14 сентября во дворе Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» состоялась презентация проекта

Объединение четырех институций дает возможность жителям и гостям города переосмыслить культурную географию столицы и планировать посещение с учетом своих предпочтений и интересов, временных ограничений и — в дальнейшем — степени мобильности. Основу проекта составляют авторские маршруты, которые включают в себя известные и необычные городские локации, музейные собрания и временные экспозиции, музыкальные и перформативные события, а также просветительские мероприятия. «Музейная четверка» представляет собой пространство, где прошлое и настоящее мировой культуры соприкасаются с богатой историей и динамичной современностью Москвы.
«Мы отличаемся от музейных миль в других столицах мира — мы все расположены вдоль линии Москвы-реки, которая дает иную перспективу, расширяя горизонты. Расширение горизонта — одна из очень важных задач. Это инициатива, которая серьезно поможет взаимодействию зрителей со всеми нами, нашему взаимодействию с городом. Мы неслучайно заявляем о своем объединении, предлагая сразу же четыре интереснейших маршрута», — рассказала генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
«Нас объединяет самое важное — схожий взгляд на мир. География, которая формально нас соединяет, дает много преимуществ с точки зрения творческих импровизаций. Мы подаем сигнал нашим зрителям и гостям города, что есть четыре музея, зайдя в каждый из которых, можно увидеть нечто целое. История искусства — это то, что мы показываем вместе. Наши филиалы находятся в регионах, и через наш опыт, энергию и вдохновение подобные объединения могут оказаться после Москвы в местах, где мы уже присутствуем и в развитии которых очень заинтересованы. Это шире, чем просто Москва, и шире, чем просто четыре институции, которые находятся недалеко друг от друга», — поделилась директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак.
«Это действительно беспрецедентный союз, когда в Москве объединяются два федеральных музея и два частно организованных. При этом это одни из самых публичных институций, которые ориентируются на мировую культурную повестку, которая им кажется общей для всех. Здесь диалог с современностью — принципиальный момент. Москва становится тем городом, из которого не хочется уезжать и который конкурирует в области культурного предложения с другими мировыми мегаполисами», — сказал директор «Гаража» Антон Белов.
«Мы близки не только территориально, но и идейно, всегда и во всем поддерживаем друг друга. Институциональный альянс в Москве — большая удача, позволяющая развивать городскую среду, предоставляя для этого новые возможности и рождая живой интерес аудитории. Я призываю воспринимать “Музейную четверку” как метапространство, которое создает оригинальное культурное предложение, не ограниченное стенами музеев», — заявила директор фонда V–A–C Тереза Иароччи Мавика.

Неформальные объединения культурных институций, подобные «Музейной четверке», существуют во многих больших городах по всему миру: например, в Вене это Музейный квартал, в Нью-Йорке и Лондоне — Музейная миля. Каждая из этих локаций ежегодно привлекает миллионы туристов и местных жителей. Московская инициатива также ориентирована на взаимодействие с широкой аудиторией: жителями Москвы и гостями города, которые интересуются культурной жизнью столицы. Специально созданный сайт объединения будет аккумулировать эти сезонно обновляемые маршруты.

Маршрут Пушкинского музея — это мокьюментари-спектакль «Овощи-гиганты» режиссера Семена Александровского. Рассказчики (бывшие музейные сотрудники, философ, официантка, экскурсовод и другие горожане) делятся воспоминаниями о необъяснимом появлении тыкв-гигантов в центре Москвы и столь же таинственном их исчезновении.

Маршрут от музея «Гараж» создала историк архитектуры Анна Броновицкая. Он позволит составить представление об архитектурном многообразии музейных учреждений, входящих в «Музейную четверку», и расположенных вблизи них знаковых сооружений.

В маршруте от Третьяковской галереи до Новой Третьяковки собраны музеи, особняки и бывшие фабрики, которые «обогатили отечественный культурный ландшафт». Маршрут составила Татьяна Юденкова — доктор искусствоведения, заведующий отделом живописи второй половины XIX — начала XX века.

Маршрут Дома культуры «ГЭС-2» — это геометрическая прогулка, придуманная художницей Анастасией Рябовой. У маршрута Н3 — восемь равнозначных точек, которые складываются в форму куба. Можно выбрать наиболее удобный и короткий путь, а можно отправиться по всем предлагаемым траекториям.

Одной из важнейших целей «Музейной четверки» является обеспечение доступной среды и распространение инклюзивной культуры, над этим работает межинституциональная команда, в которую вошли сотрудники четырех музеев, специалисты различных профилей, независимые эксперты и консультанты с опытом
инвалидности. Для этих целей будет создана «Доступная карта», с помощью которой можно будет
самостоятельно оценить физическую доступность того или иного маршрута. На карте будут обозначены пандусы, доступные туалеты, а также различные барьеры, зоны сенсорной нагрузки и другие аспекты среды.
К самим музейным маршрутам будут разработаны адаптированные версии для людей с разными формами инвалидности. С помощью специального фильтра можно будет выбрать маршрут на русском жестовом языке, маршрут с использованием тифлокомментария или маршрут на ясном языке. Также появятся аудиофайлы с тифлопрогулками, предназначенными для навигации незрячих и слабовидящих посетителей до зданий музеев. Сайт «Музейной четверки» в настоящее время проходит аудит на предмет цифровой доступности.


ПУШКИНСКИЙ МУЗЕЙ

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина — музейный комплекс, обладающий одним из крупнейших в России художественных собраний
зарубежного искусства с древнейших времен до наших дней. Музей насчитывает в своем фонде около 700 оригинальных произведений, созданных мастерами разных
эпох, — от Древнего Египта и античной Греции до наших дней. В главном здании музея можно увидеть знаковые произведения мировой живописи: работы Рембрандта, Рубенса, Боттичелли, Каналетто, Пуссена, мастеров Северного Возрождения и других выдающихся художников. Отдельное место в собрании занимает коллекция французского искусства XIX–XX веков меценатов Сергея Щукина и Ивана Морозова.
Представленная знаковыми произведениями Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Поля Гогена, Винсента Ван Гога, Анри Матисса, Пабло Пикассо и других мастеров, эта коллекция является одной из самых известных в мире. Фонды музея продолжают активно пополняться и в настоящее время. С 2018 года Пушкинский музей в рамках направления «Пушкинский XXI» начал формировать первую в России коллекцию медиаискусства.

МУЗЕЙ «ГАРАЖ»
Музей современного искусства «Гараж» — первая в России филантропическая организация, направленная на развитие современного искусства и культуры. Обширная программа выставочной, образовательной, научной, инклюзивной и издательской деятельности, проводимая «Гаражом», отражает актуальные процессы в русской и международной культуре и открывает возможности для публичного диалога и создания новых произведений. Центром этой деятельности является коллекция Музея — первый в стране и крупнейший в мире архив, посвященный истории современного российского искусства с 1950-х годов до наших дней.

ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ
Третьяковская галерея — одно из крупнейших собраний русского искусства, начало которому было положено в 1856 году знаменитым предпринимателем, меценатом и коллекционером Павлом Третьяковым. Музей хранит и представляет своим зрителям произведения живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства XI–XXI веков, созданные великими мастерами, среди которых — Андрей Рублёв, Александр Иванов, Илья Репин, Михаил Врубель и другие. В Третьяковской галерее находится крупнейшая коллекция произведений русского авангарда, включающая всемирно известные произведения «Черный квадрат» Казимира Малевича, «Купание красного коня» Кузьмы Петрова-Водкина и «Над городом» Марка Шагала. В залах Новой Третьяковки шедевры 1900–1920-х годов сменяются произведениями социалистического реализма 1930–1950-х годов. Творчество художников «сурового стиля» 1960-х демонстрируется параллельно с искусством представителей «андеграунда», положивших начало «второй волне» русского авангарда. Завершающая часть экспозиции, в которой представлены работы 1980–2010-х годов, носит принципиально «открытый» характер — музей продолжает пополнять свое собрание самыми новыми и актуальными произведениями отечественных авторов.

ДОМ КУЛЬТУРЫ «ГЭС-2»

Дом культуры «ГЭС-2» ставит своей целью производство современной культуры и ее представление максимально широкой публике, равно как и расширение и углубление знаний в этой области. Объединяя многообразие художественных дисциплин, «ГЭС-2» развивает новаторское художественное производство через диалог между различными формами искусства. Программа институции построена таким образом, чтобы приглашать аудиторию к совместному пониманию искусства и участию в художественном процессе.


ИНСТИТУТ МЕДИА, АРХИТЕКТУРЫ И ДИЗАЙНА «СТРЕЛКА»
Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» — некоммерческое образовательное учреждение, которое с 2009 года занимается образовательно-просветительской деятельностью в сфере городского развития, объединяя международную экспертизу и российский опыт. Любые изменения начинаются с людей, поэтому все программы и проекты Института носят образовательно-просветительский характер и нацелены на развитие человеческого капитала. Главной темой «Стрелки» всегда остается город и его развитие.
Институт «Стрелка» находится на равноудаленном расстоянии от четырех институций, что позволяет ему быть открытой площадкой для презентации проекта «Музейная четверка» и проведения переговоров о создании музейного маршрута и формировании трендов в развитии культурного сообщества.