Адская «Яма»

Егор Дружинин поставил в театре на Малой Бронной пластическую драму по повести Александра Куприна. Тому поколению, которому нынче не до книг, перед походом в театр нужно, если не прочитать, то хотя бы перелистать «Яму», иначе поймете лишь отдельные сцены. И обязательно купите программку – там есть краткое содержание (либретто) хореографического спектакля.

                   http://cdn.static3.rtr-vesti.ru/vh/pictures/o/976/914.jpg

 

В начале спектакля вниманием публики полностью завладевает «сутенер Горизонт» (Данил Лавренов), который собирается сдать хозяйке публичного дома Анне Марковне (Вера Бабичева) свою юную невесту Сару (Дарья Бондаренко). Следует громкий и долгий его монолог, во время которого он спускается в зал и вручает удивленным зрителям свои визитки, рекламируя себя как успешного предпринимателя.

                                                                    http://www.mbronnaya.ru/i/gallery_images/23/246.jpg

Наивная недогадливая Сара восхищенно следит за женихом, не замечая, как за ее спиной довольная экономка Эмма Эдуардовна (Марина Орел) вручает Горизонту денежки за чистенькую девушку. В этот момент почти начинает щипать глаза от мысли о том, какое горе предстоит испытать бедной невинной Саре, но загрустить не успеваешь, как сцена заканчивается, а далее Сара, уже переодетая в соответствующий фривольный наряд, в числе других девушек заведения резвится, вполне себе радостно.

               http://www.mbronnaya.ru/i/gallery_images/23/250.jpg

В этой пластической драме постановщик больше внимания уделил передвижению и жестам, чем содержанию, которое вообще вызывает много вопросов по ходу действия. Например, как догадаться, что в сцене, во время которой хозяйка заведения бьет одну из девиц, на сцене появляется новенькая, и это – дочь Анны Марковны, которую она встречает милейшей улыбкой? Про дочь становится понятно лишь тогда, когда обе женщины с чемоданами покидают сие веселое заведение, кстати, из спектакля совершенно невозможно узнать, по какой причине происходит смена хозяек.

                                             http://b1.culture.ru/c/230719.jpg

Еще довольно сложно определить имена персонажей, даже главных героинь. Полная ясность лишь с Анной Марковной (Вера Бабичева), Эммой Эдуардовной (Марина Орел) и околоточным надзирателем (Андрей Субботин). Их ни с кем не спутаешь, каждый их выход красноречив и понятен, а выразительное пластическое трио: «Будут деньги – будет порядок» - вообще отдельный концертный номер.

                                                                               http://www.mbronnaya.ru/i/gallery_images/23/249.jpg

Художник по костюмам - Яся Рафикова нарядила девушек в тонкое белье так, что они, практически, раздеты, и это могло бы показаться пошлостью, но сделано настолько тактично, что ничего лишнего любопытному взору не открывается и в то же время танцевальным движениям ничего не мешает.

    

У полицейского и почти всех посетителей мужского пола одежды тоже выразительные, что называется, «по локоть в крови». В программке они представлены так: «ржавые люди».

                                                                        http://www.mbronnaya.ru/i/gallery_images/23/253.jpg

«Яма» Дружинина не складывается в единое полотно, рассыпаясь на отдельные сцены. Ради справедливости, надо отметить несколько очень удачных. Например, выход Любы (Таисия Ручковская). Девушку от порочной жизни решает спасти студент (Андрей Терехов). Его друзья охотно преподают Любе математику, литературу, химию, при этом больше желая завладеть ее телом, чем умом. Лихонин страшно обижается (следует очень забавная сцена его нарочитой обиды), но не на своих друзей, а на бедную Любку, и тут же бросает ее. Актриса Таисия Ручковская прекрасно танцует, все ее жесты красноречивы и внятны. Впрочем, у всех девушек (Мариэтта Цигаль-Полищук, Екатерина Дубакина, Любовь Иванова, Алена Ибрагимова, Юлиана Сополева) с пластикой и с выразительностью все в порядке, у каждой есть свой эффектный сольный номер.

            http://www.yamoskva.com/sites/default/files/imagecache/ib_large/images/%20%D0%9C%D0%B0%D0%BB.%D0%91%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F.%D0%9A%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD.%20%D0%AF%D0%BC%D0%B0.%2016.10.15.03..jpg

Но вернемся к содержанию, драма все же, хоть и пластическая. Следуя постановке, жизнь в публичном доме - почти всегда праздник, никаких трагедий. Разве что Женька (Екатерина Дубакина), узнав о том, что больна сифилисом (так сообщается в либретто), собирается мстить посетителям за свою сломанную судьбу (о чем танцем транслирует подруге). Не желая губить молодого кадета (Олег Полянцев), Женька гонит его прочь (следует яркая выразительная сцена), после чего вешается. На авансцене, кстати, в это время увлеченно и вдохновенно (ну, правда, действительно хорошо) танцует бывшая экономка, а ныне - новая хозяйка заведения (Марина Орел), соло ее героини выражает полное счастье.

                                                                 http://www.mbronnaya.ru/i/gallery_images/23/244.jpg

Удался и танец-расправа швейцара-охранника Симеона (Александр Голубков) над Манькой (Любовь Иванова). В этой сцене присутствует и злость, и сила, и беспомощность, и агрессия, и влюбленность палача в свою жертву.

    http://www.russkoekino.ru/picture/pit-03.jpg

В спектакле режиссером оставлено несколько монологов. Иногда какой-нибудь персонаж вдруг открывает рот, например, Симановский (Александр Бобров) и читает лекцию о свободной любви. А вот в другие моменты, когда ужасно хочется именно разговоров, диалогов и объяснений, на сцене – полное молчание.

                                                          http://b1.culture.ru/c/230721.jpg

Финал вообще производит странное впечатление: каждую из девушек, пришедших проводить в последний путь свою подругу Женьку, швейцар тащит через всю сцену к заднику и скидывает в открытую «топку», словно, в адскую яму. Уж чересчур символично и почему-то неубедительно.

Но спектакль стоит посмотреть ради женских актерских работ. Браво актрисам Театра на М. Бронной!

 

Фото Леонида Селеменева и Сергея Апанасенко