"СПАСИБО, ЧТО ПОМНИТЕ..."      

Спектакль, который недавно появился в театре «Мост» сначала в качестве одноразового проекта, обрел плоть и кровь и, надеюсь, войдет в репертуар. Он нужен молодым  как глоток свежести,  наивности, искренности и чистоты, ведь подобный коктейль не готовят нынче ни в каких сетях, будь то Интернет или популярные кафе.

На сцене, на фоне кадров нафталиновой «Волги-Волги», когда-то так  горячо любимой Сталиным, шумит молодая здоровая сила: восторженно веселится фестивальная молодежь, бушуют поэты-шестидесятники, барды сочиняют песни, которые станут гимном интеллигенции, заразительно улыбается живой Юрий Гагарин, и весь мир салютует советскому герою, народ танцует и поет прямо на улице или во дворах. Жизнь кипит весело, дружно. Образ энергичной общественной жизни, в шестидесятые занимавшей большее место в душе каждого, и отдельные личные монологи режиссер Георгий Долмазян умелой рукой смешал в занятное месиво, загадочным образом, соединившееся в цельный спектакль.

В зале сидят зрители, которые еще помнят отголоски той самой Оттепели, ярким символом  которой стал Фестиваль молодежи и студентов, разноцветные толпы иностранцев, хлынувших в Москву. Как все тогда кинулись учить английский язык, чтоб хоть как-то общаться с гостями. Очень забавно это показывают четыре Любы – главные героини спектакля. Смешон и точен эпизод с посещением Москвы ослепительными манекенщицами Dior.

 Спектакль пронизан живыми голосами Екатерины Фурцевой, Никиты Хрущева,  Светланы Аллилуевой, Юрия Гагарина, Рудольфа Нуриева…  Голоса эпохи звучат внятно, ностальгически  отзываясь в сердцах очевидцев. В зале находится самый почетный гость – известный правозащитник Людмила Алексеева, написавшая книгу «Поколение Оттепели», которую до слез растрогали молодые актеры, так пропустившие через себя эпоху ее молодости. Драматургия действия объемно и точно расставляет акценты, помогая нескольким  поколениям людей, выросших в СССР, «вспомнить все».  Молодые зрители прислушиваются, впитывают прошлое страны, им сегодня есть, с чем проводить аналогии. На тех площадях, где в 60-е гг. собирались тысячи людей слушать свободных поэтов, через полвека – пустота, строительные ограждения и молчание. Все собрания рассматриваются, как несанкционированный митинг, даже чтение Шекспира на Арбате. Финал спектакля вызывает слезы, душит мажорное начало, закольцовывает смысл, выходя на ту самую спираль, по которой движется человечество.

      Никита Хрущев, попытавшийся десталинизировать страну, не справился с   закаленным бюрократическим государственным аппаратом, быстро выдавившим «слабое звено» из своей стальной цепи, но в эпоху начавшейся при нем «Оттепели» люди расправили плечи и научились открыто улыбаться друг другу. «Возьмемся за руки, друзья!» - За песни, шутки и анекдоты почти не сажали, творческие люди вдохновенно работали, видя немедленное воплощение результатов своего труда и горячие отзывы публики.

       Образ серьезной Екатерины Фурцевой, которую многие не любили, но уважали за самоотверженность, получился правдивым и слегка шаржированным. Да, не считала она Новый год особенным праздником: «Для меня настоящие праздники – 8 марта, 1 мая, годовщина Революции, а Новый год – пустые фальшивые слова, навязшая на зубах песенка про пять минут…», - отмахивалась Екатерина от экрана с кадрами искрометной «Карнавальной ночи». Но кто мог предположить, что после нее к власти придут министры, вообще не заинтересованные в культуре, а это пострашнее, чем  эмоциональное руководство Фурцевой.

       Вот счастливый Юрий Гагарин перечитывает вслух свое письмо жене и дочкам, а Ада Якушева тоскует по Юре Визбору, обаятельно кружащему  голову стихами и песнями другой девушке. «Какой подвиг совершить, чтобы ты понял, что с каждым днем я люблю тебя все сильнее? Знаю, что ты ответишь. – Подвига не надо, шли варежки…».

       Пронзительная Светлана Аллилуева, как Кассандра, предрекает недоброе, видя, как после отставки Хрущева, наверху вновь принялись вспоминать Сталина. И вот, наши танки в Праге. 1968-й год – конец Оттепели. Лариса Богораз, Наталья Горбаневская в составе восьмерки отважных вышли на Красную Площадь. «Надежды маленький оркестрик» произвел большой шум. Плакаты «За вашу и нашу свободу» так напугали правительство, что свободу вместе с демократией на долгие годы похоронили под тягучим застоем.

       Как мало, оказывается,  надо, чтобы вышел хороший спектакль: два помоста, один экран, немного света… Как много надо, чтобы добиться катарсиса у зрителей и участников: талантливый режиссер, хорошее драматургическое решение (Георгий Долмазян, Ирина Большакова, Марианна Лемешко) и влюбленные в театральный процесс актеры.

Еще надо отметить, что театр МОСТ ведет свою историю Оттепели прямо от Садового кольца в районе метро Маяковская, где поблизости родился театр «Современник» и читали свои стихи молодые, но уже знаменитые Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадуллина, Роберт Рождественский. На козырьке подъезда вдохновенно декламирует стихи "Андрей Вознесенский". В фойе перед началом поют песни и читают стихи «Юрий Визбор» и «Ада Якушева», а их незаметно «пасет» шпик, прикрывшись газетой «Культура».

Спектакль  получился очень атмосферным, правдивым, трогательным. Людмиле Михайловне Алексеевой вручили цветы, а она, вытирая слезы радости от полученных эмоций, в ответ произнесла: «Я никогда не думала, что про нас будут ставить спектакли. Спасибо, что помните…».