А был ли «Театр»?

Театр в театре – что может быть увлекательней для театральной публики? В Театре ШДИ неискушенных зрителей ждет своеобразная интерпретация блистательного романа Сомерсета Моэма «Театр». Автор инсценировки, исполнительница главной роли актрисы Джулии Лэмберт - Ирина Гонто. Смело заявленная постановка предполагает, прежде всего, наличие искрометного таланта и неотразимой внешности Актрисы, так как именно на этом держится весь сюжет. Зрители, что постарше, конечно, помнят блистательную Вию Артмане в телевизионном фильме «Театр» (1978 год). Ее Джулия завораживала, манила, восхищала - звезда играла звезду.

                                                  В роли Джулии Ламберт – актриса, танцовщица и хореограф Ира Гонто.<br>Фото: КОНСТАНТИН МИШИН

В Лаборатории Константина Мишина спектакль готовили с размахом. Постановочная группа использовала, кажется, все возможности уникального зала «Глобус»: декорации взмывали вверх и исчезали в нишах, действие разворачивалось, словно на арене цирка, где укрощали страсти или, наоборот, их провоцировали. Зрители располагались на трех ярусах, актеры, подавая реплики, не забывали обращаться ко всем сторонам света, и при этом многократно отражались в зеркалах, блестяще все запутывая.

Однако, анонсированный «синтез слова и динамики современной хореографии», а также экстравагантные костюмы с блестками и перьями не заменили сам факт отсутствия на сцене знаменитой британской актрисы Джулии Лэмберт. Актриса Ирина Гонто, по ее собственному признанию, «пыталась искренне найти этот образ актрисы, некой звезды, но все время сталкивалась сама с собой, как с актрисой». «Никогда не может актриса играть какую-то другую актрису, это - масло масляное. Я не обманываю никого: вот я сейчас буду притворяться какой-то актрисой, а я перед вами – актриса», - честно и наивно предупреждает зрителей Ирина Гонто. Да, увы, прекрасной физической подготовки и отличной спортивной формы оказалось недостаточно для воплощения на сцене великой актрисы.

В спектакле, впрочем, были и другие герои, и надо отметить ради справедливости, что некоторым актерам все же удалось изобразить нечто интересное. Так, например, Игорь Лесов очень убедительно представил Майкла Госселина, мужа Джулии - «импозантного мужчину, плохого актера, но удачливого продюсера, тщеславного и самовлюбленного». Его персонаж так сверкает глазами, что, кажется, освещает зрительниц самого верхнего яруса, с удовольствием поддающихся его мужскому обаянию. При этом Игорю Лесову хватает ума и таланта не раствориться в своем герое, а подавать его реплики с достаточной долей иронии.

                                 «В поисках Джулии»

Компаньонка Майкла Долли де Фриз (Алла Казакова) – роковая соблазнительница в стиле нуар, снедаемая нешуточными страстями. Этот решительный пугающий образ женщины вамп может еще долго вас преследовать после спектакля, но большая часть публики знакомая с трудами Зигмунда Фрейда, должна почувствовать и насладиться тонкостью и изяществом пародии.

Эви, служанку Джулии (Екатерина Аликина) – не назовешь преданной, скорее, она - антипод госпожи, ее нестандартная внешность притягивает, ее энергетика цепляет, а все мысли и желания Эви точно переданы достоверным существованием актрисы на сцене.

Бесспорно удачный образ – Дух театра достался актрисе Ольге Ермаковой. Ее красивое сопрано очень поддержало и украсило постановку.

Хотя три часа сценического действия все же прошли в напрасном поиске Джулии: она так и не появилась, а громкий бенефис актрисы Ирины Гонто вполне можно отнести к жанру «тихих домашних радостей».