Пирожки с начинкой

Убийств со времен Шекспира на российской сцене предостаточно, но вот кровавый маньяк-цирюльник пробрался туда впервые. Новый спектакль «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит» обновленной Таганки отличается от всего, что в последние годы мы видели в драматических театрах.

Театр пошел на эксперимент, и, к счастью, он оказался удачным. Зрелище вышло увлекательным и нетрадиционным - для мюзикла, относимого к легкому жанру, слишком много трупов. И хотя «Суини Тодд» имеет возрастную категорию 18+,  жаль подростков, которых не допустят к просмотру, а ведь именно дети более всего любят как раз  страшилки.  К слову, ничего такого ужасного, никакого излишнего натурализма, который по телевизору, например, нам демонстрируют круглые сутки, на Таганке не показывают.

Отрадно наблюдать, как драматическая труппа справляется с непростыми вокальными, практически, оперными  партиями (автор музыки и стихов Стивен Сондхайм) в сопровождении живого оркестра (дирижера Армена Погосяна публика может видеть на боковых экранах, а музыканты скрыты за занавесом). Часть зрителей рассаживается прямо у подножия небольшой сцены в центре зала, другие – за круглыми столиками в амфитеатре. Публика  периодически вовлекается в действие, что, собственно, и означает иммерсивность, то есть более полное погружение и взаимодействие с окружающей средой (спектаклем). Зрителям не дают расслабиться - то светят в лицо фонариками таинственные личности в черных с капюшонами плащах, то  к ним на один стул подсаживаются колоритные персонажи со сверкающими лезвиями  в руках, то подсовывают пирожки с рискованной начинкой. Необычная рассадка зрителей предполагает, что действие проходит повсюду, и тут фантазию режиссера театр ничем не ограничивал, а с удовольствием пошел навстречу, установив в зале крутящиеся зрительские кресла, чтобы почтенной публике, не отрывающей глаз от  происходящего, не свернуть шею.

https://scontent.xx.fbcdn.net/v/t1.0-9/17098624_1257719700976785_710666716271163209_n.jpg?oh=8a60f210b9eebd32b6fab4a79296c0bf&oe=59685E48

Мистицизм и черный юмор Таганке очень идет, первое действие пролетает адски быстро, и в антракте зрители в прекрасном настроении идут в буфет поглощать бургеры с говорящим названием «дьяволёнок». Мясная начинка завзятых театралов отнюдь не пугает.

Режиссер Алексей Франдетти давно освоил тонкости музыкального театра. Спектакль имеет хороший темп, все актеры на одной волне со своими героями, в некоторые моменты даже теряешь чувство реальности и следишь за происходящим, забыв обо всем. Есть два персонажа, ради которых действительно стоит  посмотреть этот «музыкальный триллер» - так обозначен в программке жанр спектакля. Заглавный герой - Суини Тодд (Петр Маркин, брутальный - актер и певец с харизматичной внешностью и отличным баритоном), практически лондонский Монте-Кристо, и миссис Ловет (Екатерина Рябушинская, яркая характерная актриса) – трагичная и комичная одновременно, ее веселенькая ария: «Пироги – такая гадость» еще долго звенит в ушах, эдакий влюбленный дьявол в юбке.

Молодой лондонский цирюльник, в один несчастный день лишившийся семьи и свободы из-за похотливого судьи (Сергей Ушаков), воспылавшего страстью к красивой жене брадобрея, сбегает через пятнадцать лет с пожизненной каторги, чтобы мстить ненавистным обидчикам, а заодно и ни в чем неповинным жителям. Умудренный печальным жизненным опытом Суини Тодд ненавидит свой родной город: «Нет холодней, мрачней и хуже, каждый погряз здесь в дерьме, бог здесь был забыт…». Зато романтичный  Энтони (Павел Лёвкин), возможно, таким был в молодости брадобрей, восторженно  утверждает, что Лондон - «лучше всех и родней».

«Я пришел карать!» - заявляет мститель, которого «не могут утолить и сотни тысяч трупов», убийства явно доставляют ему наслаждение. Самая интересная линия в спектакле - смертельное содружество цирюльника и миссис Ловет,  энергичной стряпухи, творчески использующей для изготовления пирожков полученные производные – «мясо, кости, жир».

Авторы русского текста – Алексей Франдетти и Евгения Беркович поглумились над ситуацией на славу: «Ах, как приятно сознавать, что может бедный богатых сожрать… жаль добро бросать...», - ходит по залу, выбирая следующие жертвы подруга маньяка. «Почтальон – на бульон…, есть у нас банкир – вот к нему гарнир…». - Зрители ни на секунду не отвлекаются, мало ли что, поставка начинки для пирожков во время бойни идет бесперебойно (как тут удержишься от каламбура).

Иронии в спектакле достаточно, даже слегка устаешь от этой «мясорубки». И хорошо, что существуют прекрасные возлюбленные - Джоанна (Дарья Авратинская) и Энтони (Павел Лёвкин), в целом, не влияющие на сюжет, но дивно услаждающие слух и взгляд.

Спектакль живой, несмотря на то, что «все умерли»,  необычный, сделанный лихо и с размахом, и есть мажорное ощущение, что это – только начало нового театра.

фотографии Юрия Богомаза

материал можно будет прочитать в апрельском номере журнала "Театральный мир"