«Краткая история русского инакомыслия» – новая постановка Елены Греминой, основанная на документальных текстах XVII-XX веков. Спектакль в нескольких новеллах будет еще трансформироваться. Создатели обещают в дальнейшем изменять в разные стороны количество историй  и персонажей. Мы, например, побывали на самом первом представлении из пяти новелл.      

                                                                                                                                                                                                                                                      

       Вместо пролога к последующим историям актеры наглядно продемонстрировали зрителям, как легко меняется мнение или даже убеждение, в зависимости от ситуации. Интерактивный опрос наверняка будет идти в каждом представлении, так что секретов открывать не стану, сами убедитесь…

       Если по Гоголю «театр – кафедра», то Театр DOC в этом спектакле взял на себя еще и просветительскую миссию: зрителям-слушателям  живо обрисовали русскую историю на конкретных примерах. Иметь свое суждение – это позиция, требующая от человека, не только осознания себя («в твои лета не должно сметь свое суждение иметь…»), но и силы  мысли и силы духа. Известно, что в общем «строю» сложно жить и думать не «в ногу». Позиция, таким образом, становится оппозицией, а инакомыслие по давнишней российской традиции всегда запрещалось, наказывалось, преследовалось, так что оппозиционеры превращались в  мучеников.

          фото Михаила Гутермана 

       На сцене Театра DOC - четверо молодых актеров представляют людей, судьба которых поневоле оказалась геройской: иначе жить они не могли…

       Режиссер Елена Гремина принципиально не зачислила в герои революционеров, террористов, храбрых вояк, а вытащила на свет истории людей, просто пытавшихся жить в мире согласно своим убеждениям.

                                                                          фото Михаила Гутермана 

               Актрисы  Руслана Толкач и Наргис Абдуллаева тонко, звонко и с юмором исполнили отрывок из комической оперы о правдолюбах. Суть ее в том, что в 1769 году при Екатерине стал выходить сатирический журнал «Всякая всячина», естественно, проправительственный, зато настоящую сатиру можно было найти в журнале «Трутень», появившемся в том же году. Издателя Николая Новикова, посмевшего критиковать императрицу и ее фаворитов, заточили в крепость.

        Следующую историю разыграли актеры Константин Кожевников и Дмитрий Кривочуров. Новелла о братьях Бестужевых, закончивших свои молодые жизни в тюрьме и ссылке за мирное восстание на Сенатской площади. О геройстве и благородстве декабристов написано и поставлено много, а еще, оказывается, именно Бестужевы, сидя в соседних одиночных камерах,  придумали  тюремную азбуку, хоть в какой-то степени облегчившую жизнь многим заключенным.

                                                    фото Михаила Гутермана

       Пронзительна история о трагедии Николая Бухарина. Ребята просто и страшно читают отчаянное письмо Сталину от несчастного замученного и забитого в застенках НКВД человека.  Годы абсурдного террора – одна из самых горьких страниц нашей истории. В обстановке массовой клеветы и клинических подозрений были уничтожены сотни тысяч ни в чем не повинных людей. 

                 фото Михаила Гутермана 

       Заканчивается спектакль рассказом о долгих мытарствах религиозного  человека Александра Перепеченых. Вера обрекла его на многолетние страдания по тюрьмам и лагерям, она же помогла ему выжить при Сталине и Хрущеве в пору самых жестоких преследований за любую религию. Он – не бунтовщик, он просто не желал сотрудничать ни с какой властью, наивно пытаясь отстаивать свою истину, свое право на веру. Тихий проповедник, противостоявший злу, умудрился выстоять в тяжелейших условиях и дожить до девяноста лет (умер в 2013-м году).

       От сердца и ума советую вам посмотреть эти героические истории в героическом документальном театре, отважно отстаивающем свое право на слово в искусстве.