Хотите стать домочадцем Толстого?

Билеты в театр стоят дорого, в некоторые – неимоверно  дорого.  И так обидно, когда зрители, купив билеты за несколько тысяч рублей, попадают на нестоящий спектакль. В принципе, бесплатно можно также  разочаровываться в театре и перестать ходить туда вообще. Как Театру не потерять зрителя? - Просто искренне любить свою публику и честно служить Мельпомене и Талии. Как зрителю не разочароваться в Театре? - Узнавать заранее, что за  спектакль вы собираетесь смотреть.

Ситуация такова, что даже в самых прекрасных, знаменитых, любимых театрах можно провести далеко не лучший вечер в вашей жизни, зато в каком-нибудь неизвестном маленьком театрике – получить удовольствие от встречи с подлинным искусством. 

Я совсем недавно узнала о существовании «Активного театра». Играют в нем профессионалы, энтузиасты театрального дела. За неимением собственного помещения - где придется. Труппы постоянной нет, актеры собираются для работы над определенным проектом.  В репертуаре «Активного театра» - несколько спектаклей. Мне довелось посмотреть: «Толстого нет». Пьеса Ольги Погодиной-Кузьминой несколько лет пылилась в литчасти театра  «Современник», пока режиссер Марина Перелешина, с разрешения драматурга, не забрала ее и не поставила  в «Активном театре».

        

Александра Ислентьева, Милена Цховреба, Анна Перелешина, Денис Беспалый, Андрей Филиппак, Николай Ковбас, Семён Шомин в крохотном помещении Боярских Палат (три десятка зрителей) увлекательно и увлеченно играют родных и близких Льва Николаевича Толстого. Самого писателя на сцене нет (пьеса не зря так и называется), но все события и разговоры связаны, разумеется, с ним. Пока Толстой еще пребывает в доме, на втором этаже, и от этого как-то волнующе  тревожно. Каково это - жить под сенью Великого человека, быть его тенью, помощником, служить его быту? Унизительно это или почетно? Вынужденно или добровольно? «Каждая несчастная семья несчастлива по-своему» - писал Лев Николаевич о семье Карениных, совершенно забывая про существование собственной. В семье Толстого в эти последние недели его рокового ухода из Ясной Поляны действительно все были как-то особенно несчастливы.

 

                         

Тревожное ожидание конца, неизвестность завещания висит над домочадцами, обнажая истинную сущность и скрытые помыслы каждого. Что может быть интересней, чем покопаться в жизни знаменитостей? История получилась захватывающая и при этом такая интеллигентная, что никакого белья, тем более, грязного, не найти.

Софья Андреевна (Александра Ислентьева) – не только жена великого мужа и терпеливая переписчица его бессмертных творений. Она - многодетная мать и хозяйка огромного имения, требующего постоянных хлопот, а еще - женщина с огромными  невостребованными и потому неистраченными запасами любви. Александра Ислентьева играет деликатно, стараясь смягчить карикатурные недостатки своего персонажа или, по крайней мере, объяснить их происхождение. Софья всем заправляет и всеми руководит, но вечно прикидывается бедной овечкой. Ее отношения с детьми удручающе тревожны, особенно с дочерью Александрой Львовной (Милена Цховреба).

 

Между ними ежедневно идут бои за место подле Льва Николаевича. Их коварное и разрушительное  женское соперничество не знает запрещенных приемов. Мать хладнокровно бросает в лицо дочери: «Я не люблю тебя!», - и та убегает, заливаясь слезами. Дочь, в свою очередь, легко «сдает» мать, изображая братьям ее игривое кокетство перед молодым секретарем или доктором.

                         

От актрисы Милены Цховреба исходит такая энергетика, такая сила и столько в ее Александре  детской незащищенности, что невозможно глаз отвести даже в те моменты, когда на сцене действуют другие персонажи. Тут, правда, надо отдать должное и другим характерным артистам, занятым в спектакле (в этом спектакле все характерные). Тихий Илья Львович (Денис Беспалый) и бесцеремонный Лев Львович (Николай Ковбас), сыновья Толстого, опасаясь отцовского завещания не в свою пользу, то объединяются, то действуют поодиночке, не доверяя родственникам, и издателям. Ничего в жизни не добившись, давно повзрослевшие «мальчики» уповают теперь лишь на наследство, которое вот-вот может ускользнуть навсегда...

 

В доме служит быстрая озорная горничная Катюша (Анна Перелешина), обученная Софьей Андреевной французскому, музыке и хорошим манерам. Все первое действие любуешься ее радостной легкостью, но вот на ее долю выпадают тяжелые испытания, девушка сразу становится незаметной, даже кажется излишне худой и бледной. Хозяйка вольна была ее воспитывать, наряжать и баловать, и также вольна выдать замуж за нелюбимого, хотя   «крепостное право уж полвека как отменили», - бросает в лицо матери Александра, бросаясь на защиту девушки.

              

Как удивительно: «наверху», проживает гениальный мыслитель, почти небожитель, родоначальник толстовства, гуру миллионов, а внизу – его домочадцы, те, про кого он давно забыл. И у каждого – своя правда.

Есть в этой пьесе и этом спектакле такая особая манкость для любознательных читателей-зрителей, такая нарочитая недосказанность, вдохновляющая на самостоятельную работу с книгами и документами, что само по себе уже оправдание потраченным силам и средствам.

Артисты легко и непринужденно втягивают в действие зрителей. То вдруг попросят спеть любимый романс Софьи Андреевны «Не уезжай ты, мой голубчик…», и актриса Александра Ислентьева довольно обведет глазами зал, одаривая каждого поющего снисходительной улыбкой графини. То Катюша гостеприимно обнесет публику чудесной домашней настойкой или яблоками из графского сада, то вручит зрителям первого ряда под одобрительный взгляд хозяйки вязание (в этом доме все должны работать). В самые острые моменты спектакля актеры предлагают кому-нибудь из зала роль домочадца, чтобы, почувствовать на себе всю тяжесть создавшейся ситуации и попробовать изменить ее. К финалу, и зрители, и актеры становятся одной семьей, не хотят расходиться. Такова волшебная сила Искусства, явно покровительствующего «Активному театру».