«Ничто не может остановить музыку…»

Режиссер спектакля "Танго между строк" Наталья Ковалева инсценировала  пьесу драматурга Алексея Щербака, соединив текст с музыкой, песнями, оркестром и танцами. В постановке приняла участие дружная команда вахтанговцев: художник - Максим Обрезков, музыкальный руководитель - Татьяна Агаева, постановка вокальных номеров - Ия Мустафина, хореограф - Виктория Куль. Спектакль о композиторе Оскаре Строке театр посвятил памяти любимого Фаустаса  Латенаса, принявшего непосредственное участие в задумке.

Наталья Ковалева: «Фаустас очень включился в эту работу. У него уже были музыкальные заготовки. На нашей последней встрече Фаустас сидел в кресле Римаса Владимировича и с удовольствием насвистывал мелодию,  которую он придумал для «короля танго». Было много замыслов, которые не все успели состояться, но мы попытались сохранить все, что Фаустас успел нам сказать…».

Режиссер давно собиралась поставить спектакль на хорошего драматического артиста Эльдара Трамова, который к тому же поет и танцует. Они вместе долго перебирали пьесы, ища того современного автора, на которого откликнется душа. Интеллигентная речь Алексея Щербака совпала у Натальи Ковалевой с ее представлениями о сценическом тексте. Удалось вплести вокальные номера так, чтобы они не стояли отдельно от содержания, и все сошлось в этом спектакле: драматическая, вокальная и хореографическая линии. Эльдар Трамов, вдохновленный композитором Латенасом, даже выучился свистеть ради роли. «Фаустас посадил меня рядом и начал свистеть, и я сразу увидел своего Оскара Строка», – поделился воспоминаниями Эльдар. - «И мне всем захотелось крикнуть, что все не зря -  своим учителям, коллегами и… Фаустасу». Самое главное, подчеркнули на пресс-показе создатели спектакля, что в Театре Вахтангова поверили в предложенную идею и дали возможность осуществить задуманное в пространстве Арт-кафе, как нельзя более подходящем для камерной  постановки. Очень важно, что в спектакле задействованы студенты Щукинского училища, которые на практике познают служение Театру, Искусству. 

"Танго между строк" - спектакль о знаменитом авторе популярнейших танго. Удивительно, как удается артисту Эльдару Трамову, почти без грима и переодеваний показать долгую жизнь своего героя с  самого детства до его последних дней. С большим тактом и огромной любовью зрителям расскажут о трагических и счастливых поворотах  судьбы столь неординарной личности, которой был Оскар Строк. В биографии композитора тесно сплелись месяцы и годы вдохновенного труда и униженного безделья, взаимной любви и предательства, всенародного признания и изгнания. И все ж, несмотря на многочисленные беды и страдания, Оскар Строк покинул сцену жизни со словами: «Я – счастливый человек! Меня поют, меня танцуют, меня помнят…». Действительно, кто из зрителей среднего и старшего поколения не помнит «Лунную рапсодию», "Ах, эти черные глаза", «Скажите, почему…», "Спи, мое бедное сердце", "Не покидай, я умоляю"… и уж точно, каждый сможет напеть «Мурку».

Судьба баловала композитора встречами с прекрасными женщинами. Вначале мама (Анна Антонова) с детства вложила в сына любовь к музыке, напевая нежные еврейские мелодии, которые потом всю жизнь подсознательно и сознательно вплетал в свое творчество. Невозможно налюбоваться на актрису Анну Антонову в этом чудесном кружевном образе. Конечно, «все мы родом из детства», но музыка в семье звучала для каждого, а гениальным композитором стал только младший, восьмой ребенок. Отец Оскара (Артем Пархоменко) играл на флейте, кларнете, фортепиано, и мальчик не мечтал ни о какой другой профессии. Любовь к музыке, помноженная на талант.

Для героя Эльдара Трамова мир музыки был превыше всего, исключая время влюбленности и женитьбы на прекрасной Луизе (Анна Дубровская). Самые светлые и лирические страницы жизни Строка проходят перед нами. Правда, чтобы обеспечить семью, Оскару приходится забросить занятия в Санкт-Петербургской консерватории и подрабатывать тапером, но он все равно счастлив и безумно любит свою красавицу жену и маленькую дочку.

Гений – существо непредсказуемое, для вдохновения ему необходимы роковые страсти, которые его охватывают при виде молодой черноглазой красотки Лени Либман (Дарья Щербакова). Очень яркий зажигательный номер исполняют актрисы Анна Дубровская и Дарья Щербакова, когда их героини пытаются друг у друга отспорить Оскара: «Мой, мой, мой…». В итоге, Строк предает Луизу, семью и уезжает в Париж вместе с Лени, но тут ему становится скучно, он жаждет работать, писать, а не посвящать лучшие годы капризной любовнице. Композитор возвращается домой.

Самые сложные времена для «короля танго» настали, когда родная Латвия оказалась в составе СССР. Грядет вторая мировая война, Оскар эвакуируется вместе с семьей в Алма-Ату. Вскоре знаменитые танго, фокстроты и вальсы подвергаются новой властью осуждению за буржуазность. Идеологическому врагу социализма запрещалось выступать с концертами, записывать пластинки. Строка исключают из Союза композиторов Латвии, ему остается только подрабатывать тапером Ему угрожает следователь (Артем Пархоменко), после чего композитор совсем сникает. Ему почти не на что жить.

Счастливый случай приходит довольно поздно. Знакомство с министром культуры СССР Екатериной Фурцевой (блестящая работа Анны Антоновой), которая с наслаждением вспоминает «Мурку» Оскара Строка и стремится помочь знаменитому композитору, к сожалению, не увенчивается успехом. Строк стар и немощен (Эльдар Трамов передает это состояние без нажимов, очень деликатно), хотя пытается соответствовать настроению боевой и задорной Екатерине Алексеевне – пьет с ней водку и танцует танго. Министр культуры в восторге, композитору обещана зеленая улица, но, увы, следующая встреча уже не состоялась. Оскар Строк ушел в вечность, оставив нам на память свою прекрасную музыку.

В спектакле звучат семнадцать музыкальных произведений в исполнении артистов Вахтанговского театра, за это – отдельное спасибо создателям.