны и беззащитны. Писатель крушит нравственные устои и правила, как бы проверяя их надежность, провоцирует зрителей, устраивая некую переоценку ценностей. Режиссер Георгий Цнобиладзе разместил героев в пространстве, открытом со всех сторон, отчего они показались еще беззащитнее.

Часть зрителей плотно рассадили на сцене, остальных устроили в большом зале. Артистам пришлось выкручиваться в буквальном смысле этого слова. Чтобы не слишком травмировать непривычную к откровенным сценам местную публику, режиссер смягчил самые жесткие моменты. Главное, чтобы каждый персонаж в какой-то момент вызвал у зрителя жалость и сочувствие, ведь речь идет о том, что человек должен верить в себя, обладать чувством собственного достоинства. Один из героев пьесы Знайдух (Антон Тарасенко) утверждает: «Мы живем не для того, чтобы развиваться… Мы просто живем», – при этом он мечется как гоголевский «жених», который мечтал о женитьбе, да в последний момент сбежал в окно. Рядом с растерянными рефлексивными «героями» персонажи актрис Анастасии Туниной и Арины Володиной выглядят решительными и беспощадными. Женщины отлично знают, что ищут и чего хотят. Им нужно выйти замуж, родить детей, таков зов природы. И сердца зрителей (особенно, зрительниц) откликаются на это: каждому хочется любить и быть любимым. По окончании эскиза публика горячо благодарила актеров и режиссеров за новый спектакль, за непривычно острый драматургический материал. Разумеется, нашлась пара человек, не принявших вызова, не «поступившихся принципами», предложивших «забыть спектакль, как кошмарный сон». Остальные зрители бодро проголосовали за доработку эскиза, решив, что он непременно должен быть в репертуаре театра.


Пьеса Ульриха Куба «У ковчега в восемь» написана доступным и понятным языком для детей на очень серьезную тему «Есть ли Бог? Что такое десять заповедей…». Режиссер Алексей Логачев организовал на сцене целый оркестр: «пингвины» и «голубка» бодро музицировали, на поворотном круге, на фоне рояля блестели ударные и духовые инструменты. Молодежь в зале сразу оживилась: такая постановка в давно знакомом театре была в новинку. Зрители, пришедшие на спектакль с детьми и внуками, заворожено следили за происходящим. Три пингвина (Глеб Яшин, Валентин Крупин, Александр Шевелев) на сцене играли и ссорились, спорили и обижались, как дети, пока не пришла беда («всемирный потоп»), а голубка (Елена Кандаурова) принесла лишь два билетов на спасительный ковчег Ноя. Тогда два товарища спасли третьего, спрятав в сундуке, вопреки запрету пронесенном на корабль. В спектакле много смешных моментов. Как пингвины морочат голову дотошной голубке: они же одинаковые – «увидел одного, увидел всех». Как голубка, по-птичьи вытягивая шею, нервно причитает, что она что-то забыла, а в конце выясняется, что забыла взять в ковчег свою пару. Как третий пингвин таинственно «вещал» из сундука, и вдруг всем (и ему самому тоже), показалось, «что там, в сундуке, действительно, Бог». В трудной дороге все научились понимать цену жизни и смерти, признавать свои ошибки: «Когда сделал что-то плохое, нужно постараться все привести в порядок», разбираться в чувствах: «Если ты сердишься на кого-то, значит, он тебе не безразличен», «любовь имеет смысл, если она добровольна».

 

После спектакля зрители искренне, чуть ли не хором, благодарили режиссера за постановку: «Сейчас все это так необходимо и взрослым, и детям». Кстати, семилетние дети во время обсуждения заявили, что им было очень интересно и все-все понятно.
Пьеса «Как я стал» Ярославы Пулинович идет во многих российских театрах.

Герои пьесы, будто вышли прямо из зала, а хлестко написанный монолог старой актрисы (Ольга Чернядьева) вызвал у публики, особенно актерской, горячий отклик и понимающий смех. Подлый поступок Саши (Константин Володин) – традиционно гневно осуждается зрителями, а Маше (Анна Шандр) всегда хором сочувствуют. Режиссеру Евгении Беркович удалось простыми средствами и точными штрихами показать картину нравственного падения незрелой личности, застрявшей между детским и взрослым миром: перестав быть мальчиком, Саша так и не стал настоящим мужчиной, ответственным человеком.

Трогательную заботливую Машу в этом спектакле действительно искренне жаль, а Майя (Екатерина Кузьмина) вызывает сильные отрицательные эмоции. Чувствовалось, какую большую и серьезную работу за эти дни проделала Женя Беркович: артисты играли вдохновенно, не щадя себя, их творческий прорыв тут же был отмечен коллегами. Практически единогласно зрители проголосовали за то, чтобы видеть спектакль в репертуаре своего театра.


Лаборатория стала для театра, да и для всех жителей Вольска, важной ступенью на пути к культурным высотам, она связала малый город с большой всероссийской театральной семьей.

 

опубликовано в журнале "Театральный мир" - ноябрь 2015

https://www.facebook.com/media/set/?set=a.919376058109931.1073743079.371496016231274&type=3