"СНИЛСЯ МНЕ САД" - Наполни душу свою...

http://kamburova.theatre.ru/press/articles/16328/ 

Театр музыки и поэзии Елены Камбуровой – поразительное место. Поражает степень концентрации культуры на один квадратный сантиметр, этого культурного слоя хватило бы стадион накрыть, а тут – полсотни зрителей всего!

Давно я не испытывала такого чувства восторга, находясь на спектакле. Хотелось, плакать и смеяться одновременно и немедленно сделать что-то очень хорошее!

Какая любовь разливалась в пространстве театрального зала! Любили зрители все, что они видели и слышали, любили актеры все, что они творили на сцене в этот вечер, любили их герои всеми силами души, каждой клеточкой!

Наконец, о самом спектакле. Действие пьесы происходит в начале двадцатого века, точнее, в 1904 году, день определен печальной датой смерти Антона Павловича Чехова, эту страшную весть приносит персонаж пьесы режиссер Радов (Мохаммед Абдель Фаттах).  Программка спектакля «Снился мне сад…» напечатана на отксерокопированной странице газеты «Русские ведомости».  Автор пьесы Вадим Жук взял один день из жизни  русского семейства, настоящего, потому что в основе - документальные дневники Петра Сергеевича Воловича, а, может, и не документальные, а может, их и не было вовсе, и придумала Воловича сама Елена Антоновна Камбурова. Важно другое: за каждым персонажем – своя история, свой роман, своя судьба! Сегодня особенно остро осознаешь, какую Россию мы потеряли! Сегодня, на фоне яростного уничтожения последних остатков культуры, особенно нестерпима боль от утраты высокой нравственности и морали, теперь относящимся к предметам роскоши Сегодня эта роскошь нам почти недоступна…

В тот день на даче Воловичей готовятся к именинам Ирины Васильевны (Юлия Зыбцева). Неземная бледность хрупкого существа подчеркнута непослушно выбивающейся прядью тщательно уложенной прически, воздушной прозрачной тканью платья. Максимально точно на сцене проигрывается каждая деталь (художник-постановщик Ирина Пинова). Ирину обожает муж (чрезвычайно удачная работа Романа Калькаева). Сергей Львович – искренний, порывисто жалкий, и так ему сочувствуешь по-человечески, когда и он, и все герои, и зрители следят за страстью, раздирающей сердца двух влюбленных (его жены и поручика Ипатьева). Поручик Ипатьев (Александр Кольцов) страдает, мучимый благородством, не желая стать тайным любовником. Ирина жестоко страдает от любви, как от непрошеной болезни, мечется между любовью и долгом. Доктор (Юрий Соколов) страдает, понимая, что спасти Ирину невозможно, она гибнет от чахотки. Как и положено,  у Чехова, страдают все. Острый карандаш за ухом, острый язвительный язычок, и самоуверенность, модный парижский костюм, при этом сильное душевное беспокойство, одиночество и уходящая почва из-под ног Анны, эмансипированной художницы (Ольга Тенякова). Петя Волович (Евгений Вальц) страдает, желая порвать со старым семейным укладом, который ему так мил, но будущая революция дороже. Нам так все это знакомо и дорого в чеховских пьесах! Милая интеллигенция, неспособная постоять ни за себя, ни за детей, ни за Родину. Как потом безжалостно и прицельно выбило ее с нашей российской почвы ветром социальных перемен! Как страдаем сегодня мы, лишенные своей истории, перечеркнутой и переписанной услужливыми рабами своего времени…

Режиссер Ольга Анохина поставила спектакль невероятно тактично и тонко: все происходит как бы само собой, рождается просто на глазах,  в то самое мгновение, когда вы смотрите, и эта естественность – высший пилотаж. Удивительно точно распределены роли, понятно, что в театре Камбуровой все актеры – штучные, но такое впечатление, что каждого из них специально пригласили в труппу ради этого конкретного спектакля и этой  конкретной роли.

Действо начинается просто и изысканно: Елена Камбурова берет в руки книжку,  перелистывает, читает что-то вслух, звучит серебряный ее голос, и проза незаметно становится песней. Когда поет Камбурова, забываешь вообще обо всем…, время проходит  полноценно, драгоценно наполняя душу…

В спектакле звучат двадцать музыкальных номеров. Камбуровой давно мечталось показать настоящие русские романсы, но не как концертные номера, здесь все романсы удивительно вплетены в тонкую ткань спектакля. Музыка нежно забирает вас в плен с самого начала (Олег Синкин и Вячеслав Голиков) и уже не отпускает.  Олег Синкин совершенно по-новому аранжировал некоторые старинные романсы, будто написал их сам. Слушать их в этом спектакле – настоящее наслаждение.

Нет занавеса в конце, нет и точки, музыка не кончается, чувства остаются светлыми, хотя имеет место и трагедия, и печаль и скорбь. Страшна и непоправима смерть Антона Павловича Чехова (как несоразмерно событию мала заметка в черной траурной рамке!), мы переживаем это известие вместе с героями, и все пьесы великого Чехова будто проносятся перед нашим мысленным взором…

Невозможно не упомянуть остальные персонажи, каждый из которых чрезвычайно значим и точен: Алина, подруга Пети, и Глаша, няня (актрисы Виктория Тихомирова и  Наталья Селиваненко) – проживают свои судьбы за один день так, что про каждую можно отдельную пьесу написать. Няня Глаша своим появлением с самоваром, словно добрый ангел отвращает от беды, от ненужных слов и поступков, готовых сорваться с губ или совершиться в недобрую минуту.  Узнаваем   трагически режиссер Константин Радов, уж мы-то знаем, как  расправились потом с талантами, поначалу так нужными революции.

А как поют в театре Камбуровой передать немыслимо: кто был, тот знает, а кто не был – тому надо скорей туда, чтобы прильнуть к чистому хрустальному источнику и напоить душу свою чарующими звуками.
Маленький зал, штучные актеры и штучные зрители, всего одно действие, но велико искусство и высока нравственность!

материал опубликован в журнале "Театральный мир", декабрь 2011 год