В девятнадцатом веке пьеса Августа Стриндберга стала сенсацией, символом современной драмы, слишком откровенной и физиологичной. Сегодня наших современников сложно смутить, обескуражить чем-либо, сегодня мы ничему не удивляемся: откровенная эротика, кровь, наркотики, убийства, порнуха, чернуха…, чего мы еще не видели на экранах домашних одноглазых монстров, пожирающих наше время?

 

Известный немецкий режиссер Томас Остермайер с помощью российского драматурга Михаила Дурненкова перевел пьесу, ставшую в позапрошлом веке символом современной драмы, в сегодняшние российские реалии. Графская дочь превратилась в дочь подмосковного олигарха, а лакей – в его водителя, что в прочем, почти одно и то же. Это превращение было совсем не обязательно, и дело даже не в том, что не успели еще дети российских олигархов стать тонкокожими отпрысками с голубой кровью, и должно смениться не одно поколение, чтобы домашнее воспитание, достойное образование и хорошие манеры стали признаком сословия в новой России.

 

А суть в том, что эта пьеса сама по себе настолько глубока и трагична, что осовременивание только внесло некоторое недоумение и неувязки, которые пришлось развеивать блестящему актерскому трио (Чулпан Хаматова - Юлия Пересильд – Евгений Миронов). Театральные виртуозы Москвы снова показали блестящее актерское мастерство, можно сказать, дали актерский мастер-класс!

Какая «человеческая комедия» разыгралась за одну ночь, какая безысходность получилась, какое вселенское одиночество!

 

Странные ощущения испытываешь во время спектакля: ты не смеешься и не плачешь, и не сочувствуешь героям (лишь самим актерам), просто холодно следишь за неторопливым «шведским» началом, ближе к середине спектакля уже теребит твою душу, и мучительно сжимается сердце в конце. Но вот ты выходишь из театра, и через какое-то время тебя догоняет и накрывает увиденное, ты никак не можешь забыть это удивительное лицо Жюли (Чулпан), лицо обиженной, потрясенной, растерянной девочки. Ты все время прокручиваешь эту драму и ставишь перед собой непростые вопросы. Будто создатели спектакля задали тебе задание на дом, а ты не можешь его не выполнить. Тут может пригодиться прочитанная литература по психоанализу, а также знания и собственный опыт (если есть), или заимствованный в медицине (так как характеры и поступки героев укладываются в истории болезни, описанные медициной, подчас, судебной).

Три судьбы переплелись в одну ночь, и распались навсегда. Фрекен Жюли, главная героиня – тонкокожая, тонкокостная, порывистая, нелепая, словно мотылек, запутавшийся в сетях, развешанных циничным Жаном.

Жан (Евгений Миронов), водитель хозяина, хорошо знакомый человеческий тип, глубоко прячущий свою ненависть и презрение к тем, кто выше его на ступеньку. Он потому завидует, что сам стремится туда изо всех сил, чтобы подняться хоть над кем-нибудь.

Кристина, героиня Юлии Пересильд – спокойная, флегматичная, уверенная в себе и своих действиях, особа, умудряющаяся спать в любой обстановке, ее не терзает рефлексия, у нее здоровая нервная система. Так положено, так надо, прямая ровная дорога, маршрут ей давно известен, да только поезд натыкается на странное, непонятное ей препятствие и сходит с рельсов… (удивительно точная работа актрисы, еще недавно сверкнувшей на сцене в образе утонченной польки в спектакле «Варшавская мелодия», а здесь уверенно по-крестьянски распоряжающейся по хозяйству).

Сценография строгая – черно-белая, черное преобладает, но где-то за окнами идет снег, он тихо идет весь спектакль, в конце концов, вырастут настоящие сугробы, которые скроют все следы происшедшего, если будет убийство, самоубийство…, белое молчание…

Кристина сварила куриный бульон, убралась на кухне, Жан вернулся с работы, оба собираются, наконец, отдохнуть после трудного рабочего дня…

Покоя не будет: Жюли разрушит эту домашнюю идиллию, разлучит жениха и невесту, вторгнется в мнимый покой Жана (он об этом и мечтать, поначалу не смел), а в итоге рухнет весь маленький мир подмосковной усадьбы…

Жюли на грани нервного срыва. Ее никто не любит (мать всегда думала только о себе, отец – только о матери), она одинока и беззащитна, и кидается к Жану потому, что он произнес ей именно то, что она хотела услышать.


Здесь нет желания любить, есть только потребность, чтоб любили тебя.

Оба в детстве не получили тепла, любви и заботы, и выросли эгоистами, а кому они должны? Вокруг никого…, но Жан при этом циничен как Иудушка Головлев, никого не любит, не остановится, ни перед чем. Всю жизнь лелеять мечту вырваться из низкого круга, он знает, что заслужил это, но ему недодали, и пришла пора взять, а что? С какой стати этой девочке досталась другая судьба, почему голубая кровь у нее, а не у него? Опять перед нами старая формула: «Отнять и поделить!»…

Несчастная девушка практически лишается рассудка, впадает в анабиоз не потому, что лишилась невинности, а потому, что ее обманули с любовью, да еще на глазах убили собачку, крошечное существо, единственное, кто любил ее беззаветно. Гламурный песик заменил в спектакле чижика в клетке (так было в пьесе), собачка в дамской сумочке – модная деталь, но здесь еще и деталь жуткая: обезумевшая Жюли запихивает окровавленный пакет в свою лакированную сумку, взамен вынимая оттуда пистолет. Кровь за кровь?

 

Действие всего спектакля происходит на кухне (художник Ян Паппельбаум), месте, где зачастую решаются судьбы мира, человеческие судьбы. Там, где в начале – идеальный порядок и чистота, после нравственного падения героям остается только опуститься на липкий пол и страшно хрустящий под ногами мусор.

В этой разрухе лишь Кристина остается дееспособной, не мучается рефлексиями и душевными терзаниями, она без всяких эмоций просто начинает отмывать и очищать это адское место. У одного жизнь пропадает, а у другого дела никто не отменял.

Нелюбовь сменяется черной ненавистью, а заканчивается белой пустотой…

(2011 год)

http://theatreofnations.ru/?route=information/newspaper&newspaper_id=83

фотографии с официального сайта театра