СОЗВЕЗДИЕ ВОЛЖСКИХ ТЕАТРОВ В СТОЛИЦЕ ЧУВАШИИ
Город Чебоксары славится не только богатым историческим прошлым, успешными промышленными предприятиями (в том числе, знаменитой кондитерской фабрикой «Акконд», выпускающей лучшее в мире суфле), но и многочисленными учреждениями культуры, формирующими интеллигентный облик столицы Чувашии. На полмиллиона жителей в Чебоксарах приходится двадцать семь музеев и девять театров, в том числе, такие известные и популярные среди чебоксарцев и туристов, как: Чувашский академический драматический театр имени Константина Иванова, Русский драматический театр, Чувашский театр юного зрителя имени Михаила Сеспеля, Чувашский государственный театр кукол, Чувашский государственный театр оперы и балета, Чувашский экспериментальный театр драмы. Давно доказано, что город, в котором есть хотя бы один театр, имеет более интеллигентный облик, по сравнению с безтеатральными. Чебоксары по количеству зрителей в пересчете на цифры населения занимают третье место по России. В столице Чувашии проходит множество культурных фестивалей: кинофестиваль, оперный, балетный, современного искусства и несколько театральных фестивалей. Одним из знаковых фестивалей является Республиканский конкурс театрального искусства «Узорчатый занавес».
В Международный День Театра 27 марта 2025 года в Чебоксарах были подведены итоги XXV-го республиканского конкурса театрального искусства «Узорчатый занавес».
Учредителями ежегодного конкурса являются Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики и Союз театральных деятелей. Государственные театры Чувашии выдвигают свои лучшие постановки, и весь конец марта театральная общественность пребывает в атмосфере праздника и ожидания итогов. Конкурс позволяет театральным коллективам получить компетентное обсуждение постановок профессиональными экспертами и объективную оценку жюри, поэтому каждый год участники «Узорчатого занавеса» ждут подведения итогов с определенным волнением.
Жюри XXV-го конкурса: театроведы, критики, обозреватели, журналисты, театральные деятели из Санкт-Петербурга (Сергей Ильченко), Москвы (Лариса Каневская), Уфы (Дина Давлетшина), Чебоксар (Любовь Бушуева, Ольга Тургай, Зоя Яковлева) в День Театра объявило лауреатов.
Церемония награждения лауреатов «Узорчатого занавеса» состоялась в Русском драматическом театре. Церемония прошла задорно и весело. Артисты Русского драматического театра провели церемониал в духе античного театра. На сцене и в зале звучала музыка, музы водили хоровод, лавровые венки сияли, в кубках плескалось молодое вино, и бог Дионис (Вадим Валов) игриво вручал победителям гроздья винограда.
Как отметил в приветственном слове заместитель министра культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики Георгий Богуславский: «Чувашия все ярче представляет себя на всероссийских театральных конкурсах, в том числе на национальной театральной премии «Золотая Маска». Председатель союза театральных деятелей Чувашской Республики Сергей Павлов подчеркнул высокий профессионализм театральных учреждений республики, их несомненный вклад не только в развитие театрального искусства региона и страны, но и в деле воспитания молодежи.
Среди первых объявленных наград был очень значимый приз, который председатель СТД Чувашии вручил режиссеру Андрею Аверину (Русский драматический театр), постановщику спектакля «Сашка» в Чувашском экспериментальном театре драмы за творческий режиссерский поиск и современную трактовку патриотической темы: – творческая командировка в Москву.
«Лучшим спектаклем года» жюри единогласно признало спектакль Чувашского театра юного зрителя имени Михаила Сеспеля в постановке режиссера из Элисты Сергея Бурлаченко «Мцыри». Спектакль выпущен к 210-летию со дня рождения Михаила Лермонтова. Этому же спектаклю досталась победа в номинации «Лучшая мужская роль». Награду получил молодой артист Николай Миронов, воплотивший незабываемый образ Мцыри.
Приз за «Лучшую женскую роль» получила актриса Русского драматического театра Екатерина Апполонова, сыгравшая Соню в пьесе «Дядя Ваня», поставленной режиссером из Санкт-Петербурга Олегом Куликовым. В Русский драматический театр ушло еще две награды за спектакль «Дядя Ваня»: заслуженный артист Чувашии Вадим Валов получил диплом в номинации «Лучшая роль второго плана» за роль профессора Серебрякова, а заслуженная артистка Чувашии Вера Боровкова удостоилась специального диплома жюри за оригинальную трактовку образа Марии Васильевны.
«Лучшим спектаклем для детей» объявлена новогодняя сказка «В поисках Большой Медведицы» Чувашского академического драматического театра имени Константина Иванова в постановке Алексея Герасимова.
Номинация за «Лучшее музыкальное оформление спектакля» досталась Чувашскому театру кукол за постановку Светланы Дорожко «Шекспир. Сонеты». Награда ушла композитору из Санкт-Петербурга Татьяне Алешиной.
Приз за «Лучшую сценографию» вручили спектаклю Чувашского экспериментального театра драмы «Сашка» – художник Булат Ибрагимов (Казань). Режиссер постановки Андрей Аверин, получая награду, отметил также художника по свету Ильшата Саяхова. Спектакль «Сашка» был также отмечен специального диплома жюри за лучший эпизод, сыгранный артистами Глебом Карзановым и Иваном Суховым.
Обладателем специального диплома стал заслуженный артист Чувашии Николай Сергеев – за создание образа ветерана Великой Отечественной войны в спектакле «Аманнă шăпа» (Израненная судьба) Чувашского академического драмтеатра в постановке режиссера Бориса Манджиева.
Специальный диплом жюри единогласно присудило актерскому ансамблю спектакля «Каштанка» Чувашского экспериментального театра драмы в постановке Евгения Евграфова.
Молодой артист Станислав Мишин был отмечен специальным дипломом жюри за роли в спектаклях Русского драмтеатра «Дядя Ваня» и «В стране невыученных уроков». Кроме того, актеру вручили специальную стипендию для представителей молодежи и студентов «За особую творческую устремленность».
Специальным дипломом жюри награждена юная актриса Елизавета Казначеева за яркий дебют в главной роли в спектакле «В поисках Большой Медведицы» Чувашского государственного академического драматического театра им. К.И. Иванова.
О СПЕКТАКЛЯХ – КОНКУРСАНТАХ
«ДЯДЯ ВАНЯ» – Чувашский русский драматический театр
Спектакль режиссера Олега Куликова полон символизма и таинственных посланий внимательному зрителю. С задника сцены на своих героев иронично поглядывает очень живой портрет Антона Павловича Чехова. Уж сколько постановок по его произведениям гуляет по миру, наверное, сотни тысяч, и в каждую версию режиссеры, художники и артисты привносят что-то свое. Антону Павловичу не жалко – к талантливой молодежи он относился хорошо, хотя, в принципе, людей недолюбливал, особенно женщин.
Ни разу еще «Дяди Вани» не видели светлячков, а вот Русском драмтеатре они есть, и Соня (Екатерина Апполонова) бережно собирает их в банку – выходит «небо в алмазах». Потом этими светлячками воспользуется Елена Андреевна (Оксана Ананьева) для поиска ключей, заброшенных капризным профессором Серебряковым (Вадим Валов). Вадим Валов, виртуозно владея актерской техникой, лепит своего профессора, создавая колоритный образ большого дитятки, требующего круглосуточного внимания. Его Серебряков смешон и несчастен, делает нестерпимо несчастными окружающих. У «знаменитости» ни славы, ни денег, ничего толком, но в доме Войницких все вынуждены бросить свои дела и заниматься «мнимым больным». Лишь кокетливо бодрящаяся, манерная Мария Васильевна (Вера Боровкова) восторженно трепещет перед бывшим зятем. Они, плюс-минус, ровесники, и трепет ее, скорее, любовный.
В пьесе, как водится у Чехова – ни одной взаимной любви, но Дядя Ваня (Владимир Савельев) в спектакле Олега Куликова, пожалуй, несчастней всех. Упущенная когда-то в молодости возможность жениться на Елене Андреевне, ненависть к ее мужу профессору, отсутствие друзей (собутыльники не в счет), никаких перспектив – погружает его в депрессивно-нервное, взведенное состояние, словно он мысленно держит руку на курке. Естественно, «ружье» когда-то должно выстрелить. Дядя Ваня принаряжен, по случаю гостей, в светлый костюм в ожидании, вероятно, праздника, который не случится.
Доктор Астров (Сергей Куклин), кстати, тоже одет в безупречно светлый костюм, хотя круглосуточно мотается по грязному захолустью, навещая больных. Встретив редкую птицу в этих краях – Елену Андреевну (Оксана Ананьева), доктор в надежде зависает в доме Войницких. Елена, безусловно, привлекательная женщина, но в этой постановке – почти бесплотный ангел, так что увлеченным мужчинам ничего не остается, как спиваться от безысходности. Елена же добровольно приговорила себя к пожизненному заключению возле профессора, взвалила на себя крест и тщетно пытается веровать, но так искренне, как у Сони, у мачехи не получается. Кстати, спасибо режиссеру за выразительную сцену, где Соня с Еленой, помирившись на почве интереса к доктору, прыгают по-девчачьи на одной ножке, и обе почти счастливы.
Есть еще один почти счастливый персонаж, придуманный (или взятый из другой пьесы) режиссером – молодая девушка в роли Няни Марины (Татьяна Борисова). В силу возраста, ее отношения с доктором выглядят довольно двусмысленно, ибо чеховская нянька – «божий одуванчик». Марина заботлива и внимательна к Астрову больше, чем к другим. Коснувшись лица бреющегося доктора, она пытается в ладони сохранить на память отпечаток любимого. Подобной «репликой» режиссер закольцует финал, когда Елена Андреевна на прощание унесет в высоко поднятой руке свое нежное прикосновение к щеке Астрова.
Также из другой пьесы явился Работник (Станислав Мишин), по виду – Яша из «Вишневого сада», но он такой забавный, что только добавляет свежести постановке. Запомнился также артист Сергей Иовлев в роли обедневшего помещика Телегина. Этот трогательный беззащитный «Вафля» напомнил несчастную одинокую Шарлотту Ивановну из того же «Вишневого сада», пытающуюся всех развлекать, отрабатывая свой хлеб. Не знаю, ставил ли Олег Куликов «Вишневый сад», но, кажется, пьеса уже наполовину им освоена – во втором действии на сцене появляется игрушечный дом Раневской, окруженный цветущими вишневыми деревьями.
За неожиданные детали и яркие актерские работы можно простить режиссеру даже появление на сцене двух пластиковых чемоданов, будто чета Серебряковых отправляется не на вокзал, а в аэропорт. Это притом, что вся сценография спектакля вполне себе классическая – с усадебной мебелью, самоваром, буфетом и даже расставленными повсюду курами, настойчиво напоминающими о том, что речь идет о «сценах из деревенской жизни».
«ПРИКЛЮЧЕНИЯ В СТРАНЕ НЕВЫУЧЕННЫХ УРОКОВ» – Чувашский русский драматический театр
Режиссер-постановщик – Николай Навроцкий поставил спектакль по мотивам знаменитой книги советской писательницы Лии Гераскиной. Получилось ярко (художники-постановщики Елена Чиркова и Иван Мальгин, свет – Андрей Пермяков), весело, пластично (хореограф Ирина Гаврилова) и очень музыкально (репетитор по вокалу – Александра Осташенкова, звук – Андрей Сорокин).
Удачным выбором на главную роль – двоечника Вити Перестукина стал артист Станислав Мишин. Мишин настолько органичен и обаятелен в роли расхлябанного лентяя, что вызывает у зрителей большую симпатию. Получается не слишком педагогично. Можно понять раздражение Мамы (Татьяна Борисова), теряющей терпение, ибо этого «недоросля» невозможно заставить учиться, но, с другой стороны, эта мама так агрессивна и непоследовательна, так утомительно криклива, что не только дети в зале – на стороне отпетого двоечника Перестукина.
Когда же на сцену выходят истерзанные Витей Учебники (Владислав Савельев, Иван Сухов, Екатерина Апполонова) – справедливый баланс тут же восстанавливается: учебникам действительно есть, за что обижаться на мальчика и есть, за что его наказывать. Придется Вите и Коту (Георгий Ермолаев) исправлять ошибки и учиться получать и ценить знания, которые иногда могут даже спасти жизнь.
На спектакле весело не только юным зрителям, но и родителям, в том числе, папам, приведшим своих юных отпрысков в театр. Они с удовольствием вспоминают собственное детство, радуются знакомым персонажам из популярного советского мультфильма и любуются колоритной «плотоядной» коровой (Татьяна Борисова).
«СУПЕРЗАЯЦ И БРАКОНЬЕРЫ» – Чувашский ТЮЗ им. М. Сеспеля
Спектакль в редком пока еще на театральных подмостках жанре – ЭКОСКАЗКА поставил режиссер Дмитрий Петров. Сказка посвящена Году экологии в Чувашии (премьера 2024г.), постановка нацелена на воспитание юного поколения в заботе, любви и бережном отношении к окружающей среде.
Спектакль оформлен (художник-постановщик Лариса Комиссарова) в стиле популярной видеоигры Minecraft, знакомой большинству современных детей, моментально считывающих знакомые картинки, так что чувашский ТЮЗ держит руку на пульсе времени. Визуализировать спектакль режиссеру и художнику помог ИИ (искусственный интеллект) – очень красивое видео.
Сюжет (по пьесе Ивана Чернышова ) простой: в тихом очаровательном лесу появились браконьеры, которые несут Природе смерть и разрушение. На защиту леса и мирной жизни встают Хранительница природы (Альбина Агеева) и Суперзаяц (Никита Чукмарев). После смешных злоключений опасные браконьеры (Анатолий Анисимов и Юрий Торговцев) перевоспитываются в любителей природы.
Веселая яркая музыкальная история (композитор Лолита Чекушкина, хореограф Андрей Петров) очень нравится юным зрителям. Хранительница Природы по лесу ходит с селфи-палкой, прививая подписчикам своего блога активную позицию защитников леса. Именно она уговаривает Зайца Куцехвостовича Косого стать Суперзайцем, после чего у них все получается легко и красиво (художник по свету Александр Щукин).
«КАШТАНКА» – Чувашский экспериментальный театр драмы
Режиссер – постановщик спектакля Евгений Евграфов собрал прекрасную команду. Художник-постановщик Елена Окилова выстроила в камерном пространстве экспериментального театра некое подобие цирковой арены, где «музыканты» Дарья Барышникова и Лидия Кузнецова) занимают верхние площадки, а основное действие разворачивается прямо на глазах почтенной публики. Музыканты ведут свой рассказ, одновременно аккомпанируя авторскому тексту, иллюстрируя его видео-картинками песочной анимации. Главная героиня спектакля Каштанка (Дарья Мурзакова) – подвижная неунывающая собачка неизвестной породы.
Удивительно, как легко режиссер и художник обошлись без звериных шкур и приделанных хвостов. У Каштанки – милый коричневый костюмчик с перелиной, у Гуся (Савелий Виноградов) – белый камзол, у Кота (Глеб Карзанов) – черное мягкое трико, у Свиньи (Екатерина Баканова) – несколько розовых деталей в одежде, плюс, конечно, у всех – выразительный грим одним-двумя штрихами. Воображение зрителей послушно уносится навстречу актерскому перевоплощению.
Каштанка привыкла делить человечество на хозяев, которые, хоть и бьют, но все же родные, и на всех остальных. Потеряв из виду Столяра (Андрей Орлов), растерянная, продрогшая , голодная она уже была готова «застрелиться», но повстречала доброго Циркача (Евгений Ефграфов). Добрый человек привел смешную собачку в свой дом, познакомил с новыми друзьями, накормил, отогрел. Заметив ее способности, сделал ей отдельный цирковой номер.
Несмотря на новую прекрасную жизнь, Каштанка, не задумываясь, бросилась на первый зов Столяра, случайно оказавшегося на представлении.
В спектакле много остроумных режиссерских ходов, забавных и трогательных мизансцен. Лихо придуман цирковой трюк с «египетской пирамидой», когда Свинья одним касанием поднимает шест с повисшими на нем Котом и Гусем.
Пронзительная сцена кончины Гуся заставила некоторых зрителей достать носовые платки.
Спектакль «Каштанка» можно смело рекомендовать для семейного просмотра.
«ВИННИ – ПУХ» – Чувашский государственный театр кукол
Спектакль для самых маленьких зрителей режиссера Юрия Филиппова оформлен художником Евгенией Лашмановой. На сцене – пестрый цирк Шапито с разноцветными шариками и флажками. Артисты: Алевтина Тимофеева, Юлия Мельник, Илья Ежеев, Владимир Ананьев, Лариса Антонова самозабвенно играют в куклы, одушевляя персонажи одной из самых знаменитых в мире детских книг.
Некоторые дети в зале во время представления снимали начало спектакля на камеры своих телефонов, но никто из работников театра не делал им замечания, что мне пришлось по душе. В самом деле, они никому не мешали, а немножко видео на память, для родителей и друзей может даже сослужить добрую службу в виде бесплатной рекламы.
Самыми милыми в спектакле были Пятачок (Алевтина Тимофеева), Кенга и Ослик (Юлия Мельник). Находчиво придумана сцена с купанием Пятачка (вместо Крошки Ру) с мыльными пузырями. Здорово устроен домик Кролика: когда Винни с Пятачком залезают внутрь, тележка разворачивается, игрушки превращаются в плоские тростевые куклы, а происходящее в гостях у Кролика подсвечивается волшебным фонарем.
В постановке много новых песен (композитор Андрей Галкин) на замечательные стихи Бориса Заходера.
«САШКА» – Чувашский экспериментальный театр драмы
Честная повесть Вячеслава Кондратьева, прошедшего Великую Отечественную войну, принимавшего личное участие в одном из самых тяжелых боев – под Ржевом, не зря привлекла внимание молодого режиссера Андрея Аверина. Получилась пронзительная современная и своевременная постановка о молодых ребятах в исполнении их ровесников для столь же молодых зрителейВоенную жизнь в мирное время невозможно представить – она трагичней и ужасней самых страшных снов. Человеку гражданскому немыслимо поверить в то, что творится на войне. Все предположения обрушиваются в тот самый момент, как он оказывается в эпицентре событий. Режиссером точно решена завязка: новобранец Сашка (Иван Сухов), только что призванный в действующую армию, замер, ошеломленный буднями военной службы. Он все еще держит в руке повестку, а ему уже вручают форму, каску, рядом грохочет канонада, кто-то падает подстреленный, раненых и убитых уносят с поля боя – растет гора пустых солдатских сапог.
На крохотной сцене художник-постановщик Булат Ибрагимов сумел выстроить бескрайнюю декорацию с помощью простых деревянных досок. По вздыбленным дорогам этих «наскоро сколоченных» бесконечных деревянных щитов шагают, бегут, ползут, передвигаются бойцы и гражданские. Это броуновское движение выстроено очень четко. На заднем плане – стена с узкими бойницами – прорезями, из которых бьет в глаза то кроваво - красный, то мертвенно - голубой свет (художник по свету Ильшат Саяхов). Оформление спектакля дополнено эффектным видео (дождь, снег, листопад) шум дождя, шуршание листьев, грохот канонады придают дополнительный объем мизансценам, усиливая их достоверность.
Не сразу молодой боец сознает беспощадность страшной военной мясорубки, перемалывающей характеры и судьбы. Вместе с Сашкой зрители переживают крещение огнем и смерть однополчан. Взятие в плен молодого немца (Глеб Карзанов) ставит Сашку перед мучительным выбором: врага ведь надо уничтожить, только парень этот – такой же пацан, его тоже дома ждет девушка, и он совсем не готов умирать. Немец – не фашист, а простой солдат, и в армию, может, пошел не собственной воле – ему тоже страшно на войне и больно видеть смерть. Прикуривая сигарету, он шепчет про себя молитвы и дрожит не от трусости, а от горячего желания молодости – жить, любить, дружить...
Эта сцена невероятно важна: она вызывает щемящее чувство сострадания, воспитывая милосердие. Даже Комбат (Евгений Евграфов), сурово приказывающий застрелить немца, по законам военного времени был вправе расстрелять обоих: немца и своего бойца, не подчинившегося приказу, в решающую минуту вдруг вспоминает родной дом, погибших ребят, и прощает юного Сашку, не сумевшего убить безоружного человека. Благодаря таким комбатам, на войне люди оставались людьми.
Герои спектакля – обычные парни и девчонки, которые могут ошибаться, влюбляться, ссориться, а Смерть (Дарья Мурзакова) неотступно следует за ними, и от этого все становится пронзительней. Сашке, в отличие от товарищей, повезло: он получил легкое ранение в плечо – с такой раной можно хоть на свидание.
Красиво выстроена сцена романтического свидания Сашки с медсестрой Зиной (Анастасия Селянкина): влюбленная пара, болтая ногами, сидя на мостике, любуется лунным отражением в покачивающейся воде.
В спектакле много ярких мизансцен, например, таких, как трагическая сцена гибели жизнерадостного солдата Жоры (Владимир Буров), или трагикомическая – в госпитале с Безруким (Александр Володин).
В постановке занято всего одиннадцать артистов (в том числе, из труппы Русского драматического театра), а персонажей на сцене – несчетное количество: советские и немецкие солдаты, работники медсанчасти, беженцы, жители окрестных деревень.
В финале постаревший Сашка (артисту Ивану Сухову не приходится гримироваться – он на глазах превращается в согбенного немощного старика) печально стоит у Ржевского мемориала, где на фоне величественного памятника Советскому солдату бегут нескончаемой строкой фамилии и имена погибших в Великой Отечественной войне. Зал поднимается в едином порыве.
«ИЗРАНЕННАЯ СУДЬБА» – Чувашский государственный академический драматический театр
Спектакль Бориса Манджиева, поставленный по пьесе башкирского писателя – фронтовика Нажиба Асанбаева, посвящен горькому анализу острой несправедливости и жестокости во время войны. Речь о том, что некоторые участники боев не выдерживали испытаний и, обладая некоторой властью, пытались строить карьеру за счет других – тех, кто, не щадя себя, совершал подвиги, отдавая жизнь и здоровье за нашу Победу.
Главный герой спектакля Алман Чувашов (Николай Сергеев), спустя много лет после войны, в День победы поминает своих боевых товарищей, не доживших до мирного времени. Ветеран расставляет по пустым ящикам граненые стаканы, разливает из фляжки спирт, обращаясь по имени к каждому, с кем бы сейчас хотел встретиться, поговорить, вспомнить, что они тогда пережили, оправдаться, объяснить, кто виноват в трагедии, случившейся в результате его необдуманного поступка.
В воспоминаниях оживают события военных лет, и ветеран снова и снова вспоминает себя (молодой Алман – Александр Демидов) среди однополчан, и, терзаясь муками совести, не может простить себе той наивности, которой воспользовался подлый сотрудник СМЕРШа, объявив трусом настоящего героя – храброго бойца Журбу (Алексей Герасимов).
Горький спектакль о том, что несправедливость иногда сильней правды, и о том, что совесть не позволяет времени залечить душевные раны.
«МЦЫРИ» – Чувашский театр юного зрителя
Режиссер-постановщик Сергей Бурлаченко и режиссер по пластике Менгилен Сат театрализовали знаменитую поэму Михаила Лермонтова, создав художественный образ одного из самых сложных произведений русской классической литературы.
Небольшая сцена ТЮЗа освоена художником Марией Шуплецовой до последнего сантиметра. В центр помещен круглый светящийся подиум, окруженный графическим силуэтом металлических арок с полотнами икон – действие происходит в монашеской обители, куда неизвестный мужчина принес умирающего мальчика. Мальчика, безжизненно свесившего худые ноги, изображает кукла, но вскоре исцеленный Старцем (Дмитрий Михайлов) бойкий паренек носится по всему пространству, не зная, куда девать невероятную энергию, увлекая за собой монахов (Никита Бондаренко, Александр Захаров, Никита Чукмарев). Мальчика окрестили именем Мцыри, что значит – «пришелец», «чужеземец», и неудержимый этот Мцыри (Николай Миронов) подобен четырем природным стихиям: он быстр как ветер, текуч как вода, тверд как земля, горяч как огонь. Мощная энергетика главного героя завораживает зал. Шутя, он увлекает за собой все, что движется, ему повинуются люди, животные и неодушевленные предметы. Мцыри – дитя свободы, его вольный дух томится в стенах монастыря, и он покидает обитель, стремясь найти родных.
Пластическое решение поэмы невероятно красиво. Вокруг мятущегося Мцыри плавно скользят с кувшинами грузинские девушки (Надежда Полячихина, Екатерина Чекушкина, Мария Благушина), олицетворяя Любовь. Впечатляет сцена сражения с Барсом (Александр Захаров).
Тонкие металлические арки закруживают Мцыри непроходимым «зубчатым» лесом. Исполнителю главной роли Николаю Миронову приходится не только взлетать, покоряя неустойчивые металлоконструкции на колесиках, совершая почти балетные па, но и проговаривать сложнейший поэтический текст.
Зрительный зал, затаив дыхание, внимает стихам Лермонтова, неотрывно следя за стремительным действием. После этого спектакля не сомневаюсь, что школьники легко одолеют сложный текст, перебирая в памяти сцены из жизни непокорного Мцыри.
«В ПОИСКАХ БОЛЬШОЙ МЕДВЕДИЦЫ» – Чувашский государственный академический драматический театр
Режиссер Алексей Герасимов поставил симпатичную новогоднюю сказку по рассказу популярной детской писательницы Холли Вебб (инсценировка Дмитрия Миронова) «Покатай меня, медведица». Художник Мария Шуплецова дала волю фантазии: придумала настоящее снежное царство с ледниками, северным сиянием, злыми волками и снежным иглу.
Девочка Сара (Елизавета Казначеева) живет на Севере со своим Дедом (Николай Котеев) – хранителем Маяка, нетерпеливо ожидая новогоднего праздника и приезда родителей. Живая веселая девочка часто поглядывает на море, любуясь китами, пытаясь высмотреть вдали папу с мамой. Как же сильно горюет Сару после известия, что дорогу к маяку завалило, и никто к ним с дедом не доедет.
Снег в сказке – тот редкий в театре случай, когда беспрерывно падающие белые хлопья действительно необходимы, к тому же снег не сыпется на героев обрезками белой бумаги или бутафорскими блестками, а падает мягко и бесшумно (в онлайн режиме), создавая полное впечатление вечной зимы.
Под рассказ разговорчивого Деда о его знакомстве с белым медведем, Сара, засыпая, попадает в сказку, где встречает настоящих друзей. Обаятельный медвежонок Пакки (Кристина Иванова) и смелый мальчик Алайнак (Алексей Герасимов) вместе со своей Бабушкой (Александра Зайцева) помогают Саре успешно пройти испытания холодом, голодом, спастись от агрессивных хищников.
Изобретательно придуманы костюмы – маски трех страшных Волков (Алексей Степанов, Александр Демидов, Василий Иванов) с горящими кровавыми глазами, пугающих не только на героев сказки, но и на маленьких зрителей в зале, переживающих за отважную девочку.
Сказка красивая и добрая, страшная и смешная одновременно. Один из волков, например, облизываясь при виде детенышей (человеческого и медвежьего), вспоминает, как какие-то туристы на полянке вкушали улиток и лягушек, называя их неведомым словом «деликатес». Волк этих туристов с удовольствием съел (ему было очень вкусно), а лягушек даже пробовать не стал.
Внятная режиссура, убедительные актерские работы, хороший текст и светлый финал сделали сказку настоящим подарком не только на Новый год, но и просто для семейного выхода в театр.
«СОНЕТЫ ШЕКСПИРА» – Чувашский государственный театр кукол
Новая постановка театра кукол адресована, прежде всего, молодёжной аудитории. Сонеты Великого барда не столь популярны на театральных подмостках, как его пьесы, но не менее увлекательны, тем более, что известна версия автобиографичности сонетов.
У режиссёра Светланы Дорожко главным героем спектакля является сам Шекспир. Исследуя загадки и легенды вокруг самого знаменитого в мире автора, Светлана Дорожко придумала интересный ход, начав действие с конца: скелет Шескира, восседая на деревянном троне, величественно всматриваясь в даль, а затем перед глазами зрителей проходит обратным счетом история его жизни: Шекспир (старость) – Владимир Ананьев, Шекспир (зрелость) – Петр Петров, Шекспир (юность) – Николай Соколов.
Сонеты воспевают страсти разных периодов жизни Поэта. Артисты и куклы в живописных костюмах (художник Светлана Рыбина), иллюстрируют вроде бы хорошо всеми изученный, но все еще хранящий множество тайн мир Театра Шекспира, сочинившего самый популярный афоризм: «Весь мир – театр…».
Композитор Татьяна Алёшина, хореограф Ольга Зайцева и художник по свету Андрей Олейник погружают зрителя в историческую атмосферу, при этом сохраняя тот необходимый современный настрой, благодаря которому любые четырнадцать строк любого сонета воспринимаются глубже и значительней.
В финале спектакля на сцену выходит Шекспир – ребёнок, играющий с куклами Ромео и Джульетты. Жизнь – Театр, и она продолжается!
В спектакле заняты артисты Юлия Мельник, Владимир Ананьев, Артём Барабанов, Роман Григорьев, Пётр Петров, Елизавета Руденская и Эльвира Соколова. Чувашский театр кукол завоевал награду в номинации «Лучшее музыкальное оформление спектакля «Шекспир. Сонеты»!
«Узорчатый занавес» представил яркую пеструю талантливую театральную жизнь Чувашии, которой республика может смело гордиться.