В течение нескольких недель в Москве проходил фестиваль «Третьяков.Doc», посвященный  125-летию со дня рождения Сергея Третьякова. Выставки, конференции, кинопоказы с разных сторон демонстрировали важнейший вклад писателя, переводчика, поэта, драматурга, сценариста Третьякова в отечественную культуру 20–30-х годов двадцатого века. В завершение фестиваля Центр имени  Мейерхольда и Государственный Музей В.В.Маяковского представили реконструкцию спектакля «Хочу ребенка» по мотивам пьесы Сергея Третьякова (1927 г.).  

Пьеса «Хочу ребенка» с ее главной героиней – феминисткой 20-х гг. сразу же была запрещена Главреперткомом как «излишне физиологичная, вульгарная, несвоевременная, радикальная». 9 февраля – день рождения Всеволода Эмильевича - именно к этому дню организаторы фестиваля приурочили показ пьесы, которую девяносто лет назад планировал поставить в театре ГОСТИМ Всеволод Мейерхольд. «Хочу ребенка» адаптировал для немецкого театра и Бертольд Брехт, но, к сожалению, поставить не успел – бежал от фашистов.

Расцвет авангардного искусства в России длился недолго. Сергей Третьяков в июле 1937 г. был арестован НКВД в Кремлевской больнице и расстрелян по приговору Военной коллегии Верховного Суда. Литературный архив Третьякова почти полностью погиб. Реабилитирован писатель в феврале 1956 г. В конце 1937 года был закрыт  театр ГОСТИМ. В 1939 году Всеволод Мейерхольд был также арестован и расстрелян как враг народа.

Сотрудник Музея В.В. Маяковского, куратор фестиваля «Третьяков.Doc» рассказал о том, что именно Сергей Третьяков был родоначальником документального театра: «Работая в театре, Третьяков сотрудничал с ведущими режиссерами того времени. Он стал одним из основоположников агиттеатра и театра аттракционов. Многие пьесы Третьякова были созданы на основе реальных событий, положив начало документальному театру. Пьеса «Хочу ребенка» была задумана как дискуссионная, во время спектакля планировалось активное участие зрителей в обсуждении проблем, поднимаемых драматургом...».

Режиссера Сашу  Денисову, как указано в программке к спектаклю, помимо текста, интересовала «трагическая судьба авторов, многолетняя попытка поставить ее (долгострой, высмеянный Кукрыниксами) и те изменения, которые за 90 лет так и не произошли в положении женщины». Зрителей предупредили, что после спектакля состоится дискуссия, во время которой  их  активность будет приветствоваться.

Главная фигура спектакля – девушка Милда (Полина Галкина), всерьез воспринявшая  революционные идеи и декреты, и, как активный строитель коммунизма, готовая лично способствовать производству нового человека общества будущего. В идеальном обществе все должно быть качественное, дети, в том числе. Родить и передать государству, чтобы оно правильно растило и воспитывало – вот ее идея. Милда ищет здорового пролетария - «производителя», с которым хочет немедленно зачать ребенка.

Выбор ее пал на Якова (Михаил Горский), не сразу понявшего, что от него требуется. По мнению Милды, это очень просто,  остальным кандидатам, а также невесте Якова, можно не беспокоиться. Ребенок необходим, и он будет получен, «берегите детей – они – залог будущего». Яков оскорблен, что его просто использовали как быка, а Милда обвиняет его в  мещанстве и отправляет к невесте. О, эти решительные женщины двадцатых годов двадцатого века, о, эти романтики революции – ненадолго получили они права и свободы. Сначала их вдохновили, затем указали на место, а потом и вовсе лишили завоеванных прав и свобод.

В спектакле принимали участие артисты Михаил Ефимов, Андрей Курносов, Илья Замчалов, сыгравшие по нескольку ролей, и смешных, и страшных. Но самой большой удачей спектакля стала молодая актриса Полина Галкина, которой для роли Милды понадобилось вытащить всю свою природную органику, использовать все свои  профессиональные умения, чтобы понять и полюбил ее героиню.

Частью спектакля стало выступление активисток современного феминистского движения. На сцену вышли: Элла Россман, Дарья Серенко, Саша Алексеева, Наталья Поляк.  Они рассказали о проблемах, которых у женщин двадцать первого века нисколько не уменьшилось. Тут и сексизм на государственном уровне, и домашнее (бытовое) насилие, невозможность карьерного роста («стеклянный потолок»)…

После спектакля у зрителей была возможность обсудить увиденное - услышанное с организаторами и участниками проекта, режиссером Сашей Денисовой и актерами.

Остается надеяться, что спектакль «Хочу ребенка» – не одноразовый проект, и у зрителей Центра им. Всеволода Мейерхольда еще будет возможность посмотреть и поучаствовать в обсуждении мнениq феминисток и их оппонентов.