Верю Коле, Алику и др.

Спектакль по пьесе молодого уральского драматурга Ивана Андреева «Боюсь стать Колей»  сплошь состоит из живой разговорной речи. Кажется, так просто: выбирай себе колоритные персонажи да записывай за ними, вот и выйдет современная пьеса, модный вербатим, доктеатр и т.п.. Однако почему-то хороших текстов театры ждут годами. Пьеса Андреева - не так проста, как кажется на первый взгляд. Не зря опытная Марина Брусникина, давно работающая с современной драматургией, сразу выделила ее среди прочих и не даром пьеса вошла в десятку лучших по итогам конкурса «Кульминация» - 2016.

Режиссер и педагог Марина Брусникина хорошо известна в театральных кругах как талантливый переводчик с литературного языка на сценический. Пьеса молодого драматурга, перевоплотившись в отличный спектакль, зажила на новой сцене  МХТ им. Чехова, благодаря замечательной  команде во главе с режиссером.

Место  действия расположено прямо перед зрительными рядами и ограничено плацкартным вагоном поезда, идущего из Башкирии в Екатеринбург. Главный герой Алик (Даниил Стеклов) едет туда жениться, остальные пассажиры - по менее важным делам, у каждого – своя история. Встречаются незнакомые люди в поезде, едут несколько часов: едят, пьют, спят, общаются, откровенничают. В дороге всегда легче разговориться с незнакомыми, случайными попутчиками: можно не стесняться, ведь  больше никогда и не встретишься.

Режиссер  вслед за драматургом, тонко подмечая живые интонации, снабжает персонажи узнаваемыми характерными чертами. Ироничная форма повествования лишь подчеркивает реальность происходящего. Во время спектакля несколько раз хотелось вскрикнуть шепотом: «Верю!!!».

Верю драматургу, режиссеру, актерам, каждому слову, каждому жесту.

- Янине Колесниченко, воцарившейся со своей героиней Тамарой в плацкартном купе. Тамара активно занимает все пространство. Ее много, окружающие в вагоне изнемогают, а нам, зрителям, хочется еще больше – так интересно наблюдать за этой энергичной уверенной особой. Своего мужа в точном исполнении Валерия Трошина она затретировала до такого состояния, что он не спрашивает у жены разрешения разве что на вдох-выдох. Николай  покорно принимает в свой адрес все нелестные эпитеты, щедрым потоком устремляющиеся на него по любому поводу.  Пара эта настолько комическая классическая живая, что вполне может выступать отдельным эстрадным номером.

- Даниилу Стеклову, чей персонаж Алик погружен в любимую науку и совсем не знает, какие бывают на свете девушки. Первая же активная деловая девица делает его женихом. И вот Алик теперь едет в Екатеринбург потому, что как порядочный человек обязан на ней жениться. Парень с недоумением попадает в незнакомый бытовой мир, с которым никогда так плотно не сталкивался, и с ироничным недоумением описывает попутчиков, строча по мэйлу дорожные заметки Насте, своей будущей невесте. В купе ему неуютно и тревожно. «Настя, почему некоторые мужчины позволяют женам так третировать себя?» - Задает он вопросы ей, а на самом деле себе. Ему хочется поскорей покончить со всем этим, поскольку все сильней гложут его сомнения, а тут еще Полина (Ольга Литвинова) – девушка «без экивоков», имеющая нестандартную и несентиментальную профессию патологоанатома.

Полина ведет в Интернете ядовитый блог, комментируя происходящее в онлайн-режиме, раздает направо и налево беспощадные характеристики. Она живет не оглядываясь, не по правилам, на общественное мнение ей наплевать, да и что за общество ее окружает?

Самый смешной и безобидный персонаж в спектакле - Колясик (Павел Ващилин). Совпадения не случайны: Николай и Колясик - именно те самые Коли, которыми боится стать Алик. Колясик – великовозрастный рыхлый маменькин сынок, над такими обычно подтрунивают девушки, поэтому Колясики забиваются под мамкино крыло и не верят, что какая-то другая женщина «может стать верным спутником жизни».

Сегодня Колясиков все больше, а мужчин все меньше, поэтому такой самостоятельной девушке, как Полина, ничего не остается, как забыть о романтике и цинично констатировать, что: «Каждый день в этом городе рождается новое быдло, которому положен паспорт. Когда он умирает – попадает на мой секционный стол…». Благодаря встрече с Полиной Алик понимает, что Настю не любит. Ни Полина, ни Алик пока не знают, что они хотят, но они оба знают, чего не хотят, и точно на это не будут тратить свою жизнь.

Спектакль идет в прекрасном темпе, зрители то сочувствуют, то ехидничают, то закатываются со смеху, то замирают, то примеряют ситуацию на себя, то отстраненно наблюдают. В вагоне есть еще проводники (Алена Хованская, Армен Арушанян), которые ведут действие, как машинист поезд, служа связующими звеньями постановки и являясь сразу несколькими «бездействующими лицами». 

Радует, что академический театр уверенно шагает в ногу со временем, что репертуар пополняется спектаклями для самых разных поколений зрителей, и что с МХТ не соскучишься...