Сумасшедшая семейка

Пьеса Александра Вампилова «Старший сын» привлекает режиссеров и сегодня, поскольку актерам в пьесах Вампилова всегда есть, что играть. В «Старшего сына» драматург вложил столько внятных человеческих эмоций и душевности, выписал такие  живые характеры, что иной раз хочется, пусть  ненадолго вернуться в то памятное время. Время,  когда двери домов в провинции  не запирались, глупости совершались от внезапно нахлынувших  чувств, и  от любви хотелось бежать на край света или наоборот, все бросить и остаться навсегда.

Романтическая наивность 60-х годов двадцатого века «страшно далека» от современного народа, и так важно, что Театр Табакова вновь и вновь обращается к Вампилову, оживляя сухой прагматизм и технический базис  молодых (артистов и зрителей) душевной надстройкой.  Алена Лаптева, игравшая в «Старшем сыне» Константина Богомолова на той же исторической сцене Табакерки, вернулась к спектаклю через двенадцать лет уже в качестве режиссера. Тогда еще не было у Театра Табакова нового здания, но и сегодня спектакль вновь поставлен на старой сцене: камерность пьесы такова, что ей не нужна большая сцена. В подвале Табакерки разговор со зрителем идет с глазу на глаз. Молодые актеры, выпускники Московской театральной Школы Олега Табакова, сосуществуют на сцене с Мастером одной «группы крови» - Сергеем Беляевым, выверяя своих героев по персонажу маститого артиста, всю свою профессиональную жизнь посвятившего Театру Олега Павловича.

И происходящему начинаешь верить с самого начала: почему бы двум замерзшим ухажерам - неудачникам не подфартило, когда они, подслушав фамилию отца, попали в его квартиру, заморочив голову младшему сыну.

Случайная фраза Сильвы (Павел Шевандо) наводит того на шальную мысль: так Бусыгин (Артур Касимов) невольно превращается в «старшего сына и старшего  брата». В семье Сарафановых  верят, несмотря на очевидные ляпы, такие уж это искренние люди, и дальше все катится само собой.

И укатилось бы в неизвестном направлении, проходимцы выпутались бы и исчезли, не будь у Бусыгина обостренного чувства справедливости.

Именно по этой причине он вписывается, как родной, в «сумасшедшую семейку», поддерживает доброго порядочного, но непутевого Сарафанова, проникаясь к нему настоящими сыновними чувствами. И старается повлиять на трепетно нервного «братишку» Васеньку (Павел Чернышев) – угораздило же мальчишку влюбиться в опытную секретаршу Макарскую (Арина Автушенко), не брезгующую случайными знакомствами.

И понимает, насколько стала ему дорога обретенная  «сестра» Нина (Наталья Попова) – хорошая девушка, которой совсем не нужно выходить замуж за расчетливого зануду  Кудимова  (Севастьян Смышников).

Случайная находчивость приятелей оборачивается ценными находками – каждому по потребности. Бусыгин обретает близких людей, а Сильва –романтическое приключение с симпатичной соседкой Макарской.

И, самое важное: живут на свете вот такие Сарафановы, для которых «все люди – братья».

И пусть не дописаны ноты единственной оратории незадачливого сочинителя Сарафанова, зато его добрая душа делает людей чище и светлее, влияет на них как прекрасная музыка. Сарафанов Сергея Беляева обладает редким талантом  – любить человека: «Плох я или хорош, это не имеет значения, главное, я вас люблю….».

Своим добрым спектаклем Театр Табакова тоже вносит лепту, делая мир добрее, неся надежду, что все еще может быть хорошо.

фото Ксении Бубенец