Как "Три сестры" в "Вишневом саде" прощались с "Чайкой"

Из самых популярных чеховских пьес сложил свою мозаику режиссер Георгий Долмазян. Его сценическое панно «Чехов» пестро и многогранно. Герои «Чайки», «Трех сестер» и «Вишневого сада», кажется, живут неподалеку и хорошо знакомы друг с другом. Все происходит на глазах у всех.

                                          http://www.teatrmost.ru/upload/iblock/7fb/7fbb5a290fec1e284251512bdfef5df0.jpg

Так обычно развиваются события в маленьких городках. Жизнь – комедия, на взгляд стороннего наблюдателя, но для каждого участника - личная драма, потому все так дружно страдают от вечной «древнерусской тоски», всю жизнь мучившей великого русского драматурга. И как удивительно к месту здесь песня Б.Г. «Древнерусская тоска».

     http://www.teatrmost.ru/upload/iblock/268/26864d0625729d82ef29de20c26bd843.jpg

Влюбленный учитель Медведенко (Анатолий Сафронихин) бегает за одетой в траур по своей любви Машей (Дарья Чудная), которая тревожно звонит в колокольчик, предупреждая, что скоро начнется спектакль ее бесценного, непонятого гения Треплева (Александр Осипов). Со стороны всегда виднее, что делать, и старшая из сестер Прозоровых – Ольга вздыхает, жалея незадачливого учителя: «А вот я бы любила мужа, я бы вышла замуж за любого человека, даже старика, если бы он спросил…». Начинаются именины молоденькой Ирины (Ася Муравьева) – почти всем весело, кроме Кости Треплева, волнующегося, как собравшиеся (главное, мама) оценят его новую пьесу. Он отдергивает занавес, и зрителям открывается «колдовское озеро». Декорациями треплевской пьесы служит сама природа, вот он, настоящий модерн. Как известно, гениев оценивают по достоинству после смерти, а при жизни – лишь непонимание, насмешки, нищета. Нина при виде знаменитого писателя Тригорина (Дмитрий Яныш), падает в обморок, но тяга к сцене приводит ее в чувство и вдохновляет. Несмотря на то, что в Костином тексте, по мнению Нины, «нет любви и его трудно играть», молодая девушка талантливо читает монолог, и ее страстный порыв заражает всех, кроме, разумеется, Ирины Николаевны Аркадиной (Юлия Вергун). Аркадина в «Чехове» – отнюдь не вышедшая в тираж актриса.

                       http://www.teatrmost.ru/upload/iblock/ab0/ab07189c69c4a3ba23ae151f9745efe1.jpg

Она живет полнокровно, вся в любви к Тригорину, вдобавок ей льстит, что знаменитый писатель, несбыточная мечта многочисленных поклонниц, принадлежит ей, и она уж точно знает, что своего не упустит и не отпустит. Сын Костя ее старит, потому никогда ему не выйти из трудного переходного возраста: мама не разрешит ему взрослеть - лучше жертвовать сыном, чем смиряться с неумолимым временем. Еще никогда не было так жаль несчастного закомплексованного, вечно обиженного Треплева, как в этом спектакле театра «Мост». Актриса Юлия Вергун за свою Аркадину игриво прыгает через длинную скакалку, потом, незаметно хватаясь за поясницу, нарочито громко комментирует: «Хоть пятнадцатилетнюю девочку играй…».

http://www.teatrmost.ru/upload/iblock/6eb/6ebd42c61d5b98f30adac05dfedef0f9.jpg

Неутешного Костю мама успокаивает: «Не отчаивайся! ОН уедет, и она опять тебя полюбит!». Хороша комическая сцена, когда Аркадина, вынужденная охладить разгоряченного от «чувств-с» Тригорина, макает его голову в ведро с водой. «Сокровище мое, гений!» - на всю округу кричит в этот острый момент Ирина Николаевна своим хорошо поставленным голосом. Едва не захлебнувшийся герой-любовник очухивается, и с этой минуты слушается беспрекословно. Аркадина торжествует, а в параллельном с ней мире подпоясанная нелепым зеленым поясом победно вышагивает Наталья Ивановна.

                                  http://www.teatrmost.ru/upload/iblock/970/970f98c1006fc1d8938d93ce7451b5a7.jpg

Она живет, никого не стесняясь. Актриса Вера Семенова точно передает деревенскую хватку и ненасытность новоиспеченной мещанки. Бесцеремонно пользуясь всем, на что падает хищный взор, Наташа скромный дом Прозоровых превращает в неуютное, набитое барахлом логово. Кстати, дом, условно обозначенный легкой металлической конструкцией (сценография Людмилы Казаковой), рушится в тот момент, когда Вишневый сад гибнет. Раздается жуткий визг пилы, слышатся отчаянные крики Раневской (Дом, милый дом!), Ирины (убит Тузенбах), Маши (Треплев застрелился). Все куда-то бегут, привычный мир рушится. Оказывается, надоевший маленький мир, из которого все так рвались в Москву, был самым счастливым временем в их жизни. «Если бы знать…».

               http://www.teatrmost.ru/upload/iblock/50e/50e9a9088d5178e74ea7d70e414a87d3.jpg

Забытые чемоданы со старыми вещами испуганно жмутся друг к другу. Все растеряны, почти все... Уверен в себе и завтрашнем дне нагло агрессивный Петя Трофимов (Кирилл Шаповалов). Уж он-то построит ту самую «новую жизнь», какую вряд ли могли представить себе герои Антона Павловича.

материал опубликован в журнале "Театральный мир" № 4 - апрель 2016 года

https://www.facebook.com/media/set/?set=a.1001755176538685.1073743280.371496016231274&type=3&pnref=story

 http://www.teatrmost.ru/performances/chekhov/press-5565/

фото - с сайта театра МОСТ