УМ ДО ВОСТРЕБОВАНИЯ



Театр «У Никитских ворот» обратился к одной из самых популярных и почитаемых пьес русского театра – «Горе от ума» Александра Грибоедова. Россия девятнадцатого века славилась гордыми одиночками: несгибаемыми философами, независимыми историками и свободными мыслителями, в двадцатом советская власть их уничтожали как класс, в двадцать первом они сами собой уже повывелись. «Горе без ума» – отныне можно прочитать на афише театра Розовского. Всеобщее он-лайн помешательство, унифицированный глобализм, поверхностное образование, забвение понятий чести и достоинства в современном обществе сподвигли режиссера слегка переиначить название пьесы. Герой Грибоедова страдал от излишности ума, раздражающей тогдашнее общество, а в двадцать первом веке ум и вовсе оказался не востребован. В программке к спектаклю Марк Розовский завершает свое обращение к зрителям горестной цитатой Петра Чаадаева: «Исторический опыт для нас не существует: поколения и века протекли без пользы для нас… В нашей крови есть нечто, враждебное всякому истинному прогрессу…» Чацкий еще был способен испытывать душевные муки, а новое поколение просто… выбирает пепси. Ни одной буквы в пьесе не изменил Марк Розовский, лишь добавил к классическому тексту строки Пушкина и Чаадаева да расцветил спектакль чудесным вальсом Грибоедова. «Горе от ума» начинается в зрительском фойе: актеры озвучивают фрагменты переписки Пушкина с Чаадаевым (текст можно прочесть в программке спектакля), не устаешь поражаться созвучности гениальной пьесы сегодняшнему дню.



Сюда надо непременно вести старших школьников: молодым зрителям будет интересно и полезно наблюдать, как жизнь меняет, а время не меняет людей, как легко рушатся благие намерения, как узнаваемы персонажи. Вот Платон Горич (Сергей Уусталу) из храброго честного человека быстро становится подкаблучником, подчиненным воле своей жены – решительной Натальи Дмитриевны (Наталья Троицкая). Репетилов (Никита Заболотный) – «революционер» с топором в портфеле, восторженно зазывающий на заседания тайного общества Чацкого, тут же разбалтывает все попавшемуся под руки Скалозубу (Юрий Голубцов). Услужливая «шестерка» – Загорецкий (Денис Юченков) не только исполняет прихоти нужных людей, но и зорко присматривает за всеми, держа нос по ветру, вероятно, доносит, куда следует. Главные герои замкнуты в одну цепочку любви без ума и взаимности: Софья (Виктория Корлякова) – обожает подлеца Молчалина (Станислав Федорчук), до самозабвения мечтающего о карьере; Фамусов (Андрей Молотков) – в упоении от клинического идиота Скалозуба, помешанного на оружии и наградах (герой Юрия Голубцова одним своим появлением под фанфары вызывает гомерический хохот в зале – режиссер дал артисту полную свободу паясничания на радость зрителям);


Чацкий (Константин Иванов) болезненно заострен на своей былой любви к Софье, хотя за три года своего отсутствия не удосужился даже записки ей передать. А тут ворвался, распахнув объятия, и был разочарован предательством Софьи. Только безумный мог не понять, что у выросшей девочки теперь другие интересы, ей замуж хочется. Чацкий бы мог составить блестящую партию (все знакомые незамужние девицы держат его в поле зрения), да работать не собирается – «прислуживаться тошно». Остается изливать накопившуюся желчь на чуждое общество, чьи безумные правила кажутся нелепыми и смешными. Фамусовская компания, красочно представленная на вечеринке (художник по костюмам Нана Абдрашитова), – абсолютный паноптикум безумия.


Действие к финалу идет неторопливо, актеры смакуют, зрители вкушают сочный грибоедовский текст. Главное действие происходит вокруг парадной лестницы, обитой красным ковром. Сценография Александра Лисянского позволяет по одной лишь только лестнице вообразить особняк Фамусова.

Один поворот, и вот – двери в девичью комнатку Софьи, от которой подозрительный отец отгоняет назойливых женихов. Другой ракурс – и под лестницей буфетчик Петруша готовит кофей к завтраку. Лестница разворачивается к зрителям – и сразу перед ними парадная зала с зажженными свечами, где Фамусов принимает гостей. Жизнь в доме кипит.


Софья (Виктория Корлякова) увлеченно постигает «науку страсти нежной» с Молчалиным (Станислав Федорчук), который пытается усидеть на трех стульях: не разочаровать фамусовскую дочь, выслужиться перед хозяином и не упустить обольстительную Лизаньку (Николина Калиберда), живо принимает участие в делах барышни, попутно очаровывая всю мужское население. Гости следуют один за другим, как детали пестрой безумной мозаики. В финале можно полюбоваться окончательной картиной всеобщего помешательства совершенно «озверевшего» фамусовского общества.

Отверженный Чацкий покидает дом, а все персонажи прячут лица за масками зверей. Ум снова оказался не востребованным. Когда же в России наступят иные времена? «Карету мне, карету!» – вслед за Чацким просят умники и умницы, покидая родные места. Интересно, куда… Фото предоставлены театром «У Никитских ворот»


материал опубликован в журнале "Театральный мир" №2 за 2018 год

фотографии предоставлены театром

 

Приключения для подрощенных детей

Настоящую пиратскую комедию сочинили и показали в качестве дипломного спектакля студенты Щукинского училища. Приключения по мотивам романа Роберта Луиса Стивенсона «Остров сокровищ», разыгранные увлеченной командой, увидел режиссер Марк Розовский. Вахтанговский колорит и яркие актерские работы так впечатлили художественного руководителя театра, что он немедленно «усыновил» спектакль, пригласив его в свой дом у Никитских ворот.

В современном драматическом театре существует некий кризис подросткового возраста: в каждом уважающем себя взрослом театре обязательно есть спектакли для самых маленьких и новогодние сказки, в репертуаре также всегда находится место спектаклям, адресованным молодежной аудитории. А что смотреть в театре подрощенным детям - девчонкам и мальчишкам от 10 до 15 лет?

«Бедная Лиза». (Режиссер – Марк Розовский)


Нам не хватает сентиментальности

статья написана в 2008-м году

Марк Розовский поставил мюзикл «Бедная Лиза» четверть века назад. Но что такое 25 лет в сравнении с прошедшимидвумя веками со времени написания Н.М.Карамзиным сентиментальной повести?

Театр «У Никитских ворот» своим устройством более всего напоминает домашний театр позапрошлого века. И спектакль выдержан в том же стиле. Костюмы и сценография Ксении Шимановской — выразительны при минимуме средств. Веревочная паутина, опутавшая макеты церквей (вера в ловушке?), бедная хижина, в которой живет Лиза с матерью, напоминает палатку, куда заходят через лестницу-стремянку.

Обе героини страстно верят в Бога и преданно любят, не помня себя. Только мать верна покойному мужу, Лизиному отцу, молится о скорой встрече с ним в раю. А Лиза — со своим любимым Эрастом, вероятно, сможет свидеться лишь в аду (ведь он окажется клятвопреступником, она — самоубийцей).

«И крестьянки любить умеют» — утверждает Карамзин. Слова эти послужат эпитафией на Лизиной могилке… Сентиментально до слез.