http://teatp.ru/content/article_image_fHQjAw.jpg

Театр ШСП

1. открытие сезона 2016-2017
2. спектакль  Дурочка и зэк
3. спектакль  Спасти камер-юнкера Пушкина
4. спектакль Последний ацтек
5. спектакль Чайка
6. спектакль  Молоток
7. спектакль Здесь живет Нина
8. интервью с Альбертом Филозовым
9. первоапрельский  вечер
10. интервью с Галибиным

Губит людей не пиво...

На сцене Театра ШСП – барная стойка одного пивного бара довольно  среднего, по словам самого бармена, уровня. Бывают  пивные подороже и помоднее, но вряд ли интереснее…

Ироничная официантка (Анжелика Волчкова) и молодой стажер (Кирилл Емельянов) вяло готовятся к приему посетителей. Официантке явно всё и все  давно надоели, она работает с ленцой, без искорки, вероятно,  много чего повидала на этой обратной от посетителей стороне и не питает иллюзий по поводу светлого будущего. Молодой стажер, наоборот, полон надежд  на  головокружительную  карьеру, ему кажется, что в пивном баре он заработает  кучу денег, которые он уже знает, на что потратит, главное, пусть научат, как подзаработать.

Попасть по другую сторону прилавка – уже одно это довольно увлекательно для зрителей. Кто хоть раз в жизни не хотел бы туда заглянуть? О секретах профессии бармена, о нравах клиентов и вообще - о разной жизни весь вечер напролет, пока  наливается пиво, будет рассказывать главный герой - писатель, режиссер и актер Евгений Гришковец. Кстати, рекомендую покупать билеты в первые ряды партера ближе к центральному проходу, тогда и вам, возможно,  стаканчик пенного напитка перепадет. 

Клиентов пивной и случайных собеседников играют Владимир Качан, Алексей Петренко, Елена Санаева, Владимир Шульга, Александр Овчинников, Екатерина Директоренко, Даниэлла Селицка, Иван Мамонов, Алексей Гнилицкий, Николай Голубев, Александр Цой, Татьяна Циренина и др. артисты Театра ШСП.

Для чего человек приходит в бар? По мнению молодого стажера – отдыхать и расслабляться. А вот бывалый Гришковец утверждает, что в бар, в основном,  приходят не самые голодные и усталые, не те, кто жаждет напитка, а тот, кто нуждается в слушателе, кто просто устал от невнимания, одиночества. «Алкоголь и бар должны быть хуже человека». - Профессиональный бармен должен так умело радоваться посетителю, чтоб тот приходил второй раз и третий, и незаметно для себя становился завсегдатаем заведения.

Кому-то достаточно пары-тройки пива, кому-то - стакана виски, а некоторым  даже и пить не надо, вся жизнь, как на ладони. У одиночных посетителей, пар и даже групп опытный бармен  может, если захочет, выведать самые сокровенные истории, потому что именно здесь люди раскрываются, как нигде.

У театра «Школа современной пьесы» уже были подобные спектакли-импровизации: «Своими словами», «Прочитанное, подслушанное, подсмотренное…», но новая  постановка Иосифа Райхельгауза получилась  гораздо  удачнее, и по композиции, и по исполнению. А может, благодаря тому, что основы сюжетов и тексты диалогов заложил настоящий писатель,  сделав это в собственной авторской  манере с хорошей долей парадоксального юмора (обычные ситуации кажутся в изложении Гришковца чрезвычайно забавными). В качестве бармена Евгений смотрится обаятельно и человечно, да и посетители кажутся хорошими знакомыми. Кто-то – трогательным, как пара советских эмигрантов-евреев (Елена Санаева и Алексей Петренко), решающих, как без ущерба для себя вернуться из Германии обратно на Родину, и тут же доверчиво попадающих в руки жуликов. Кто-то – жалким, как герой Владимира Качана: зашившийся завсегдатай,  заказывающий лишь безалкогольные коктейли, нарывающийся на политические споры и рассказывающий свежие анекдоты на тему Улюкаева: «Автоответчик в Роснефти: если у вас нет нефтяных активом, нажмите звездочку, если есть – решетку…».  Кто-то дико смешным, как пара бизнесменов (Иван Мамонов и Владимир Шульга), выбирающие  страну, в которую собираются свалить навсегда, по географическому школьному атласу 5-го класса . Провинциалка из Молдавии (Татьяна Циренина) – своей наивностью очарует не только публику, но и бывалого бармена, а две блондинки, беспрестанно хохочущие, словно «опоздавшие на поезд: Москва – Амстердам» (Екатерина Директоренко и Даниэлла Селицка) сначала достанут всех,а потом порадуют

прекрасно исполненной вокальной композицией в сопровождении  замечательных музыкантов, создающие атмосферу уютного кафе – Левона Оганезова и Владимира Острикова.

И вечер "обещал быть томным", если бы не странный (страшный) финал: в зал вбежали люди в камуфляже с автоматами. Леденящие кровь крики: «Остановите мероприятие! Включите свет! Всем оставаться на местах! Мобильные телефоны не доставать! Наши сотрудники эвакуируют вас из зала…».

Знаете, даже, когда раздался мажорный голос Райхельгауза, деловито сообщивший, что в зале – не переодетые артисты, а самые настоящие сотрудники ФСБ, которые "на сегодня одни только и могут обеспечить нам всем безопасность", я не нашла в себе силы воспринять это как шутку или глубокий режиссерский ход. Советую людям с тонкой душевной организацией, не дожидаясь такого конца, тихо отползать за пять минут до финала в фойе, тем более что и там разливают настоящее пиво.

материал опубликован в журнале "Театральный мир" - декабрь 2016 г.

Мечту легко разбить молотком

«Молоток» - страшный и простой спектакль молодого режиссера Павла Макарова по пьесе Павла Павлова о том, что, когда в одной пустой голове заводится единственная мысль, мозг в итоге дает команду рукам, и она, даже самая ужасная, приводится организмом в исполнение. И никакая другая мысль ее вытеснить не может, поскольку в голове – «пусто, пусто, пусто, страшно, страшно, страшно...».

Герой спектакля мальчик по кличке Жендос (Иван Василевский) бегал с детства.

                              

 «Чайки» над «Школой»

Один из самых знаменитых спектаклей начала 90-х ? «А чой-то ты во фраке?» в театре «Школа современной пьесы». Конечно, это не Чехов в чистом виде, но многие слова из чеховского «Предложения» можно узнать без труда в этих опере и балете для драматических артистов. За сто с лишним лет редко в каком театре не стрельнуло ружьё, висящее на стене. У Иосифа Райхельгауза оно впервые выстрелило во «Фраке».

Каноническую «Чайку» Чехова, которая в «Школе современной пьесы» идёт с 1998 года, Райхельгауз сперва препарировал со студентами Рочестерского университета. Несмотря на успех, переносить спектакль из малого зала в большой режиссер не стал. И сегодня «Чайка» Чехова в «Школе современной пьесы» идёт в зале «Зимний Эрмитаж». Зрители сидят двумя амфитеатрами друг напротив друга, разделённые длинным подиумом, в одном конце которого играют спектакль Треплева «Люди, львы, орлы...», в другом Ирина Алферова, Альберт Филозов, Юрий Чернов, Владимир Качан и другие играют сцены в усадьбе Сорина. На спектаклях всегда были аншлаги, так что и сегодня билеты следует покупать заранее.

У спектакля в Театре ШСП "Здесь живет Нина" - два больших достоинства.

http://eclectic-magazine.ru/wp-content/uploads/zdes-zhivet-nina-in.jpg

Первое - главную роль играет актриса Ольга Гусилетова, давно мною любимая, давно заслуживающая широкой известности и множества замечательных ролей, которые сыграла бы с блеском! Второе - спектакль фантастически короткий - 1час 15минут, давненько я не смотрела  в репертуарных театрах таких спектаклей-этюдов. Большее, чем на этюд, на черновую студенческую работу этот материал, в общем-то, и не тянет. Не понимаю, зачем театру ШСП надо было брать эту пьесу. Идея у пьесы - хорошая, но сама пьеса какая-то не доделанная, не дописанная.

В Театре ШСП советую посмотреть симпатичный спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина».

Иронично, остроумно и увлекательно авторы в лице Михаила Хейфеца (драматург), Иосифа Райхельгауза (режиссер-постановщик) и Алексея Трегубова (художник) проводят для зрителей  театральную «экскурсию» по жизни героя Михаила Питунина (Александр Овчинников), в которую  не по своей воле регулярно вторгается самый главный писатель - "НАШЕ ВСЕ".  События узнаваемы и смешны, спектакль наполнен сочными деталями, взволнованными монологами и отлично выстроенными сценами.

"Пусть тебе приснится..."

Пьеса Владимира Лидского «Дурочка и зэк» в 2015 году стала лауреатом конкурса современной драматургии «Действующие лица» и была немедленно принята к постановке в театре Школа Современной Пьесы. Режиссер Виктория Печерникова (ученица Олега Кудряшова) вместе с художником Асей Скорик и балетмейстером Евгенией Миляевой сотворили тонкий добрый нежный спектакль. Сценография места действия проста и точна. Все события происходят в помещении, похожем на библиотеку - по стенам сплошные книги, вполне внятное жилье студентки университета. В этой комнате по ходу действия ничего не меняется, разве что со стены исчезает картина с обнаженной женщиной.

 

Те, кто решит, что пьеса Шендеровича «Последний Ацтек», поставленная Иосифом Райхельгаузом в Театре ШСП, остро политическая, придут не по адресу: в этом театре сегодня пользуются успехом, в основном, лирические комедии («Пришел мужчина к женщине», «Ночь с незнакомцем» и т.п.). Один лишь раз попробовали поставить памфлет Быкова «Медведь», и то – с реквизитом случилось возгорание, и спектакль отложили до лучших времен.