На малой сцене Театра Наций состоялся пресс-показ спектакля «Моими глазами». Автор литературной композиции и режиссёр постановки Дмитрий Сердюк собрал  несколько потрясающих рассказов о Великой Отечественной войне от самых разных ее героев. Герои – не только воины-освободители, которых, практически, не осталось в живых, но и люди гражданские, кто пережили ленинградскую блокаду и те, кто погибли от истощения, те, чью жизнь война оборвала в детстве или юности. Помнить и чтить должно всех.

«Чем дальше время уносит нас от победного 1945 года, чем меньше остается в живых ветеранов, тем больше Великая Отечественная война превращается в набор цифр и фактов — так устроена человеческая память. А война — это прежде всего судьбы людей. Оборванные, исковерканные, несостоявшиеся… Чтобы создать спектакль «Моими глазами»,  я отправился собирать материалы не только в библиотеки, но и в архивы, потому что мне было важно найти живые человеческие слова, красноречивые свидетельства ужасов военных лет. Благодаря им спектакль должен получиться не плакатно-официозным, а очень личным, настоящим Посвящением тем, кто ценой собственных жизней ковал Победу», - говорит режиссер Дмитрий Сердюк, воссоздавший монологи участников спектакля из документов и писем. Лишь один текст - «письмо матери», которое  в финале читает Наталья Тенякова, взят из художественного произведения  Василия Гроссмана «Жизнь и судьба», но воспринимается он совершенно документально. А еще один рассказ вошел в спектакль не из архивов, а из семейной хроники артиста Авангарда Леонтьева, который получил свое имя от погибшего на войне старшего брата.

Во время рассказа освещается один артист, за ним на экране документальные кадры военных лет сменяются оживающими на глазах хрупкими песчаными изображениями – это актеры театра песочного искусства «Пески времени» для каждого монолога создают живые образы. Режиссер объяснил, что было записано шестнадцать часов видео, так что потом была долгая кропотливая работа по подбору кадров и рисунков – примерно по десять минут на каждый монолог.

 

Дмитрий Сердюк

- Я пытался вместе с коллегами, прежде всего, найти простой язык, найти непафосную интонацию. Я так не хотел крови, так не хотел войны, я пытался настроить артистов, чтобы они отходили дальше от шаблонного понимания войны. Я понимаю, что важно помнить исторические факты, но, когда кажется, что ничего там не было светлого, вдруг появляется человеческая интонация, талант, любовь…

Первым монологом стало интервью знаменитой  балерины Ольги Лепешинской, от него я начал выстраивать всю композицию. Потом было невероятно соединить рассказ Авангарда Николаевича Леонтьева с фотографией на экране его погибшего брата Авангарда, и когда артист поворачивается лицом к экрану, это трогает невероятно.

Я просил артистов присваивать и не присваивать себе героев, чтобы осталось некое пространство времени, в этом нам еще помогает музыка молодых талантливых композиторов Полины Лундстрем и Михаила Спасибо. Музыка стала одним из персонажей спектакля. Я очень боялся песни Клавдии Ивановны Шульженко «Синий платочек». Все время думал, как бы мне по краю пройти: не оскорбить память и обновить, приблизить к современности. Мне кажется, наши ребята с их интеллигентным подходом справились. Специально для спектакля написаны композиции в стиле минимализма и экспериментальной музыки.

Юрий Нифонтов

- Есть вещи, к которым привыкнуть нельзя. Нельзя привыкнуть к 9 мая. Я долгое время с цветами ходил на 9 мая в Парк культуры, года два назад я перестал ходить, потому что не к кому стало. Но это все равно остается с нами. Ветераны не любили говорить о войне, но мы должны о ней и о них помнить. Удивительно, как наши молодые коллеги прониклись темой. Мы все долго боролись, чтобы самим не плакать во время спектакля, но ком в горле стоит.

Сати Спивакова

 - К счастью всех нас, до сих пор не прерывается ниточка памяти, связывающая все поколения. Режиссер спектакля Дмитрий Сердюк – молодой человек, но у него присутствует та самая генная память, которая есть у нашего народа. Не было ни одной семьи в Советском Союзе, которой бы не коснулась война. Мой дедушка бежал от бомбежки с моим маленьким папой из Ростова, так они оказались в Армении. Чем для меня ценен этот спектакль?

Бытовые рассказы, человеческие детали вызывают гораздо больше понимания, чем исторические факты. Тут собраны конкретные документальные свидетельства, за исключением письма матери Виктора Штрума из романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба», которое читает выдающаяся актриса Наталья Тенякова, и стихов Юрия Левитанского и Ольги Берггольц, в спектакле нет высокой литературы, и от этого все рассказанное живее, страшнее и ближе к нам. Спектакль рождался к юбилею прошлого года, но и сегодня он также нужен нам, вне всяких дат.

Авангард Леонтьев

- Я знаю, о чем я говорю, возможно, мне даже легче, чем остальным артистам. История гибели моего брата - Авангарда Николаевича Леонтьева доходила до меня годами. Я счастлив, что сейчас понимаю это не так, как в  двадцать лет. Когда-то давно я рассказывал историю своего имени коллегам в театре «Современник», и один артист, имеющий два высших образования, Андрей Мягков сказал: «А ты знаешь, что, если б твой брат не погиб, то ты бы не родился…». Я сначала не понял, о чем он говорит, но, как написано в стихотворении Давида Самойлова: «…но это все в меня запало, и лишь потом во мне очнулось…». Я действительно подумал: мама родила меня в сорок четыре года, вымотанная войной, еще продукты по карточкам были, скудная жизнь была, но потеряв одного сына, они решили родить другого назло врагу.

Любая война – трагедия. Для участников, для родственников участников, для родственников родственников участников. Бодрые марши, литавры иногда диссонируют с Днем победы, со слезами на глазах. Мне кажется, это важно понимать всем. Поэт  Юрий Левитанский – участник войны через много лет гениально сформулировал: «Я не участвую в войне, она участвует во мне!». Для участников, для свидетелей войны она не кончается…никогда. Когда мои родители смотрели телевизор или слушали радио, и начиналась песня «Священная война» - «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой…», они плакали. Всю жизнь, каждый раз.

Мария Смольникова

- Живой реальный голос Ольги Лепешинской, документальные кадры ее танцевальных номеров дали мне невероятно сильные эмоции, я поняла ее натуру. Как она рассказывает! Мне только надо это отпустить от себя и…прожить. Получается такой симбиоз себя и героя. Нельзя полностью копировать, нужно проживать. Я много раз пересматривала передачу с выступлением Лепешинской, и мне повезло, что сдача спектакля все переносилась из-за пандемии, и оставалось еще время, чтобы больше погрузиться в ее образ. Балерина Лепешинская невероятно трепетный и сильный человек.

Вот, например, как она прыгает своему партнеру в руки вниз головой, чуть не касаясь земли. Она такая отважная, себя не жалеет, доверяет своему партнеру… так надо вообще жить. Так отчаянно. Все четыре года она провела на войне. Она танцевала для бойцов и раненых, там, где нельзя было танцевать – это вредно для позвоночника. Танцевала по нескольку раз в день. Вот заходила в палату к раненым, а там лежат два человека, она для них танцует. Ее просят пройти в другую палату, а там - трое раненых, ну не будет же она говорить: «Извините, вас мало, я не буду для вас целую партию танцевать…». Нет, она танцует. И не в полноги, а со всей страстью, с накалом. Она просто не могла сидеть спокойно в тылу. И медсестрой работать не могла, ее психофизика не выносила вида крови, ну ведь есть такие люди. Воевать с оружием тоже не могла. Лепешинская – балерина, и она делала то, что хорошо умела – танцевала.

Каждую историю в нашем спектакле я проживаю всякий раз заново. Сейчас уже получается сдерживаться, а раньше сидела и рыдала. Меня каждый монолог трогает невероятно.

Наталья Тенякова

- Мне важно, чтобы помнили, чтобы знали. Чтобы у молодых людей и у таких, как я, все эти тексты вызывали сильные эмоции. Я не могу помнить войну, но мои родители перенесли блокаду в Ленинграде. Они много работали. Нас спас мешок картофельных очисток, который однажды принес отец. Наверное, этим очисткам я обязана своей жизнью. Правда, я родилась сильно недоношенной, без носа, но врачи боролись за меня. Мне и сейчас трудно говорить об этом без слез благодарности. Во мне навечно остаются эти рыдания. И эта память.

Не может и не должно быть, чтобы наша молодежь забыла эту страшную войну и эту Победу. Я буду счастлива, если на этот спектакль будет ломиться молодежь и слушать, и смотреть. Я очень благодарна театру Наций, что меня позвали в этот проект. Это очень благородное дело.

Премьера спектакля  7, 8 и 9 мая

Автор литературной композиции и режиссёр Дмитрий Сердюк

Композиторы: Полина Лундстрем, Михаил Спасибо

В спектакле принимают участие: Наталья Тенякова, Авангард Леонтьев, Сати Спивакова, Мария Смольникова, Юрий Нифонтов, Дмитрий Симонов, Никита Кологривый, Дарья Наумова, Михаил Спасибо, Полина Лундстрем, Иоанн Бердюгин, Анатолий Сажин, Григорий Филипченко, Анна Шавердьян.