Экскурсия по Тобольску

 

 Тобольск - старинный город с мужским характером несколько столетий являлся культурной и духовной столицей Сибири. Революции, войны, советская власть,  перестройка - его не слишком украсили, оставив следы разрушения на каменном челе, но не так просто сломить гордую белую крепость. Светлый город силен историческими корнями, высокой духовностью и хорошей памятью. Здесь родились: гениальный русский ученый Дмитрий Менделеев; Петр Ершов, автор известной сказки «Конек-горбунок»; выдающийся русский художник Василий Перов; художник-карикатурист, воспитанник декабристов, краевед и литератор, Михаил Знаменский; знаменитый композитор Александр Алябьев - автор известного «Соловья»; архитектор Никитин; академик Юрий Осипов; актер Александр Абдулов и многие др..  Здесь жили писатель Александр Радищев,  художник Василий Суриков и  последний император России Николай II. А еще здесь был открыт самый первый  театр в стране.

История. В 1582 году Ермак, покорив Сибирь, отправил своего лучшего атамана Ивана Кольцо в Москву «бить челом» царю Ивану IV, поздравлять с новым царством — Сибирским. Тот  вернулся с похвальной царской грамотой, жалованьем и дарами – шубой с царского плеча и знатной кольчугой (хранится в Оружейной палате). С разрешения царя, Иван Кольцо подбирал на обратном пути желающих переселиться в новые края, к месту слияния  рек Тобола и Иртыша. В результате за ним на берег сошли  пятьсот  казаков и несколько священников. Приплыли они на новеньких  стругах, после чего разобрали весь судовой материал и заложили верхний посад на холме в шестидесяти метрах над Иртышем. Основан был Тобольск в 1587 году, статус города получил в 1590.

 

Кремль. Тобольский Кремль – красивейший ансамбль старинных построек, исключительный по местоположению, исторической и архитектурной значимости. На протяжении трех столетий он являлся символом Руси на огромной территории Сибири. Возведенные умелыми руками башни и храмы на высоких холмах, словно резная шкатулка из кости мамонта (мамонтов в этих краях находят множество), размещенная на спине великана. Говорят, это вид навеял Петру Ершову образ Чуда- рыбы, несущей город.

 Софийско-Успенский кафедральный собор – главное сооружение тобольского кремля построили по образцу Вознесенской церкви (часть ансамбля Московского Кремля). В 1686 году собор освятили, с тех пор он является самым древним зданием сибирского региона, «отцом всех сибирских храмов». Каменные стены вокруг Софийского двора начали возводить сразу по окончании строительства собора и колокольни. Стены высотой более четырех метров и протяженностью более шестисот были построены за десять  лет.  Они  – свидетели небывалого величия города, когда через него проходил единственный тракт Сибири, и угасания славы, когда Транссибирская магистраль обошла его стороной.

Завальное кладбище. Его название связано с местоположением - за стенами старого земляного вала. Первые захоронения на территории Завального кладбища возникли после указа Петра I, но погребены там были лишь ссыльные да иноверцы. В период правления Екатерины II повторно издается указ о создании городских кладбищ. В указе определялось: «Место для погребения мертвых тел отводить за городом». На Завальном кладбище захоронены люди, которые прославили не только Тобольск, но и всю Россию: писатель Петр Ершов, поэт Дмитрий Давыдов (написавший песню «Славное море - священный Байкал»), сестра и отец Д. И. Менделеева. Здесь находятся могилы известных декабристов: Муравьева, Кюхельбекера, Семенова, Барятинского, Краснокутского, Вольфа, Башмакова.
 С первых дней на территории кладбища велась служба в деревянном Храме Семи отроков Эфесских. В 1776 году он был перестроен в каменную церковь по указу тобольского губернатора Чичерина. Храм уникален тем, что не закрывался даже в самые жестокие годы гонений на Церковь, когда часть храмов была взорвана, а остальные закрыты. Сюда приходили молиться батюшки, шедшие этапом на Север. В 1937-м году было сфабриковано дело ССР (Союз Спасения России) и арестовано все духовенство Уральского округа. Их расстреляли почти в один день (общая могила находится неподалеку от  Храма), но даже после расстрела священников, храм выстоял. Сторож Агриппина не отдала храм на поругание, закрылась в нём и прожила целый месяц, питаясь просфорами, никто не посмел взломать двери. 

Во время Великой Отечественной войны прихожане тобольского храма собрали для фронта сто десять тысяч рублей, в 1943-м году настоятель получил телеграмму от Сталина с благодарностью за выражение патриотических чувств, и это послужило некоей охранной грамотой в последующие годы…

Храмов посвящения Семи отрокам Эфесским – в мире почти нет.

Тобольский Храм никогда не был богатым, но в нем хранятся уникальные  вещи. Наибольший интерес представляет иконостас с иконами конца XVIII века редкой иконографии. Таких иконостасов в России сохранилось всего два (второй - в иркутской области). Икона Семи отроков Эфесских находится на аналое справа от амвона, предположительно, она написана в начале девятнадцатого века (удивительно, что все отроки походят на юного Павла Первого). Среди святынь Храма особенно славится образ Божьей Матери «Почаевской», почитаемой в Тобольске с середины ХIХ века, чудом проявившийся на стекле. Полностью сохранился и оригинальный чугунный пол во внутренней части храма. Его настелили в 1823-м году, что подтверждено соответствующими документами.

 Неподалеку от Завального кладбища обустроен памятный сквер с ротондой, посвященной женам декабристов, последовавшим за своими мужьями, лишенными званий и титулов, в далекую Сибирскую ссылку.

 

Тюрьма. Тобольск изначально был центром репрессивной политики российского государства, куда ссылали всех «виноватых». Дорогу для ссыльных открыл Угличский колокол, ударивший в набат в 1591 году в день убиения царевича Димитрия. Колокол били плетьми, затем усекли «язык» и отправили его в ссылку в Тобольск на 300 лет. За колоколом в Сибирь пошел подневольный люд. Первый ссыльный оказался здесь через пять лет после основания города, с тех пор повелось: в столицах кто-нибудь что-нибудь натворит, ссылают в Сибирь. В начале девятнадцатого века формируются специальные органы управления – Приказы. Тобольскому Приказу подчинялись Томский, Енисейский и Иркутский. Вдоль Сибирского тракта было организовано шестьдесят этапных тюрем. В девятнадцатом веке в Сибирь отправились более 900 тысяч ссыльных, в основном, крестьян. Осужденных гнали пешком, везли на лошадях, позднее, на пароходах, в грузовых вагонах. К месту отбытия наказания каторжные передвигались в кандалах, после прибытия в тюрьму кандалы не снимались, и у человека на всю жизнь вырабатывалась специфическая походка, по которой любой жандарм мог сразу отличить бывшего заключенного.

       В тобольской каторжной тюрьме чтили вероисповедание, но при этом среди осужденных она слыла самой суровой. За проступки арестантов наказывали карцером (в переводе с латыни - «темница»), были карцеры - холодные, залитые по щиколотку водой, с крысами, «горячие» с температурой под 60 градусов и пр. Иногда осужденный весь срок проводил в крохотной одиночной камере, войти в которую можно только согнувшись, прилечь на жесткую лавку можно лишь ночью, а весь день необходимо было стоять на ногах. Такие арестанты выходили из тюрьмы психически и физически больными.  

Кто только не сидел в тобольской тюрьме. Ее  мрачные стены помнят Ф.М. Достоевского, Н.Г. Чернышевского, В.Г. Короленко, декабристов И.А. Анненкова, А.М. Муравьева, В.К. Кюхельбекера, В.Ф. Вольфа и многих других…

В 1855-м буквально за год строится Тобольский тюремный замок, который и сегодня выглядит убедительно.

С  тех пор тюрьма стала местной достопримечательностью - известных персон, посещающих Тобольск, первым делом вели на экскурсию в действующую тюрьму. Так сюда попал химик Дмитрий Менделеев, который будучи заядлым фотолюбителем, сделал во время экскурсии много ценных кадров.

 Впервые тюрьму закрыли в 1917-м году, когда после революции объявили амнистию. Потом - Гражданская война, красные и белые стали сажать друг друга по очереди  (в Тобольске власть десять раз менялась), постоянно шли казни. В советское время тюрьма тоже не пустовала. Множество людей окончили свой жизненный путь в Сибири. В  печально известном 1937-м году за один день расстреляли двести семь человек. В конце двадцатого века в тобольскую тюрьму заключали уголовных преступников и смертников, в  восьмидесятых годах, фактически, не расстреливали.

Окончательно запечатали тобольскую тюрьму всего двадцать шесть лет назад, в 1989-м году. Некоторые посетители приводят детей и внуков – про  молодость свою рассказать.

 

Сибирская столица. Неповторимый облик Тобольска создавали «свои» архитекторы, живописцы, ремесленники. В городе развит уникальный промысел художественной резьбы по кости мамонта и лося, мамонтов (в последние годы, возможно, в связи с потеплением, находят все чаще). Тобольские мастера внесли заметный вклад в историю декоративно-прикладного искусства. Еще во времена правления Петра I, изделия тобольских косторезов вывозились на продажу в европейскую часть России. Тобольские косторезы создают в основном, настольную миниатюрную скульптуру в жанре северной тематики. Тобольская фабрика - единственная в России Фабрика художественных косторезных изделий.

       Недаром Тобольск считался столицей Сибирской губернии, по размерам превосходящей всю остальную Россию. Здесь открылись первые в Сибири школа и  театр, издавался первый журнал. Сегодня перспективы города связаны с Тобольским нефтехимкомбинатом (сегодня – Сибуром), который задумывался когда-то как самый крупный такого рода объект в СССР.

Принята федеральная целевая программа развития Тобольска как туристического центра. Кроме того, город является образовательным центром Русской Православной церкви - местом пребывания крупнейшей в Сибири Тобольской Духовной Семинарии.

 

Тобольский Драматический театр – самый первый театр в России. Используя любовь народа к зрелищам, церковные власти (Филофей Лещинский - митрополит, выдающийся религиозный деятель и просветитель эпохи Петра I) организовали первый в Сибири церковный театр. Театральные представления в Тобольске начались в 1705 г., намного раньше, чем в Ярославле. В качестве актёров выступали преподаватели и ученики Тобольской архиерейской школы, ставились духовно назидательные пьесы. Большую роль в создании в Тобольске первого профессионального театра в Сибири сыграл наместник А.В. Алябьев (отец знаменитого композитора). Он покровительствовал труппе, предоставлял помещение, пока в 1794 г. не было построено специальное театральное здание.  Открытие театра в 1899 г. в здании Народной аудитории ознаменовалось пьесой А.И. Островского «Свои люди – сочтемся». В залах Народной аудитории читались лекции, проводились музыкальные и литературные вечера, выставки картин. В бурном XX веке театру вместе с городом пришлось пережить революции, социальные и природные катаклизмы.  В 1990 году деревянное здание драматического театра было утрачено в пожаре, но еще до пожара театр переехал в ДК «Комсомолец» с двумя кинозалами. Здание недавно реконструировали теперь уже специально под  театр с большим и камерным зрительными залами. Свой театр тоболяки любят и заслуженно им гордятся. 

Петр Павлович Ершов

 Мне кажется, все памятники, кроме военных и надгробных, должны быть лишены пафоса. Таков памятник знаменитому писателю Петру Павловичу Ершову и его сказочным героям, который был открыт к 420-летию Тобольска в 2008 г. (расположен неподалеку от Тобольского кремля). Автор памятника – народный художник России Михаил Переяславец. 

Скульптура изображает молодого писателя с книгой и пером, к его ногам жмется  маленький Конёк-горбунок. Рядом - скульптуры Иванушки с Коньком-горбунком, Жар-птицы, Кита с Тобольским кремлём на спине и Царя, пробующего пальцем ноги воду в котле. У ног Ершова широко улыбается Чудо-юдо рыба-кит - «Все бока его изрыты, Частоколы в рёбра вбиты, На хвосте сыр-бор шумит, На спине село стоит; Мужички на губе пашут, Между глаз мальчишки пляшут, А в дубраве, меж усов, Ищут девушки грибов...».

«За горами, за лесами, зa широкими морями...» - сказка точно передает облик Тобольска детских лет Ершова. В Тобольске первой половины XIX века шумел базар, на котором русские торговали  хлебом и тканями; татары и бухарцы – кожами и коврами; северные народы - пушниной, рыбой, мясом, мамонтовой костью. По улицам расхаживали ярко одетые заморские купцы и путешественники. Хозяин Тобольска - губернатор – вполне мог показаться маленькому Петру  самым настоящим царём:

«Царь умылся, нарядился. И на рынок покатился; За царем стрельцов отряд…». Именно так разъезжал по Тобольску первый губернатор Сибири Матвей Петрович Гагарин. Он передвигался по городу в золоченой карете, колеса кареты были обиты серебром, а подковы у лошадей - из чистого серебра. Губернатора сопровождала многочисленная свита. Когда базарный день подходил к концу, торговцы и гости расходились по кабакам (их в те времена в Тобольске было тридцать штук): «Попивали мед из жбана, Да читали Еруслана…», - затем ложились спать, а во сне им виделся чудный город с высокой белой стеной, красивыми башнями и золотыми куполами, такой же, как их родной Тобольск.

Поэт-сказочник - автор знаменитого "Конька-Горбунка" Петр Павлович Ершов родился в 1815 году в деревне Безруковой Ишимского округа Тобольской губернии. В 1824 году семья Ершовых переезжает в Тобольск. Город поразил будущего автора своим белокаменным кремлем и многочисленными церквями, настоящим столичным шиком. Маленького Петра впечатлили горы, на которых возвышался Тобольский Кремль, словно гигантская рыбина несла на своей спине целый город.

Кстати, директором тобольской гимназии, в которой учился в те годы Ершов, был Иван Павлович Менделеев - отец будущего великого ученого.

В 1830 году семья Ершовых переезжает в Петербург, где Петр поступает на философско-юридический факультет Петербургского университета. Вскоре выходят первые произведения молодого литератора: "История Ивана-дурака и его верного друга", поэма "Сибирский казак", пьеса "Суворов и станционный смотритель" и др. В 1834 году Ершов написал сказку "Конек-Горбунок", которая сразу же была запрещена цензурой. В 1836 году Ершов возвращается в Тобольск, подав в Министерство просвещения прошение о желании быть учителем в Тобольской гимназии. Он организует гимназический театр, для которого пишет пьесы, публикует исследовательские труды.

Первое издание «Конька-горбунка» состоялось лишь в 1856 году. В 1857 году, когда поэту было 42 года, его назначили директором училищ Тобольской губернии. По его инициативе были открыты первые женские школы и училища в Тюмени, Кургане и Ишиме. До конца своих дней Петр Павлович Ершов ходатайствует о развитии образовательных учреждений в Тобольске, пишет новые книги.

 

https://www.facebook.com/media/set/?set=a.827090860671785.1073742899.371496016231274&type=1&pnref=story  - материал по Тобольску опубликован на страницах журнала "Театральный мир" №5 за 2015 год