Перед тем, как родилось чудо, студенты второго курса мастерской Дмитрия Брусникина (Школа-студия МХАТ) в течение нескольких месяцев шефствовали над людьми, чья жизнь (а основная ее часть пришлась на прошлый век) отдана театру. Начинающие актеры беседовали с ветеранами, подолгу пили с ними чай, рассматривали старые фотографии, читали письма и слушали-слушали, внимая живой истории. Их интервью с помощью взрослой команды профессионалов преобразовали в некую живую театральную материю. Благодаря режиссеру Дмитрию Брусникину, драматургу Михаилу Дурненкову, художнику Ксении Перетрухиной, режиссеру-документалисту Денису Клеблееву, вместо обычного вербатима получилось нечто фактурное, объемное, игровое, эмоциональное, при этом, столь же настоящее, документальное.

Начинается действо с шутливого хора всех участников, которых в фойе можно было принять за гуляющую в ожидании публику. Ребята старательно и весело нараспев декламируют, что сейчас все всё увидят, «главное – не торопиться, не толкаться», одним зрителям надо остаться внизу, а другим – подняться на второй этаж и отведать горячий пирог, которого на всех не хватит, но, все равно, главное, не торопиться. Зрителей разводят в пространстве так, что до конца вечера можно не встретиться. На втором этаже, кроме длинного стола, за которым действительно угощают чаем и вкусным пирогом (хватит, конечно, всем), выстроены крошечные деревянные комнатки – в них происходит главное таинство. Возле дверей прикреплены звонки и таблички с фамилиями жильцов. Домиков – пять, фамилий – пятнадцать. Ровно столько работников театра старшего поколения удалось привлечь к проекту.

Над дверью загорается свет, звонит звонок, небольшая группа зрителей устремляется внутрь. Дверь закрывается, и вошедшие оказываются во власти студента (студентки), становясь слушателями (участниками) монологов. Можно услышать истории, например, от Татьяны Муратовой (1937 г.р.), всю жизнь проработавшей в пошивочном цехе Театра Оперетты, или Нины Веселовской (1932 г.р.), заслуженной актрисы (Театр Станиславского, театр Киноактера), или Владимира Захарова (1927 г.р.), директора Большого зала Московской консерватории. Из молодых уст воспоминания ветеранов звучат особенно бережно, прочувствовано и искренне. Эти монологи - неторопливые или взволнованные рассуждения о судьбе, о времени, о театре, об искусстве, о совсем-совсем личном. Начинающие актеры находятся на расстоянии примерно метра от публики, смотрят в глаза, общаются напрямую, не смущаясь, не переигрывая, размышляя вместе со своей маленькой аудиторией. Зрители охотно отзываются, вникают в ситуации, рассматривают старые фотографии, задают вопросы.

В проекте участвуют студенты Школы-студии МХАТ, которым еще жить и учиться … «до» своего обретенного театра, и ветераны, у которых жизнь сегодня протекает «после» трудовой биографии. Во всех смыслах спектакль «До и после» - событие для участников. Молодым очень важно и нужно проникнуться настоящим «прошлым», послушать профессионалов театра. Старикам – крайне важно, что они еще кому-то интересны и нужны.

А еще - все собранные от спектаклей средства будут направлены на программу помощи «SОS» фонда «Артист» в поддержку ветеранов сцены, опекаемых Фондом. И это важно знать зрителям, становящимися полноправными участниками Проекта.