http://www.strast10.ru/files/imagecache/gallery/11_102.jpg
Еще у него была редкая кротость. Когда мы сидели с ним в Германии, он все про себя уже понимал, но держался и шутил...
Пока есть люди, которые нас видели и знают, это - память... давайте помнить».
Людмила Стефановна Петрушевская, автор знаменитой пьесы «Чинзано»: «Я видела этот спектакль сто пятьдесят раз, мы ездили с ним в разные страны, и для меня ничего нет прекраснее того времени. Американцы и немцы не понимали, о чем спектакль, но залы всегда были полны. Какие были счастливые времена! У меня старший сын был их возраста (в спектакле были заняты Роман Козак, Александр Феклистов, Игорь Золотовицкий), я радовалась им, как мама, называла их «братцами» и крестила перед каждым выходом на сцену. У каждого театра есть свои звездные моменты, тогда был невероятный драйв, когда зрители уходили после спектакля вздрюченные. Какая же была энергетика, боже правый! Как Рома пел «Мочалкин блюз», можно было сойти с ума!
http://www.strast10.ru/files/imagecache/optimize/files/12_92.jpg
Никто в мире больше не увидит, как гениально он поставил вторую часть «Чинзано» в Кракове. Зал ревел от восторга...».
Анатолий Миронович Смелянский вспоминал, как каждое лето они проводили вместе за океаном, где Рома преподавал в Гарвардском университете. Когда разнеслась печальная весть, произошло удивительное - весь американский курс приехал в Москву почтить память человека, за короткое время сумевшего привить им ген любви к русскому театру. «Преподавательская, актерская профессии - неблагодарные. Он сделал много, но не имел никакого по-настоящему художественного отклика. Он поставил целый ряд очень важных спектаклей, но пресса... знаете, есть такая профессия, ее носители легко могут ударить, подколоть...».
http://www.strast10.ru/files/imagecache/optimize/files/13_87.jpg
Половина присутствующих в Гостиной ЦДА были учениками Козака, свой последний курс он вел до последнего дня, до последнего часа, им оставалось учиться еще год. Сегодня этот курс выпустили друзья и коллеги Романа. Выпускники все уже распределились в московские театры, так что их любимый педагог был бы доволен.
Борис Николаевич Любимов родился в тот же день, что и Роман Козак, только раньше на десять лет. «За тридцать лет знакомства с ним, я ни разу не слышал от него ни одного злого слова. Я называл его «последним романтиком», хотя быть руководителем курса, главным режиссером театра - на одном романтизме это не заквасишь. В нем была какая-то житейская прочность, наблюдательность, и над всем этим - Ромина улыбка, Ромины доброжелательность и романтизм. За тот короткий срок, что ему был отпущен, он сделал удивительно много!»
Юрий Иванович Еремин горько напомнил всем: «От нас ушел очень молодой человек. Для режиссера этот возраст - ничто! Некоторые в это время только начинают набирать вес. Его спектакль «Академия смеха» - потрясающая режиссерская проработка с артистами. Его спектакли - глубочайшие и удивительные, и у него редкий для режиссера характер: одна сплошная доброжелательность. И еще он - изумительный артист, светлый, мужественный, цельный человек. Его уход - огромная утрата для всех, кто знал его, видел...».
Иван Ургант пожалел, что судьба не подарила ему больше времени для общения с Мастером, и вспомнил о прекрасном дне премьеры спектакля «Бешеные деньги» в Театре им. А.С.Пушкина, когда никто и предположить не мог, глядя на веселого, улыбающегося и сильно волнующегося Романа Ефимовича, что жить ему оставалось всего несколько дней.
Константину Райкину говорить в этот вечер было очень трудно.
http://www.strast10.ru/files/imagecache/optimize/files/14_78.jpg
Роман Козак стал для него последним допущенным в круг близких друзей, который с возрастом становится все уже. Объединила их работа над спектаклем «Косметика врага». По мере общения оказалось так много совпадений в судьбах, во взглядах на жизнь и в характерах, что было удивительно, как они раньше не пересеклись. «Компания, которая его окружала, это лучшие люди нашего поколения, золотая компания. Он был среди лидеров. Он всем занимался с яростной, личной включенностью. Его педагогический опыт был очень результативным, при этом он сам был верным учеником Олега Николаевича Ефремова и Аллы Борисовны Покровской. Он младше меня, но я считаю себя его учеником, настолько он был важным и значимым для меня. Мне ужасно его не хватает, я по нему скучаю...».
Михаил Ширвиндт определил тот вектор, который объединил людей, собравшихся в зале: это - дружба. «Его профессиональное умение дружить парализовало меня сорок лет назад. Я всегда с ним очень близко общался и в последнее время особенно. Я видел, как он боролся до последнего, его очень грела работа...». Затем Михаил Ширвиндт рассказал о книге, посвященной Роману Козаку, ее пишут друзья и ученики, и работа над ней идет тяжело.
http://www.strast10.ru/files/imagecache/optimize/files/16_65.jpg
Но, чтобы не впасть в окончательный минор, Ширвиндт поведал о том, как им с Романом Козаком несколько лет подряд не удавалось встретить вместе Новый год: «И однажды Рома позвонил 5 января и предложил встретить. Вечер получился веселым, а самое главное, определить момент наступления Нового года мы решили по лягушке (такая игрушка на пружине, которая выскакивала неожиданно после того, как ее присаживают), и вот в это совершенно неизвестное время ожидания надо успеть все: сказать, выпить, что-то сделать... Рома жил «по лягушке»...».
Дмитрию Брусникину не хватило года, чтобы привыкнуть к отсутствию друга, рядом с которым прожито тридцать с лишним лет: «Это не укладывается и никогда не уляжется. Его было так много в моей жизни, что я не сориентировался, как жить дальше без него...».
http://www.strast10.ru/files/imagecache/optimize/files/17_57.jpg
Денис Евстигнеев отнес себя к той части друзей, которые «помешали Роме сделать еще больше прекрасного, хотя он и сделал так много.... Кодовое слово «дружить» отняло у него уйму времени и не позволило ему сделать больше спектаклей.
http://www.strast10.ru/files/imagecache/optimize/files/15_70.jpg
Спектакль «Чинзано» я видел раз двадцать. Это его личный образ жизни, веселые дурачества, чудачества, которыми мы всю жизнь занимались, - это оттуда. Рома - это радость, и ее стало намного меньше в течение этого года...».
Вечер на этой грустной ноте завершился, но не проходило чувство, что в зале присутствует светлая, теплая улыбка Романа Козака. Она была слегка застенчивой (в жизни он был чрезвычайно скромным человеком), но такой нежной, что сердце защемило не только у близких друзей и осиротевших учеников. У всех в душе остался запечатленным этот образ удивительного, чудесного человека, высокого профессионала в своем любимом театральном деле, человека, которого некем заменить.

Фото Музы Соколовой
http://www.strast10.ru/node/1828