А на улице – весна!

Шведский драматург – признанный мастер драматургии супружеских сцен и разборок. «Осень», пожалуй, самый добрый рассказ писателя о семейной  жизни. Ситуацию, описанную автором и осмысленную режиссером, переживают  многие семейные пары. Трепет любовных страстей стихает под гнетом десяти лет монотонного супружества, перегруженного бытом, детьми, проблемами на работе и пр.

Попросту говоря, некоторые зрители в зале увидят параллели с собственной жизнью, вспомнят, как утомительно и невесело наблюдать, как «любовная лодка» разбивается о быт, как точно отметил когда-то Поэт.

Она –  Лили (Ольга Дитвинова) каких-то десять лет назад было беспечной счастливой влюбленной, а сегодня она – банальная домашняя хозяйка, жена и мама троих детей. Если о чем-то и мечтала, теперь все в прошлом. Кухонный фартук, натруженные мозоли, заботы о муже и детях, это все, что есть в ее жизни.

Он –  Аксель (Артём Быстров) вообще забыл, каким он был стройным стремительным парнем с горящим взором, полным страсти. Ныне он –  супруг, кормилец, тянущий свою лямку, думающий лишь о том, как содержать разросшуюся семью. Поистерлись романтические чувства. Усталость и скука –  вечные его подруги, а самые близкие друзья – сон, еда, тупой ящик телевизора.

Художник Константин Соловьёв выстроил на сцене две деревянные панели –пол и стена, и всюду –  пустота, как у каждого супруга в душе. Вид у обоих –  обрюзгший, довольно неопрятный. Художник мастерски подложил артистам колоритные толстинки, парики, так что поначалу их (особенно, «расплывшегося» Артема Быстрова в плешивом парике и пышных бакенбардах) не узнать.

На сцене –  только два стула, но к финалу пространство оказывается совершенно заполненным, часть реквизита вытаскивается прямо из-под пола, оставляя огромную щель, заставляющую зрителей опасаться за целостность ног артистов. В какой-то момент выкатываются два огромных зеркальных шара, в которых отражаются и герои, и зрители.  Режиссер стремится вовлечь, сделать публику, если не соучастницей, то уж точно сочувствующей стороной, а не просто четвертой стеной. Затем появляется шезлонг и гитара, аккордеон и мангал для шашлыка, а ближе к финалу – огромная гостиничная кровать с  одеялом, «усыпанным» осенними листьями.

И в оформлении, и в действии присутствуют одновременно театральная условность и житейская реальность, ирония и серьезность, абсурд и точный психологизм.

Десять лет – не такой уж большой срок, но довольно каверзный. Всем супругам приходится переживать это переходное время, когда влечение и интерес к надоевшей половине пропали, рядом – персона, давно переставшая за собой следить, чтобы нравиться. А зачем? Все слова уже сказаны, привычки изучены. И вот назревает бунт: хочется чего-то нового. Начинаются безуспешные поиски, оканчивающиеся тем же. Через десять лет явится усталость, коварная привычка, губящая любую страсть.

Вернемся к спектаклю. После весны, проскочив лето, отношения Лили и Акселя оказались в осени, впереди –  холодная зимняя спячка. И тут супруг отбывает в командировку в другой город.

Андрей Гончаров поставил очень узнаваемую сцену, как жена собирает мужу чемодан. Для нее супруг – давно просто четвертый ребенок, который никогда не знает, что взять и где взять. Недаром он зовет жену мамой, забыв, что когда-то придумывал для нее десятки уменьшительно-ласкательных любовных прозвищ. Они теперь – не женщина и мужчина, не любовники, а просто –  мама и папа.

 

Режиссёр Андрей Гончаров дает артистам шанс реабилитировать своих героев, используя для этого хорошие вокальные данные и владение музыкальными инструментами. И, если Артем Быстров

и до этого спектакля владел гитарой, то Ольге Литвиновой пришлось освоить аккордеон, с чем ее от души поздравляю.

В командировке, вдали от семейного быта Аксель мог бы начать жизнь заново, но вместо этого пишет Лили грустное письмо, потому что чувствует без нее себя плохо. Она растроганно отвечает ему, и постепенно их переписка становится любовной. С каждым письмом разгораются былые чувства, вспоминаются и придумываются заново ласковые словечки, высылаются милые артефакты –фотография, локон волос. Они вновь открывают друг друга и заново влюбляются. В забавной любовной сцене на глазах у публики толщинки и парики ликвидируются, лопается защитная оболочка, герои обретают тот самый вид, побудивший их влюбиться и пожениться.

Нежная переписка заканчивается свиданием, которое проходит в городе их юношеской любви. Лили сходит с парома прямо на пляж в сногсшибательных розовых туфлях, которые Акселю почему-то не понравились, и тогда, не колеблясь ни минуты, Лили уверенно  отправляет свои лодочки в прощальное плавание.

Вспыхнувшие заново чувства супругов преображают осень в весну.

И, как это не банально звучит: в зрительном зале, кажется, точно пахнет весной. Театр утешает лучше любого психолога. Все на свете возможно, пока люди живы. И посмотрите, когда выйдете из театра: а на улице-то - весна!  

 

Режиссёр – Андрей Гончаров

Художник по свету – Тимур Саитов

Музыкальный руководитель – Алёна Хованская

Хореограф – Михаил Колегов