Мечту легко разбить молотком

«Молоток» - страшный и простой спектакль молодого режиссера Павла Макарова по пьесе Павла Павлова о том, что, когда в одной пустой голове заводится единственная мысль, мозг в итоге дает команду рукам, и она, даже самая ужасная, приводится организмом в исполнение. И никакая другая мысль ее вытеснить не может, поскольку в голове – «пусто, пусто, пусто, страшно, страшно, страшно...».

Герой спектакля мальчик по кличке Жендос (Иван Василевский) бегал с детства.

                              

Все люди сначала ходить учатся, а он сразу побежал. И куда ему было бежать-то в маленьком городке да в неблагополучной семье отца-алкоголика? Только в спортивную секцию за своей мечтой о пьедестале почета и медали на шею. В результате на свою шею он получил большие неприятности, а чужую так вообще просто свернул.

Спектакль поначалу кажется детективным расследованием убийства. На экране - документальные кадры: парня, сидящего на полу возле места преступления, очерченного мелом, жестоко допрашивают. С таким «правосудием» любой сознается в чем угодно.

                                                                  

И Жендос начинает говорить, и вся его куцая биография за какой-нибудь час с небольшим проходит перед глазами.

Колоритные, сочно сыгранные: мама (Джульетта Геринг) и батя (Алексей Гнилицкий) олицетворяют тоскливое безнадежное бытие провинциального городка. «Дома - дурка сплошная», - рассказывает несостоявшийся чемпион. «Батя» беспробудно пьет, мечтая увидеть сына юристом. Алексей Гнилицкий умудрился вызвать сочувствие к своему герою, его персонаж сродни шукшинским и понятен народу. Джульетте Геринг досталась роль, что называется, на разрыв аорты. В финале ее героиня издает такой животный вопль отчаяния, что жалко становится не «маму», а актрису. Не пощадил молодой режиссер среднее поколение, мог бы придумать не такой прямой ход…

 

У героя Ивана Василевского в жизни ничего нет, кроме спорта. Он не наделен никакими талантами, даже спортивными, но все перекрывают настырность и злость к соперникам. А главный соперник появился именно в тот момент, когда победа, казалось, уже близка, когда труд и упорство вот-вот должны были быть награждены. У Игорька (Александр Цой) было все, чего с рождения оказался лишен Жендос. Удачливый соперник вырос в обеспеченной семье генерала, вдобавок природа щедро наделила его прекрасными спортивными данными и вообще всем, что нужно молодому сильному здоровому парню. Разумеется, именно к нему упорхнула прекрасная девушка-мечта (Даниэлла Селицка), которую первым встретил Жендос. Судьба...

                                                          

Художник Татьяна Анастасова выстроила беговые дорожки прямо посреди зрительного зала, на сцене – огромная лестница, обрывающаяся там, откуда не возвращаются. На «стадионе» проживает свою жизнь Жендос, в спортивной раздевалке его рука с молотком обрывает чужую счастливую судьбу.

Нельзя не упомянуть тренера (Евгений Козлов), который был самым важным человеком для Жендоса и тех ребят, что жизнь посвятили спорту. Сам бывший спортсмен, он не мог не уважать девиз неудачника Жендоса: «Упрямство, тренировки, результат», но результат Игорька оказался лучше, и объективно уже ничего нельзя было сделать.

                  

«Может, в Консерватории что-то надо исправить?», - заметил еще в советское время великий Жванецкий. Пока государство не уделит внимание подрастающим в забвении и неблагополучии все новым молодым поколениям, необходимо будет указывать в инструкции по эксплуатации молотка: «Не рекомендуется наносить удары по голове людям и животным, разбивать зубы и др. кости (в том числе черепные)…».