Вечер, посвященный 100-летию Виктора Драгунского, организованный детьми писателя Ксенией и Денисом Драгунскими, состоялся в Театре Киноактера 12 декабря 2013 года.

В фойе можно было бы долго рассматривать чудесные старые фотографии, но зал быстро наполнялся, нужно было занимать места. И вот экран на сцене ожил: документальные кадры с живым и горячо любимым с раннего детства писателем, читающим «Денискины рассказы» юным пионерам, смеющимся свежепридуманной шутке, обнимающим своего Дениску… Ве­ду­щие ве­че­ра Ксе­ния Ал­фе­ро­ва и Егор Бе­ро­ев вышли на сцену после бли­ста­тель­но­го ис­пол­не­ния «Миш­кой» и «Де­нис­кой», ребятами из дет­ско­го те­ат­ра «Ост­ро­вок», рас­ска­за «Папа у Васи силен в ма­те­ма­ти­ке» и при­гла­си­ли к мик­ро­фо­ну хо­зя­ев зала - ак­те­ров Те­ат­ра Ки­но­ак­те­ра, в ко­то­ром с 1946-го года слу­жил и Вик­тор Дра­гун­ский. Ра­бо­тая ак­те­ром, Дра­гун­ский раз­вер­нул ак­тив­ную де­я­тель­ность, ор­га­ни­зо­вав па­ро­дий­ный кол­лек­тив «Синяя птич­ка», ко­то­рый тут же за­во­е­вал лю­бовь и по­пу­ляр­ность всей мос­ков­ской бо­ге­мы.

Неза­дей­ство­ван­ные в спек­так­лях ак­те­ры с удо­воль­стви­ем участ­во­ва­ли в ка­пуст­ни­ках Дра­гун­ско­го. «Наш театр – самый луч­ший! – гордо за­яви­ла одна из ста­рей­ших ак­трис те­ат­ра, выйдя на сцену и при­жи­мая к бле­стя­щей груди пыш­ный букет цве­тов, - Здесь ни­ко­го не уволь­ня­ют, вот и Дра­гун­ский… до сих пор чис­лит­ся!». И она по­бед­но по­смот­ре­ла в ряды, где си­де­ли при­гла­шен­ные члены СТД. После чего, вру­чив цветы Ксе­нии Дра­гун­ской, три­ум­фаль­но уда­ли­лась.

Дра­ма­тург Лео­нид Зорин, ко­то­ро­му в сле­ду­ю­щем году ис­пол­нит­ся 90 лет, за­ме­тил, что сто­лет­ние даты на его веку от­ме­ча­ли Пуш­ки­ну, Лер­мон­то­ву и про­чим клас­си­кам, сле­до­ва­тель­но, Дра­гун­ский в их ко­ман­де, тем более, что книги его также, как и у клас­си­ков, ак­ту­аль­ны, несмот­ря на воз­раст. «Для меня его книги срод­ни твор­че­ству Марка Твена. Вик­тор Дра­гун­ский пре­крас­но по­ни­мал дет­скую душу, умел го­во­рить с детьми без сю­сю­ка­нья, на рав­ных. Солн­це, ко­то­рое сияет в его кни­гах, про­длит им жизнь».

Од­на­ж­ды (из вы­ступ­ле­ни­ядав­не­го друга пи­са­те­ля и ил­лю­стра­то­ра его кни­жек Вик­то­ра Чи­жи­ко­ва) Дра­гун­ский по­те­рял голос и так ис­пу­гал­ся, что при­нял­ся сроч­но осва­и­вать новую про­фес­сию - пи­сать дет­ские рас­ска­зы. Голос к нему вско­ре вер­нул­ся, но про­фес­сию он в ре­зуль­та­те сме­нил. А еще ху­дож­ник рас­ска­зал за­бав­ный слу­чай с го­ло­вой пи­са­те­ля. Ее в на­ту­раль­ную ве­ли­чи­ну из па­пье-ма­ше со­ору­ди­ли при­я­те­ли-ху­дож­ни­ки в по­да­рок к пя­ти­де­ся­ти­ле­тию. Юби­ляр, страш­но об­ра­до­вав­шись, за­явил: «Одна го­ло­ва хо­ро­шо, а две лучше», - по­ста­вил на ра­бо­чий стол и от­ныне писал, со­ве­ту­ясь с ней по раз­ным во­про­сам. Жена все время но­ро­ви­ла убрать ее по­даль­ше в шкаф, пу­га­ясь жут­кой схо­же­сти, но Дра­гун­ский, со­би­ра­ясь тво­рить, неиз­мен­но воз­вра­щал го­ло­ву на стол.

Вик­тор Шен­де­ро­вич, выйдя на сцену, по­де­лил­ся сво­и­ми раз­мыш­ле­ни­я­ми: читая в дет­стве «Де­воч­ку на шаре», невоз­мож­но по­стичь глу­бо­ко спря­тан­ную в этом про­из­ве­де­нии груст­ную муд­рость, и по­нять это уда­ет­ся, толь­ко дожив до воз­рас­та Де­ни­с­ки­но­го папы. «У каж­до­го по­ко­ле­ния свои коды: мы в юно­сти ци­ти­ро­ва­ли на­пе­ре­бой «Две­на­дцать сту­льев», «Ма­сте­ра и Мар­га­ри­ту», узна­вая по этим зна­ко­вым фра­зам своих. В ком­па­нии моей до­че­ри, на­при­мер, уже ци­ти­ро­ва­ли Тол­ки­е­на, а я там чув­ство­вал себя чужим. Так вот, «Де­нис­ки­ны рас­ска­зы», мне ка­жет­ся, оста­лись та­ки­ми об­щи­ми ма­яч­ка­ми, неким об­ще­рос­сий­ским кодом: пока новые по­ко­ле­ния будут про­дол­жать их чи­тать, мы смо­жем по­ни­мать друг друга…».

Ген­на­дий Ха­за­нов в ви­део­об­ра­ще­нии по­се­то­вал, что вся слава филь­ма «Вол­шеб­ная сила ис­кус­ства» до­ста­лась лишь Ар­ка­дию Рай­ки­ну, тогда как про ав­то­ра сце­на­рия Вик­то­ра Дра­гун­ско­го как-то за­бы­ли. «Та­ко­ва судь­ба пи­са­те­лей», - вздох­нул ар­тист по ту сто­ро­ну экра­на.

На юби­лей­ном ве­че­ре зву­ча­ли рас­ска­зы Дра­гун­ско­го в ис­пол­не­нии Марии Го­луб­ки­ной, Алек­сандра Фи­лип­пен­ко, Ильи Ильи­на. Ев­ге­ния Дон­ская вы­нес­ла зна­ме­ни­тую куклу Ан­дрю­шу, с ко­то­рым вы­хо­ди­ло несколь­ко по­ко­ле­ний семьи Дон­ских. Ре­при­зы им писал Вик­тор Юзе­фо­вич. Вла­ди­мир Виш­нев­ский вышел с соб­ствен­ны­ми бес­смерт­ны­ми строч­ка­ми, ар­ти­сты шоу ли­ли­пу­тов «Лилу» устро­и­ли цирк.

Потом Ксе­ния Дра­гун­ская про­чи­та­ла смеш­ное и тро­га­тель­ное пись­мо, ко­то­рое не так давно один маль­чик на­пи­сал Де­нис­ке Ко­раб­ле­ву, а актер Алек­сей Баг­да­са­ров ис­пол­нил рас­сказ са­мо­го Де­нис­ки, давно вы­рос­ше­го в из­вест­но­го по­ли­то­ло­га, бло­ге­ра и взрос­ло­го пи­са­те­ля Де­ни­са Вик­то­ро­ви­ча Дра­гун­ско­го.

В за­клю­че­ние ве­ду­щие Егор Бе­ро­ев и Ксе­ния Ал­фе­ро­ва за­чи­та­ли по­сла­ние от Пред­се­да­те­ля СТД Алек­сандра Ка­ля­ги­на: «Может быть, я не прав, но для меня су­ще­ству­ют толь­ко два дет­ских пи­са­те­ля: Кор­ней Чу­ков­ский и Вик­тор Дра­гун­ский. На­вер­ное, есть и дру­гие за­ме­ча­тель­ные дет­ские ав­то­ры, но в моем дет­стве были толь­ко они, самые лю­би­мые и род­ные. И до сих пор, я помню (воз­мож­но, не каж­дое слово, но точно помню) свое ощу­ще­ние сча­стья, когда сна­ча­ла мама, а потом я сам читал «Де­нис­ки­ны рас­ска­зы» Не со­мне­ва­юсь, что прой­дет не одно де­ся­ти­ле­тие, а Вик­то­ра Дра­гун­ско­го по-преж­не­му будут чи­тать дети, а если это так, то мы можем быть спо­кой­ны, они вы­рас­тут доб­ры­ми и ум­ны­ми…».

Сме­ня­ют­ся по­ко­ле­ния, «Мишки» и «Де­нис­ки» вы­рас­та­ют из кни­жек Дра­гун­ско­го, потом чи­та­ют их своим детям и вну­кам, при­ви­ва­ют хо­ро­ший вкус, а потом при­во­дят в те­ат­ры на хо­ро­шие спек­так­ли, жизнь про­дол­жа­ет­ся, спа­си­бо Вик­тор Юзе­фо­вич!