В 2023 году для участия во Всероссийском театральном форуме в Магнитогорске собрались 16 творческих коллективов из разных регионов России: театры Альметьевска, Березников, Великих Лук, Глазова, Комсомольска-на-Амуре, Кудымкара, Лысьвы, Магнитогорска, Минусинска, Мичуринска, Набережных Челнов, Новокузнецка, Новокуйбышевска, Нягани, Прокопьевска, Шарыпово. Художественный руководитель и инициатор фестиваля народный артист России Евгений Миронов на пресс-конференции, посвященной открытию ФТМГР, отметил: «Наш фестиваль задает планку. Закончилось время провинциальных и непровинциальных театров. Сегодня театры из Мотыгино или Новокуйбышевска - это международный уровень, там ставят лучшие режиссеры страны. На нашем фестивале работают ведущие критики страны, эксперты высокого уровня, которые честно оценивают спектакли, происходит обмен опытом, организована полноценная образовательная программа для актеров, режиссеров и менеджеров, что важно для развития театрального искусства. Образовательная программа дает участникам возможность многому научиться, перенять, попробовать на своей сцене...»
Глава Магнитогорска Сергей Бердников подчеркнул, что «юбилейный фестиваль театров малых городов России, это - значимое событие для всей страны». Министр культуры Челябинской области Алексей Бетехтин сообщил о том, как область «гордится своей театральной землей, и как радостно принимать фестиваль именно в Магнитогорске». К участникам фестиваля обратился губернатор Челябинской области Алексей Текслер: «Сегодня - рубежное время, и на деятелей культуры возложена большая ответственность. Уверен, что все, кто приехал к нам в Магнитогорск, запомнят этот фестиваль надолго и уедут с ощущением счастья и гордости, что побывали в наших краях...»
Конкурсную программу ФТМГР открыл Лысьвенский театр драмы им. А.А. Савина (Пермский край), представив спектакль - «Путеводитель в трех частях». Спектакль-путеводитель прошел во Дворце культуры металлургов имени Серго Орджоникидзе на трех разных площадках. Идея спектакля выросла из проходившей летом 2021 года в городе Лысьва Лаборатории документального театра: «Место действия: Лысьва». В течение недели ее участники изучали знаковые для города места. Собранные материалы и впечатления легли в основу театрального триптиха: «Кын», «Театр» и «Завод». Постановка в трех частях от трех драматургов и трех режиссеров знакомит с Лысьвой, ее прошлым и настоящим. В первой части по пьесе Алексея Житовского «Кын» (режиссер Андрей Шляпин) постановочная команда приглашает зрителей в мир исторического поселка Кын - музея под открытым небом. Вторую часть драматург Олжас Жанайдаров и режиссер Вера Попова «сшили» из театральных воспоминаний, пронизанных большой любовью к театру и землякам, жителям Лысьвы. В третьей части «Завод» (режиссер Михаил Тихомиров, драматург Лидия Голованова) артисты разыграли целую «производственную симфонию» про одно из старейших предприятий Урала - Лысьвенский завод эмалированной посуды.
Конкурсную программу продолжил Мичуринский драматический театр (Тамбовская область), один из старейших театров страны. Спектакль «Дневник Алёны Чижук» по пьесе Юлии Вороновой поставила молодой режиссер Яна Гловацкая. Проходящее на наших глазах взросление главной героини играют четыре актрисы в разные периоды жизни Алёны. В шестнадцать лет Алёна вела дневник, делясь своими сокровенными мыслями и желаниями. В двадцать восемь она пишет письма в электронной почте, в тридцать четыре ведет блог в ЖЖ и, наконец, через десять лет сочиняет посты в Инстаграмме. Трансформация из девочки во взрослую женщину показана как путь от длинных откровений до лаконичных фотографий и коротких видеопостов. Героиню играют четыре непохожие друг на друга актрисы, все они - разные проявления ее личности. Четыре возраста - четыре дневника, четыре женские ипостаси.
На следующий день конкурсную программу ФТМГР продолжил спектакль малой формы Минусинского драматического театра (Красноярский край). Работа молодого режиссера Ирины Дремовой по мотивам рассказа Антона Павловича Чехова «В рождественскую ночь» пленила выразительной сценографией (художник по свету Сергей Гаевой, художник Анна Полякова), мягким приглушенным светом, тревожной таинственностью. Жюри пришло к выводу, что инсценировка Чехова (драматург Маргарита Кадацкая) в постановке Ирины Дремовой сделана талантливо, но нуждается в некоторой доработке. Трагический рассказ о несчастливой семье, где любовь и покаяние приходят слишком поздно, когда ненависть обрывает две жизни (женщина в страданиях рожает мертвого ребенка от нелюбимого мужа, который ее обожает, после чего муж сознательно губит себя), вызывает подавленное настроение. Спектакль заканчивается трагически, но у зрителей, склонных к глубокой рефлексии, вызовет большой интерес.
Березниковский драматический театр (Пермский край) представил на суд жюри и зрителей спектакль режиссера Петра Шерешевского «12 обезьян». Антиутопия о хаотичном, представляющем опасность мире 2022-23 гг., когда, по версии главного героя, от смертоносного вируса умирает семь с половиной миллиардов человек. Интрига в том, что герой оказывается человеком из 2014 года, страдающим шизофренией и навязчивой идеей. Театральная интерпретация знаменитого фильма Терри Гиллиама о хрупкости нашей планеты заставляет задуматься, что правдивей: сумасшествие или реальность? На обсуждении спектакля зрители с интересом послушали экспертное исследование творческого метода Петра Шерешевского, традиционно использующего видеографию, крупные планы и телевизоры.
Магнитогорский драматический театр им. А.С. Пушкина (Челябинская область) показал грандиозный спектакль по знаменитому роману Евгения Водолазкина «Лавр». «Неисторическое житие в 14 клеймах» режиссера-художника Алексея Вотякова покорило роскошным оформлением, точно схваченными интонациями романа, поставленного и сыгранного тонко, умно, при этом иронично. Атмосфера научной конференции, с которой начинается спектакль, сменяется комической сценой переодевания сотрудников в средневековых героев. Жизнь главного героя травника - целителя Арсения (Иван Погорелов) постепенно превращается в житие блаженного. Переживая смерть жены, которой не смог помочь в родах, Арсений приносит в жертву себя: посвящая жизнь погибшей Устине (Евгения Елагина), принимает ее имя, скитается по свету, выхаживает больных и немощных, проживает тяжелую судьбу скитальца и юродивого. Живописная сценография, атмосферные костюмы, великолепные актерские работы впечатлили строгое жюри. Представители театров-участников ХХ фестиваля устроили артистам восторженную овацию. Четыре года велась работа над этим грандиозным спектаклем, по достоинству оцененным критиками, прессой и зрителями. «Лавр» настолько любим магнитогорской публикой, что многие зрители приходят на спектакль по нескольку раз.
Пьесу Анастасии Букреевой «Черная пурга», прозвучавшую в 2021 году на фестивале «Любимовка», режиссер Филипп Гуревич уже через год поставил в Новокузнецком драмтеатре (Кемеровская область). Жанр пьесы авторы обозначили как «морок в 14 разговорах». События разворачиваются в северном городе Н, куда сотрудник компании (Александр Шрейтер) командирован по заданию из Москвы - выяснить причины гибели шахтера. Зрители в первом ряду буквально упираются в песочницу с насыпанным углем и лежащим на черном угле чумазым шахтером (Олег Лучшев). На качелях в состоянии анабиоза застыл мужчина в приличном костюме и галстуке (Александр Шрейтер), за ним на стене - нарисованное море с дельфинами, над ним обледенелый кондиционер (художник Анна Агафонова). Так и не выяснив причин гибели, командированный по фамилии Свердлов застревает в странном городе, из которого невозможно выехать, поскольку тут царствует абсурд - не летают самолеты, и не ходят поезда. Местные объясняют, что все дело в медведе, перекусившем кабель, а еще в черной пурге, которая вот-вот начнется. В тесное пространство героя постоянно кто-то вторгается, пытаясь объяснить происходящее, но только все больше запутывает. Зрители при этом почему-то радуются, весело аплодируя комедийному хоррору, режиссеру Филиппу Гуревичу и всем участникам спектакля.
Вечером конкурсную программу продолжил Коми-Пермяцкий драматический театр им. М. Горького (Кудымкар, Пермский край). Режиссер Сергей Тонышев объединил прозу Арсения Тарковского, его биографию с документами, стихами и письмами. Постановка «А. Т.» адресована поклонникам Арсения и Андрея Тарковских, которым до мельчайших деталей интересны подробности биографии и творчества поэта и режиссера. Герой вспоминает детство, родных и близких, пытаясь собрать из мозаичных отрывков целое полотно. Сцена заполнена снопами и бревнами, через весь зал тянется деревянный помост, на котором появляются разные персонажи. Растворяясь в тумане, они периодически погружают зрителей в сон, тягучий и загадочный.
Режиссер Мурат Абулкатинов поставил в Прокопьевском драматическом театре имени Ленинского комсомола (Кемеровская область) пьесу Светланы Баженовой «Это я тебе ухо откусила, или Делай все что хочешь, пока я тебя люблю». Спектакль - о юной девушке Свете, мечтающей о любви, страдающей от одиночества, эгоистично не замечающей страдающего также любящего ее парня. Света (Александра Булатова) пронзительно взывает к миру, хочет, чтобы ее услышали, часами торчит на крыше, подумывая, не шагнуть ли вниз. «Света, что ты переживаешь - всегда можно себя убить...», - пофигистски утешает ее подруга. Трепетная фигурка, которую выхватывает из тьмы яркий луч, точно и тонко передает знакомую всем подростковую нервозность, неуверенность в себе, заставляя зрителей сочувствовать трудностям взросления. Подобные спектакли совершенно необходимы подросткам, чтобы показать им, что эти проблемы общие, и что они сами - не так уж и одиноки, как им кажется.
Спектакль «Звездный час по местному времени» по пьесе Георгия Николаева с артистами Няганского театра юного зрителя (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра) разобрала и поставила режиссер Сойжин Жамбалова. Главный герой - тихий незаметный парень Коля (Илья Чан). Он настолько ощущает себя лишним человеком среди земляков, с которыми ему, кроме погоды разговаривать не о чем, что однажды неожиданно для себя самого приврал: мол, один приятель позвал его к себе на Дальний Восток. Тут и наступил Колин звездный час: все соседи пришли на проводы, надарили подарков на память, любимая девушка, наконец, оценила. Проводы вылились в два часа разговоров, Коле показалось, что с ним не хотят расставаться, и он передумал прощаться. Наконец, хоть выслушают его стихи, ведь Коля - настоящий поэт. Но в России поэт редко бывает понят при жизни. Вся слава обрушивается тогда, когда человека уже не вернуть. Вечер перестал быть томным, прощание затянулось: героя усиленно провожают, а он упирается. Действие несколько напоминает «день сурка». За один вечер Коля прошел целый путь взросления, но так и не решился попробовать изменить свою жизнь.
Пьесу Вадима Леванова «Ксения Петербургская» выбрал коренной петербуржец режиссер Дмитрий Егоров. Спектакль Великолукского драматического театра (Псковская область) начинается с пронзительной сцены: главная героиня спектакля - Ксения Григорьевна Петрова (Оксана Бугаец) впадает в отчаяние, почти лишаясь рассудка после внезапной (без покаяния) смерти мужа. Ксения отрекается от себя, от богатства, облачается в старую мужнину одежду, называется его именем и принимается денно и нощно отмаливать грехи мужа, чтобы спасти его душу. Ксения становится блаженной юродивой. Прототипом героини пьесы Вадима Леванова выбрана Святая блаженная Ксения Петербургская, действительно проживавшая в Санкт-Петербурге XVIII века. Художник-постановщик спектакля Фемистокл Атмадзас «выстроил» на сцене прообраз Петербурга: «Мы с режиссером определили, что декорацией будет не интерьер, а городское пространство. Сам Питер и есть сплошная декорация...» В сценической истории великого самопожертвования звучит музыка Янки Дягилевой и Эдуарда Старкова.
Постановка Андрея Шляпина «То самое» по пьесе Дмитрия Калинина «Кое-что о том самом и не только...» в Русском драматическом театре «Мастеровые» (г. Набережные Челны, Республика Татарстан) - попытка разговора с самим собой. «То самое», о чем мечтали, когда все были маленькими, важно не забывать сегодня. Счастливы те взрослые, которые помнят, какими они были в детстве. Утомительная работа в офисе, фальшивая суета будней, усталость и раздражение лечатся волшебным «возвращением в детство» с наивными и честными отношениями и мечтами, вдохновляющими на подвиги. Главный герой Дима (Алексей Ухов) недоволен своей нынешней взрослой жизнью. Авторы спектакля переносят Диму и его коллег в то чудесное время, когда полететь на Марс было возможно с помощью простого пылесоса, утюга и вентилятора. Художник Елена Сорочайкина с легкостью превращает офисные двери в подъезды домов, из которых выбегают маленькие друзья, чтобы нагуляться, надружиться, навлюбляться изо всех детских сил. И все у них по-настоящему - любовь и предательство, горе и счастье. Спектакль сделан тонко, с юмором, с большой добротой. Зрители много смеются и покидают театр со светлыми и радостными лицами.
Городской драматический театр г. Шарыпово (Красноярский край) - маленький сибирский театр, сорок лет назад выросший из народного театра, привез на фестиваль драму по сценарию знаменитого режиссера Ларса фон Триера «Рассекая волны» в постановке Галины Зальцман. Трагедию болезненно чувствительной девушки Бесс (Таисья Иванова) авторы спектакля максимально приблизили к зрителю, рассадив героев прямо в зале. Набожная Бесс часто разговаривает с Богом, тот слышит ее и даже отзывается на ее просьбы, чему не верят жители маленького шотландского городка во главе с пастором. Бесс дико влюблена в своего мужа Яна (Валерий Курченков), не желает расставаться с ним ни на минуту. Бог внимает ее молитвам: на буровой, где работал Ян, случилась авария, Ян вернулся домой инвалидом. Теперь он всегда будет рядом, но Бесс просит Бога забыть о прежней молитве, все переделать и вернуть мужу здоровье. Вернуть ничего нельзя, но выход есть - ее собственная жертвенность. Бесс должна отдаваться первым встречным, воображая, что занимается любовью с мужем. Так решил сам Ян. Недоброжелательные пуритане преследуют ее, издеваются, а Бесс, веря своему Богу и Яну, идет до конца, пусть и вразрез со здравым смыслом. Суть происходящего страшна и бесчеловечна, зато есть повод для размышлений, к чему театр и призывает зрителей.
В Драматическом театре Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край) режиссер Дмитрий Акриш перенес персонажей Максима Горького в наши дни, сохранив оригинальность текста пьесы «Мещане». Вместе с художником Геннадием Скомороховым режиссер вовлекает зрителей в действие, усаживая их за один огромный стол вместе с героями. Спектакль получил название «Папа»: именно отец (Дмитрий Баркевич) - источник постоянных семейных конфликтов. Главу семейства не устраивает поведение детей, он раздражается, дети сопротивляются, все недовольны, никто не хочет отдавать, все желают брать. Зал живо реагировал на текст Максима Горького, поскольку тема отношений отцов и детей всегда будет актуальна.
Главный режиссер Глазовского драматического театра «Парафраз» (Республика Удмуртия) Дамир Салимзянов занимает в театральном мире уникальную нишу: он умеет не только писать комедии, но и ставить их. Фабулу повествования своей пьесы «Провинциальные дурачки» по мотивам произведений Роберта Шекли Салимзянов перенес на отечественную почву. Дамир не только придумал своих героев, но и оформил сценическое пространство, в котором они существуют. «Ненаучная фантастика» в исполнении давно полюбившихся фестивалю театров малых городов глазовских артистов порадовала зрителей добрым юмором и актуальностью темы. Жители крошечной планеты Малая Кузёма, триста лет не ведавшие земных законов, неожиданно получают по радио предупреждение об инспекционной проверке. Чтобы соответствовать земным стандартам, председатель (Игорь Павлов) собирает народ и умоляет их выбрать добровольцев - преступника и полицейского, потому что иначе Малая Кузёма не будет считаться цивилизацией. Невозможно без смеха наблюдать попытки простодушных жителей соответствовать злодейским персонажам. Зрители веселятся, когда наивный рыбак Толик (Владимир Ломаев) старательно совершает «кражу», а маляр Лёня в роли полицейского «заводит» свою коронную песню. Строгие инспектора в костюмах «космонавтов» с автоматами готовы «зачистить» ненужных Земле «провинциальных дурачков», но неожиданно подпадают под обаяние тихой и доброй Малой Кузёмы и улетают с твердым намерением возвратиться сюда, хотя бы в отпуск. Сатира и юмор - коронная фишка театра «Парафраз», их спектакли всегда вызывают улыбки и добрый смех.
Режиссер Елизавета Бондарь вместе с драматургом Екатериной Августиняк адаптировали пьесу Льва Толстого «Власть тьмы», перенеся действие в наши дни, отчего события обострились и приобрели еще более зловещий оттенок. Спектакль Альметьевского татарского государственного драматического театра (Республика Татарстан) «Дөм»\«Власть тьмы» о насилии и безответственности людей, находящихся в вечном конфликте с собой и окружающими. Преступления целой семьи без последующего покаяния оставляют гнетущее впечатление. Удушливая атмосфера, шаткая, ускользающая почва из-под ног, по ней невозможно твердо ступать. Здесь даже деревья не имеют ни корней, ни почвы (художник Анастасия Бугаева). Тьма правит миром, трудно представить в русском репертуаре более мрачную пьесу, где добро так бессловесно и беспомощно. От зла покаяния ждать не приходится, робкая надежда на человечность окончательно гаснет в финале.
Режиссер Виктор Трегубов под художественным руководством Дениса Бокурадзе в Театре-студия «Грань» (Новокуйбышевск, Самарская область) инсценировал отрывок из романа Чингиза Айтматова «И дольше века длится день». Трагическая легенда о Манкурте - пленнике, лишенном памяти, заставила зал затихнуть. Театр «Грань» всегда отличала высокая культура каждой постановки. Любой спектакль «Грани» можно отметить знаком качества актерского мастерства. Пластика, голоса артистов, эмоции, выражаемые минимальными художественными средствами, впечатляют, трогают душу, вызывают эмоции. Хореограф Анастасия Шаброва создала в спектакле «Манкурт» пластический рисунок каждой роли, а исполнитель главной роли Арсений Плаксин придумал музыкальную составляющую спектакля. Мать (Екатерина Кажаева) и рассказчица (Юлия Бокурадзе) передают сильную боль потери сына без истерик, но за их сдержанностью чувствуется мощь любви, готовой на любые жертвы. Притча о том, как важно хранить память поколений, сегодня невероятно актуальна. Театр и существует для того, чтобы мы заново переживали то, что давно знаем, и не забывали прошлое.
Денис Бокурадзе: «Руководитель Театра Наций Евгений Витальевич Миронов неустанно занимается поддержкой малых городов и творчески, и финансово, это - великое дело. Мои артисты и технические службы с упоением всегда участвуют во всем, что предлагают организаторы фестиваля. То, что включает образовательная программа фестиваля, необходимо для развития всех участников. В других местах люди платят за такие мастер-классы огромные деньги, а здесь есть возможность у театральных коллективов получить все бесплатно. Чтобы развивать свой театр, нужно это понимать, брать. Надо впитывать эти знания каждой клеточкой. На фестивале происходит общение, аккумуляция с директорами, режиссерами, артистами, и ты понимаешь, что театральный мир - настоящее братство малых городов. Вся эта работа направлена на то, чтобы в России был не один центр, где все происходит, а чтобы все регионы стали достойными партнерами, чтобы Искусство могло рождаться в любой точке России...»
Фестиваль театров малых городов России рос и развивался во многом благодаря куратору федеральной программы театров малых городов России Елене Носовой, которая постоянно заботится о расширении образовательной и внеконкурсной программ, приглашая лучших специалистов и педагогов ведущих вузов страны.
Елена Носова: «Уникальная особенность нашего фестиваля в том, что каждый год он проводится в разных городах и регионах страны, творческим коллективам театров дается возможность не только представлять свои спектакли, но и, благодаря поддержке Министерства Культуры РФ, всю неделю участвовать в образовательной и внеконкурсной программах. Образовательная программа состоит из двух разделов: первый посвящен работе с артистами и включает профильные дисциплины - тренинги, мастер-классы, индивидуальные консультации по сценической речи, сценическому движению, тренинги по мастерству актера. Второй блок - лекционный, предназначен для руководства театров, менеджмента, художников (сценографов, по костюмам, по свету), режиссеров, руководителей литературно-драматургической частью, технических специалистов...»