Родственный смертельный бой

Большое видится на расстоянии. Величие и значимость писателя Алексея Максимовича Горького несколько поколений советских детей, обученных с упором на «пролетарских» поэтов и писателей, постигли, когда, повзрослев, перечитали. И стало понятней, почему же Горький – классик, а его лучшие произведения вечны. Писал он о человеке, а нутро человеческое от социального строя не зависит. Сегодня к пьесам Горького стали обращаться молодые режиссеры, что радует. Удачей прошлого театрального сезона стал спектакль Никиты Кобелева «Последние» в Театре им. Маяковского.

Пьесой «Васса» открыл сезон Театр на М. Бронной. Режиссер Вячеслав Тыщук поставил первый вариант пьесы, в котором не было еще акцентов социалистического реализма. Постановка Тыщука держит в напряжении, загружая зрительское сознание ассоциациями и воспоминаниями. Правда, желание сравнивать нынешнюю премьеру с виденными ранее «Вассами» проходит быстро.

Спектакль Театра на М. Бронной оригинален, несмотря на модную ныне режиссерскую тенденцию цитировать советское прошлое в песнях, одежде, деталях быта. Сценография Екатерины Галактионовой – выразительный пример сочетания фундаментально конкретного (цвет, стиль и т.д.) с иронической приблизительностью (как бы мавзолей, ордена, кремация покойника). Тревожащая, дерзко красная лестница, застилающая пространство сцены, стирающая линию горизонта, измельчает людей до ничтожных человечков, мешает сосредоточиться, рассмотреть подробности. Она подавляет не только зрителей, но и актеров (некоторые персонажи в костюмах красных тонов растворяются в ней), лишая их свободы передвижения. На этом нарочито раздражающем фоне - маленькая, тихая, незаметная, кажущаяся потерянной, Васса Железнова (Екатерина Дурова). Как такая женщина стала главой большого семейства, больших дел, принесших состояние, на которое претендуют никчемные наследники, режиссер объясняет не сразу. Семейство агрессивно настроено делить добычу, то есть наследство. Дети, как подросшие щенки, показывают друг другу зубы, забываясь, пытаются огрызнуться на мать и тут же получают «твердой лапой». Каждый пытается демонстрировать свою силу и протест всему миру, а слова и взгляда Вассы боятся.

                                                    
Прохор Железнов (Александр Голубков), выскальзывающий откуда из-под стены, словно дьявол из преисподней, похожий на отмороженного рокера с воинственным ирокезом. Он не страшен и не нужен Вассе. Прохора интересует лишь драйв, ему скучно в этом мрачном доме. Развратив жену племянника, он цинично демонстрирует свою власть слабому полу, чувствуя себя победителем, в то время как его жизнь оказывается никчемной безделушкой в жестких руках Вассы. Его уходу равнодушно радуются все, кроме Людмилы (Светлана Первушина), которая одна плачет по нему. Она в этом семействе – чужая. Внешне – порочная нимфетка, школьница в черном фартуке, она искренне с вызовом говорит то, что думает. Беда в том, что ее мысли и речьи корректирует священник (Александр Терешко). Под его бдительным оком девушка, вытягиваясь в струнку, как пионерка-отличница, рапортует про свою счастливую жизнь. Фигура священника на сцене многозначительна, пугающе реалистична. Невольно представляешь нездоровую реакцию потенциальных зрителей (а вдруг чувства непонятно во что верующих будут оскорблены?), держись, режиссер!

                       
Романтика революции всегда сменяется цинизмом власть захвативших и власть удерживающих и их прислужниками, угодливо машущими нужными знаменами (хоругвями), навязчиво указывающими «единственно верный, правильный путь».


Младшие Железновы Наталья (Марина Орел) и Семен (Максим Шуткин) - достойные друг друга хитрецы. Кроткий вид тишайшей семейной пары мгновенно исчезает под вулканической лавой алчности, лучше никому не стоять на пути, даже Анне (Дарья Грачева), вернувшейся в родовое гнездо и старающейся во всем походить на мать. Лишь Вассе под силу укротить этот ничтожный вулкан. Неудачник Павел (Олег Кузнецов), с детства обиженный на все и вся, погряз в смертных грехах – его съедают гнев и гордыня, уныние, похоть, жадность. Мать давно распорядилась его судьбой: дорога ему - в монастырь, так будет лучше для всех.


Все получилось у Вассы, как она хотела, кроме достойных наследников, продолжателей дела. Построила она крепкое гнездо, но оно – воронье, вороны не гнушаются падали, а Вассе нужна свежая кровь. Не зря свою главную речь она ведет с КРАСНОЙ трибуны. На трибуне плохо слышны реплики снизу, да и не важны они. С этим народом не получилось, так получится с их детьми, главное, как воспитать. На сцене страшно разукрашенный пустой гроб давно уж дожидается отца семейства, а пока он отходит в мир иной, в этом идут родственные смертельные бои за будущую счастливую жизнь, которая так и не наступит.

 

https://www.facebook.com/media/set/?set=a.889115194469351.1073742998.371496016231274&type=3

https://www.facebook.com/vladimir.vasilyev.184/posts/724717754339058?notif_t=close_friend_activity


Фото: Владимир Кудрявцев