Страшный спектакль об отсутствии любви и присутствии смерти
Спектакль «Толстая тетрадь» в постановке Татьяны Тарасовой, на который нужно идти всем, кто хочет понять, что такое профессия артиста и режиссера, будущим абитуриентам театральных вузов рекомендую смотреть не по одному разу. Какую же невероятную огранку проходят алмазы, которые режиссер – ювелир Олег Львович Кудряшов отбирает в огромном потоке страждущих. Какими профессионально оснащенными выпускает Олег Львович и педагоги его Мастерской своих бриллиантовых, не побоюсь этого слова, учеников.
Про «Толстую тетрадь» писать тяжело – уже полтора месяца прошло с тех пор, как я видела спектакль, все забыть не могу. Литературная основа постановки так горька и страшна, что рекомендовать ее всем любителям театра, особенно тем, кто приходит отдохнуть и развлечься, не могу.
Необходимо знать, что роман Аготы Кристоф, швейцарской писательницы венгерского происхождения, написанный в 1986 году, числится в ряду самых жестоких книг ХХ века. Спектакль Татьяны Тарасовой, как и знаменитый фильм Элема Климова «Иди и смотри» – для думающих, читающих, сомневающихся, не боящихся смотреть горькой правде в лицо.
Татьяна Тарасова вместе со студентами, ныне выпускниками ГИТИСа вслед за Аготой Кристоф исследует тему расчеловечивания: как в людях зарождается фашизм, чем человек отличается от дикого зверя…
Все актерские работы в «Толстой тетради» невероятные. Ребята в совершенстве владеют пластикой, мимикой. Виртуозно работают с предметами. Тяжелый деревянный стол, табуретка, доски в их руках превращаются в орудие борьбы с собственным телом, средство защиты, укрытие, кровать, дом, сапожную лавку…
Мальчишки, лишенные детства из-за войны. с ранних лет ведут дневник о своей жизни. Сухо, деловито, бесчувственно. «Слова, обозначающие чувства, расплывчаты, слово любить – ненадежное слово», считают близнецы. И невозможно не сострадать этим бедным несчастным детям. Играют близнецов Владислав Медведев и Сергей Кирпиченок.
Мальчишки изводят себя, понимая, что никому не нужны, нужно самим бороться за свое существование.
Никакого телесного и душевного комфорта, нужно закаляться и тренироваться. Они придумывают жестокие упражнения, самоистязаются, тренируются, чтобы закаляться и ожесточаться.
Мать (Софья Шидловская) подкидывает их своей матери против ее воли и желания самих ребят, просто детей нечем уже кормить. Бабка (прекрасная Элизабет Дамскер) не зря слывет среди соседей настоящей ведьмой. Она ставит перед внуками вместо еды помойное ведро как свиньям, гонит их прочь.
Тогда, чтобы не мучиться от голода они объявляют собственную тренировочную голодовку. Бабка издевается, дразнит аппетитной жареной курочкой, но мальчишки выдерживают экзамен на выносливость и силу воли – надо выжить в этом жестоком мире.
Они учатся убивать живых существ: куриц, мышей, лягушек, котов. Задают себе упражнения на боль, ломают пальцы, обжигаются, режутся, воображая, что больно не им, а кому-то другому.
Растут и самообразовываются пацаны быстро, но и человеческое в них еще теплится. Несчастная запущенная девочка с заячьей губой поначалу вызывает у них жалость, но и презрение. «Жить больно, не хочешь, не живи. Надо кормить того, кто хочет есть, и убить того, кто хочет умереть».
Находятся люди, использующие «ведьминых внуков» в своих дурных целях. Сукины дети без всякого сопротивления развращаются служанкой священника (Серафима Гощанская), и затем довольно равнодушно расправляются с ней, подложив взрывчатку в камин. Мальчиков так просто не возьмешь, их самообучение не пропало даром, они человека могут убить как ту самую курицу.
Единственный, кто отнесся к ним по-доброму – сапожник. И только о его смерти они пожалеют в час, когда за ним придут немцы.
В конце концов, взаимопонимание внуков с бабушкой наступило, не такая уж она ведьма, как все вокруг считают, просто жизнь у нее такая.
Мать возвращается, но мальчики не хотят расстаться с бабкой. Ее они бережно провожают в последний путь, возможно, в первый и последний раз горько сожалея об утрате.
Смерть матери их почти не задевает, в смерти отца они замешаны сами. Остальное не в счет. Война заканчивается, но страну занимают «освободители». Люди вокруг говорят, что это навсегда, однако закаленных жестокостью мальчиков уже ничем не остановить, не испугать.
Один сбегает за колючую проволоку на свободу, другой остается в бабкином доме держать оборону. «Гвозди бы делать из этих людей», только зачем так варварски распоряжаются войны людьми, и сколько еще войн выдержит наша содрогающаяся от взрывов, выстрелов и человеческого горя Земля?
фотографии Ольги Швецовой