«МАРШ НА СЦЕНУ!» КРИЧАТЬ НЕ ПРИДЕТСЯ…

Пьеса об актерах будет актуальна во все времена, пока существуют театр и зрители. В детстве всем любопытно взглянуть хоть одним глазком по ту сторону занавеса, но и у взрослых интерес к тайнам остается. Только ребенку важно, по-настоящему все происходит или понарошку, а взрослый уже знает, что понарошку, и за кулисами его больше интересуют сами актеры без грима и декораций. Блеск и великолепие могут царить на сцене, но вот представление закончится, опустится занавес…, - что там происходит? Какова плата за место под софитами? Зависть, интриги, унижение, ежедневное испытание на прочность…. А может, что-то еще?

Драматург Жан Ануй поместил героев своей пьесы «Коломба» в те времена (середина девятнадцатого века), когда во Франции ходить в театр стало модным, когда Примадонн носили на руках, - и наперебой волочились за хорошенькими  актрисками. Драматургу доподлинно известна внутренняя жизнь театра, он и читателей легко переведет за собой по ту сторону рампы. А театру сделать это намного сложнее, ведь придется запустить зрителей в свое нутро, в «святая святых»…. Режиссер Сергей Голомазов, точно следуя тексту пьесы, разумеется,  расставляет свои  акценты, - ведь каждый уделяет внимание тому, что лично его волнует.
       «Коломба, или «Марш на сцену!» - под таким названием идет  спектакль в  Театре на Малой Бронной. С изяществом и иронией в театре представляют человеческую комедию, замесив ее на драме  человеческого одиночества, даже сиротства. Тонкие психологические нюансы всегда труднее понять и раскрыть, чем просто показать представление в представлении, спектакль в спектакле, хотя и это тоже проделано мастерски.
       Художник Лариса Ломакина разместила на сцене целый старинный театр: массивные колонны, высокие двери, гримерки, суфлерская будка, оркестровая яма, служебные помещения…, все появляется и исчезает  молниеносно, все поражает легкостью и массивностью одновременно.
В этом театре плетутся интриги, кипят нешуточные страсти, хотя у многих и привычно наигранные, но здесь так живут, - по иным законам.
Директор театра (Дмитрий Цурский), поэт (Егор Сачков), «первый любовник» (Геннадий Сайфуллин) – на сцене почти всегда рядом, они попеременно ухаживают за Мадам Александрой, «дорогой Мадам» (Вера Бабичева) и юной Коломбой (Алена Ибрагимова). Первую возвеличивают официально и хором, во весь голос, за второй волочатся поодиночке, по-тихому, но очень настойчиво (и смешно). Это  комическое трио расслабляет и забавляет публику, и тем контрастней, ярче, пронзительней воспринимается драма, вот она - подлинная трагикомедия. После пародийных сценок  закулисья выход в финале на авансцену - вместо блестящей, ослепительной примадонны, вдруг на глазах постаревшая, страшно усталая женщина, - потрясает, почти шокирует. Но актриса – потому и великая, что вся жизнь ее – сплошной спектакль. Царственная осанка, гонор и уверенность – все для зрителей, все для сцены, наедине с собой можно позволить минутную слабость (старушечья походка из-за боли в ноге, сдернутый парик, потухшие глаза…), но никто не должен видеть ее такой, даже собственный сын. Она резко водружает на голову огромную шляпу и закрывается от всего мира вуалью. Мадам не принимает соболезнований, только цветы! И сама никого жалеть не будет, а все болезненные воспоминания упрячет подальше даже от самой себя…
Слава ревнива, - и приходит к тем, кто может взлететь над толпой в одиночестве. И какие тут могут быть  сантименты, когда Александра служит в театре с тринадцати лет! Страсти, кипящие на сцене, дочиста выжигают нутро, потому жизнь примадонн скучна и несчастна вне сцены (никаких сил на собственные эмоции, на сильные чувства не остается). Но судьба ее – театр, и это - ее выбор.
Одиночество, - окружает по сути каждого, кто вовлечен в действие, но больше всех оно поражает Жюльена (Дмитрий Сердюк), старшего сына Мадам. Мальчик рос сиротой. Отцом его был военный, полюбивший, на свое несчастье актрису, и не перенесший ее закулисной жизни. Мать отправила сына в приют, когда родился второй сын Арман (Дмитрий Гурьянов).  Жюльен театр возненавидел, Арман, выросший за кулисами, полюбил или, по крайней мере, принял. Жюльену, чтобы выжить и не сойти с ума, пришлось надеть жесткий панцирь с колючками, чтоб никто не смел подойти. Однако все же нашлась душа, способная принять и искренне полюбить его, невзирая на колючесть, - юное нежное существо - Коломба (Алена Ибрагимова), искренне полюбившая его. Бедная цветочница Коломба (по-французски, голубка), попавшая в мир блеска и притворства, действительно оказалась наивной голубкой, запутавшейся в коварных силках. Она уже мечтает пойти по стопам Мадам, и та, узнав в ней себя, свою юность, принимает в ней участие.
Коломба очаровательна и так мгновенно учится пользоваться этим очарованием,  что сразу ясно театр: ее стихия,. А запуталась она в сетях или сделала вид, никто, кроме нее, теперь уж не узнает. Театр она уже точно не бросит, как бы ей не было жалко оставлять Жюльена. (Алене Ибрагимовой досталась роскошная роль, позволяющая проявить актерский талант в полную силу, что Алена и делает с нескрываемым удовольствием).
Жюльен (Дмитрий Сердюк) всю свою жизнь воспринимает как трагедию. Он сиротой вырос, сиротой и остался. Невозможно привыкнуть к тому, что предают любимые и близкие (как страшно и цинично живут за кулисами ненавистного театра, отобравшего у него мать, а теперь и любимую жену). Жюльен бледен и тонок, он похож на несчастного Пьеро, потерявшего  невесту Мальвину, только театр, к сожалению, не кукольный, и сердце Пьеро обливается настоящей кровью, а не томатным соком.
       Арман, второй сын Мадам (Дмитрий Гурьянов),  - дамский угодник и везунчик, дипломат и хитрец. Он умеет приспособиться ко всему и ко всем, и лишь старший братец может портить ему настроение одним своим существованием. Как хороша сцена, где он репетирует отрывок с Коломбой: как оба они искренни (или профессиональны? - оставим зрителя догадываться, - именно такими тайнами и привлекателен театр).
       Одно из важных действующих лиц – Ласюрет, секретарь Мадам (Юрий Тхагалегов). Благодаря нему ход сюжета резко поворачивается. Он – типичный неудачник, - и мстит всем за свое постоянное унижение, стараясь при этом оставаться незаметным («Яго сделал свое дело, Яго может уходить»). Его лицо с хитрой улыбкой и с горящими ненавистью глазами словно приковывает к себе.  К финалу пьесы оно как-то бледнеет и исчезает (полного триумфа не случилось)...
       Есть еще одна добрая душа в этом спектакле, помимо прекрасной Коломбы,  - костюмерша Жорж (Татьяна Кречетова). Она – некий камертон человеческих чувств, земной ориентир, иначе в этом царстве притворства можно затеряться…. Но и она обречена жить только театром и одинока, как все.
       В этом спектакле про спектакль существует еще одна, неприметная с первого взгляда интрига: учителя (Сергей Голомазов и Вера Бабичева) и ученики, их бывшие студенты, а ныне актеры Театра, теперь каждый раз сдают друг другу экзамен. Актрисе и педагогу Вере Бабичевой, наверно, труднее всех, ведь она не только играет актрису, она всегда должна быть на высоте, играя рядом со своими учениками, одновременно, оставаясь равным партнером и внимательным строгим судьей.
 А вообще, такое ощущение, что в Театре на Малой Бронной слова: «Марш на сцену!», - актерам кричать не надо, они давно сделали свой выбор, и он оказался верным, судя по тому количеству цветов, с которыми зрители «маршируют» к сцене.

апрель 2012