ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

"Старый дом" - многонаселенный, удивительный атмосферный спектакль, созданный дружной командой Владимира Панкова по чудной давней пьесе Алексея Казанцева. В «Старом доме» вершатся события и судьбы. Дело происходит в шестидесятые. Время мирное, полное надежд, но…

Когда-то в этом старинном двухэтажном особняке гостил великий Лев Николаевич Толстой, о чем с гордостью напоминает жильцам интеллигентная Юлия Михайловна (Елена Яковлева). Теперь он поделен перегородками на множество ячеек, в которых проживают коммунальные соседи, каждый со своей историей. Все точно по Толстому: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», - в этом доме семьи не похожи.

Вот семьи Крыловых и Глебовых. «Ах, какие удивительные ночи, только мама моя в грусти и тревоге…», - нервничают под нежную песню Окуджавы мамы двух главных героев - Олега Крылова (Елена Шанина) и Саши Глебовой (Анна Гуляренко). Их дети влюблены друг в друга, на горизонте маячит неравный брак: интеллигентные Крыловы и простые «от сохи» Глебовы встанут стеной, чтобы не дать своим детям соединиться и стать счастливыми. Родителям ж видней.

Отец Олега (Андрей Заводюк) – интеллигентный, задумчивый,  рассеянный мужчина с портфелем. Мысли его заняты милой соседкой Юлией Михайловной (Елена Яковлева). Сколько может длится его персональный «Осенний марафон»? Ему, как и герою популярного фильма, не хватает мужества и решимости: жена или любовь? Жена (Елена Шанина), на первый взгляд, кажется «белой и пушистой», но в Таисии Петровне ощущается столь тяжелый характер, такой жесткий контроль домашних, такая излишняя опека, что выход один - сбежать. Не зря после ухода из дома Олега, отец тоже исчезает навсегда. Крепко выстроенная ячейка общества распадается, словно карточный домик.

Родители Саши не сильно обезображены интеллектом:  алкоголизм  -  норма жизни. Глебов старший (Дмитрий Костяев) в запое агрессивен и страшен: стакан-ремень-угроза – его подручные средства воспитания. Жена  его раздражает, поэтому он ее периодически бьет и сажает (хорошо не ставит) в угол.

Сколько Зинаиде Семеновне (Анна Гуляренко) приходится терпеть, соседи знают. Детей Максим Ферапонтович любит по-своему: дочери наказывает забыть про Олега и про театр, а младшему сыну Витьке (Василий Сунцов) батя в пьяном угаре даже наливает стакан, готовя мальчишку в полноценные  собутыльники.

Юный актер вдохновенно участвует в спектакле наравне с взрослыми артистами. И ему необыкновенно повезло: рядом с ним на сцене - замечательные мастера. В спектакле почти у всех главные роли, но есть и безымянные. Андрей Заводюк, Анна Гуляренко, Дмитрий Костяев, Елена Шанина – вот только что были родителями главных героев, глядь, настоящими комическими старухами  сидят, сплетничают на скамейке у подъезда.

Главных героев – четверо: Саша (Фаина Колоскова) и Олег (Никита Жеребцов), и  повзрослевшие на пятнадцать лет -  Саша (Анастасия Сычева) и Олег (Павел Акимкин). Режиссер Владимир Панков нашел интересный ход, в котором актеры не нуждаются в гриме. Действие развивается параллельно, и при этом  вполне реально.

Диалоги, монологи, общие разговоры персонажей возникают, то по очереди, то звучат одновременно, словно в старом доме живет эхо. А когда Анастасия Сычева и Павел Акимкин душевно запевают чудесные песни Булата Окуджавы в сопровождении самого настоящего «маленького оркестрика» Sound Drama, и все подхватывают, то в намоленном театральном пространстве возникает полная гармония.

В каждом уголке сценического пространства, вытянутого вдоль зрительских рядов, коих всего четыре, что-то происходит, и за всем этим безумно интересно наблюдать. Владимир Панков обладает уникальным камертоном, по которому настроены его музыканты-актеры. Не звучит ни одной фальшивой ноты. Музыка Окуджавы, Гарваренца, Родюкова то занимает весь сценический объем, то отходит на второй план, но «надежды маленький оркестрик» - в каждой картине.

Невозможно одним взглядом охватить весь мир, выстроенный художником-постановщиком Максимом Обрезковым. Каким-то волшебным образом ему удалось разместить на сцене и несколько комнат большой коммунальной квартиры, и общий коридор с уймой дверей, и чердак, и балкон, и улицу. Режиссер вдохнул во все это жизнь. Улица мгновенно оживляется, когда на скамейке рассаживаются всевидящие бабки, всезнающие дворники машут метлами, а главные герои трепетно ждут встречи.

Режиссер бережно сохранил язык старой пьесы и ощущение времени, но интонация спектакля вполне современная и совсем не умилительная. Это доказывает, наверное, самый колоритный тип  спектакля - Петр Рязаев (Антон Пахомов), этого же Петра Кузьмича «через пятнадцать лет» мы видим в исполнении Михаила Янушкевича. Такого Рязаева забыть невозможно: везде сует свой острый нос, уверенный в своем праве вмешиваться в чужую личную жизнь. Узнаваема душная атмосфера советской коммуналки и товарищеских судов. Гражданин Рязаев ответственно следит за всеми, задействует соседей, дворников, старушек, злобно провозглашая: «Я этого так не оставлю!». Кто ему поручал, кто назначал?

Сколько энергии у самовыдвиженца, как легко ему удается разрушить все тонкое, эфемерное, выходящее за узкие рамки его понимания. Интересы общественности должны быть выше личных, потому тяжелобольная жена Рязанова подождет, пока он разберется с аморальной молодежью, которая ходить на свидания в семнадцать лет. Как бы чего не вышло. Хотя Антон Павлович Чехов давно высмеял «человека в футляре», в советское время «футляры» получили поддержку в лице таких  общественников. С рвением, похвальным в иных областях, Рязаев крушит  чужие судьбы. Саша с Олегом расстаются, Юлия Михайловна покидает дом, Павел Иванович уходит от жены.

А товарищ Рязанов (Михаил Янушкевич), постаревший, но не помудревший,  бодро жалуется повзрослевшему Олегу (Павел Акимкин), что всю жизнь «как каторжный тянул общественную работу, боролся за честь и совесть», а ни любви, ни понимания не дождался. Рязаев щурит поблескивающие глазки и поводит все тем же острым носом, дальше которого не видит. Олегу он  изрядно подпортил жизнь, а теперь ищет в нем понимания и утешения. В пьесе есть еще один интересный персонаж – лектор (Петр Маркин). Когда Рязаев пытается склонить его на свою сторону, тот артистично уклоняется от коммунальных склок. Забавно наблюдать вертлявого мелкого предводителя общественности рядом с огромным басовитым лектором, высоко несущим собственное достоинство.

Через пятнадцать лет Саша (Анастасия Сычева) вернулась проведать родителей и обнаружила, что отец совсем спился, лежит при смерти, Витька – в тюрьме, зато мать расцвела. Актриса Анна Гуляренко так живо и точно представляет биографию своей героини, что по изменившейся враз походке и накрашенным губам можно прочесть:  Зинаида Семеновна только начинает жить. Муж-деспот и пальцем теперь ее не тронет, а она – захочет, в кино пойдет, захочет – так погуляет. Подох бы быстрей ее окаянный, а то ухаживай тут за ним.

Саше, несмотря ни на что, отца жаль, зла она не помнит. Есть вещи, куда страшнее, например, предательство Олега. И те его слова: «Твои руки и губы снятся мне», «Я тебя очень сильно люблю», «Как хорошо»… Как они бабочками трепетали в воздухе, носились между тремя влюбленными парами, и …исчезли. В старом доме не осталось любви… Разве что, дочь Рязаева Оля (Татьяна Збруева), давно и преданно влюбленная в Олега.

Длинная печальная… и все же светлая история любви. Жизнь продолжается.

 фотографии Олеси Хороших