Тревожное ожидание конца, неизвестность завещания висит над домочадцами, обнажая истинную сущность и скрытые помыслы каждого. Что может быть интересней, чем покопаться в жизни знаменитостей? История получилась захватывающая и при этом такая интеллигентная, что никакого белья, тем более, грязного, не найти.

Софья Андреевна (Александра Ислентьева) – не только жена великого мужа и терпеливая переписчица его бессмертных творений. Она - многодетная мать и хозяйка огромного имения, требующего постоянных хлопот, а еще - женщина с огромными невостребованными и потому неистраченными запасами любви. Александра Ислентьева играет деликатно, стараясь смягчить карикатурные недостатки своего персонажа или, по крайней мере, объяснить их происхождение. Софья всем заправляет и всеми руководит, но вечно прикидывается бедной овечкой. Ее отношения с детьми удручающе тревожны, особенно с дочерью Александрой Львовной (Милена Цховреба).

Между ними ежедневно идут бои за место подле Льва Николаевича. Их коварное и разрушительное женское соперничество не знает запрещенных приемов. Мать хладнокровно бросает в лицо дочери: «Я не люблю тебя!», - и та убегает, заливаясь слезами. Дочь, в свою очередь, легко «сдает» мать, изображая братьям ее игривое кокетство перед молодым секретарем или доктором.

От актрисы Милены Цховреба исходит такая энергетика, такая сила и столько в ее Александре детской незащищенности, что невозможно глаз отвести даже в те моменты, когда на сцене действуют другие персонажи. Тут, правда, надо отдать должное и другим характерным артистам, занятым в спектакле (в этом спектакле все характерные). Тихий Илья Львович (Денис Беспалый) и бесцеремонный Лев Львович (Николай Ковбас), сыновья Толстого, опасаясь отцовского завещания не в свою пользу, то объединяются, то действуют поодиночке, не доверяя родственникам, и издателям. Ничего в жизни не добившись, давно повзрослевшие «мальчики» уповают теперь лишь на наследство, которое вот-вот может ускользнуть навсегда...

В доме служит быстрая озорная горничная Катюша (Анна Перелешина), обученная Софьей Андреевной французскому, музыке и хорошим манерам. Все первое действие любуешься ее радостной легкостью, но вот на ее долю выпадают тяжелые испытания, девушка сразу становится незаметной, даже кажется излишне худой и бледной. Хозяйка вольна была ее воспитывать, наряжать и баловать, и также вольна выдать замуж за нелюбимого, хотя «крепостное право уж полвека как отменили», - бросает в лицо матери Александра, бросаясь на защиту девушки.

Как удивительно: «наверху», проживает гениальный мыслитель, почти небожитель, родоначальник толстовства, гуру миллионов, а внизу – его домочадцы, те, про кого он давно забыл. И у каждого – своя правда.

Есть в этой пьесе и этом спектакле такая особая манкость для любознательных читателей-зрителей, такая нарочитая недосказанность, вдохновляющая на самостоятельную работу с книгами и документами.

Артисты легко и непринужденно втягивают в действие зрителей. То вдруг попросят спеть любимый романс Софьи Андреевны «Не уезжай ты, мой голубчик…», и актриса Александра Ислентьева довольно обведет глазами зал, одаривая каждого поющего снисходительной улыбкой графини. То Катюша (Анна Перелешина) гостеприимно обнесет публику чудесной домашней настойкой или яблоками из графского сада, то вручит зрительнице из первого ряда вязание  под одобрительный взгляд хозяйки (в этом доме все должны работать). В самые острые моменты спектакля актеры предлагают кому-нибудь из зала роль домочадца, чтобы, почувствовать на себе всю тяжесть создавшейся ситуации и попробовать изменить ее. К финалу, и зрители, и актеры становятся одной семьей, не хотят расходиться. Такова волшебная сила Искусства, явно покровительствующая «Активному театру».

 Активный театр, спектакль Толстого нет, пьеса Ольги Погодиной-Кузьминой, режиссер Марина Перелешина