Интрига до самого конца

На новой сцене Театра Олега Табакова художественный руководитель театра режиссер Владимир Машков поставил новый спектакль «И никого не стало» по пьесе Агаты Кристи. Премьеру приурочили к 130 - летию со дня рождения самой популярной (после Шекспира)  писательницы в мире. Пьесу «И никого не стало» Агата Кристи написала собственноручно по роману «Десять негритят», который впоследствии, из соображений политкорректности, тоже был переименован, а негритят из детской считалочки сменили десять маленьких индейцев.

По собственному признанию Агаты Кристи, этот роман ей дался трудней всего. До сих пор существуют расхождения по поводу того, кто же собрал на острове убийц и так хладнокровно укокошил их одного за другим. Писательница умела виртуозно загадывать загадки и щекотать воображение читателей.

В постановке Владимира Машкова  публике тоже найдется, над чем поразмыслить. Интрига выдержана до самого финала, который мало что объясняет, в общем, все очень интересно. Спектакль построен по всем законам детективного жанра. Таинственность и страх неизвестности заставляет вздрагивать не только участников чьего-то коварного плана – гостей острова, но и случайных свидетелей, то есть зрителей.

В шикарную виллу на остров прибывают гости.

Поначалу все очень благопристойно: роскошная  обстановка гостиной, огромные окна в пол с видом на океан, открытый к услугам гостей бар с напитками на любой вкус, сами гости – нарядные в прекрасном настроении и предвкушении отличного уик-энда…

Перед ужином включается аудиозапись, и глухой мужской голос обвиняет каждого из присутствующих в убийстве невинного человека, обещая всем скорое возмездие за совершенное преступление. Оказывается, никто из гостей не только не знаком друг с другом, но и не знает «радушного хозяина», заманившего их в ловушку. Остров  совершенно изолирован, а погода, как нарочно, портится, лишая возможности вызвать с берега лодку.

Красотка Вера Клейторн (Аня Чиповская), до выезда на остров принятая на работу секретаршей к таинственному А.Н.Ониму, пытается развлечь гостей и устроить их поудобней. Она замечает на камине фигурки индейцев,  выстроившиеся, как будто в очередь друг за другом.

На стене написаны слова детской считалочки, которую все, дружно смеясь, читают вслух.  На этом смех обрывается и больше, до самого конца не звучит, ибо в этот момент обнаруживается первый труп. Вскоре - второй. По мере происходящих загадочных убийств индейцы на камине либо разбиваются, либо исчезают.  Помимо игрушечных индейцев, после каждого убийства на сцену с дикими воплями и устрашающими танцами выбегают настоящие «индейцы», и зрители невольно вздрагивают от неожиданности. Этот остроумный режиссерский ход  позволяет сменить мизансцену и разбить череду убийств по отдельным эпизодам.

Богатая  обстановка  загородного дома, загадочные фигуры диких тотемных зверей  (сценография Александра Рукавишникова), стильные и очень разнообразные костюмы от Валентина Юдашкина, динамичное и красочное действие, а самое главное, актерский ансамбль, делает новый спектакль необыкновенно притягательным для зрителя.

Артистам Табакова по плечу самые трудные задачи: могут явиться на сцену в образе солидных  гостей и тут же на глазах разрушить внешний образ, обнажив не столь элегантную внутреннюю сущность. Например, актриса Алена Лаптева из приличной чопорной леди Эмили Брент, недовольно поглядывающую на нескромно разодетую секретаршу (Аню Чиповскую), внезапно превращается в жестокую мегеру, когда-то  выгнавшую из своего дома забеременевшую служанку и обрекшую семнадцатилетнюю девушку на верную гибель.

Услужливая чета Роджерсов (Яна Сексте и Игорь Петров), разоблаченные в преступлении – убийстве предыдущей хозяйки, впадают в истерику, хотя и не сознаются.  Харизматичный напористый Блор (Сергей Угрюмов) чрезвычайно активен, лжив и очень подозрителен.

Он украшает себя шкурой убитого ягуара, а сам обвиняется в трусливом предательстве и гибели нескольких людей.  Также подозрителен (вплоть до собственной смерти) взвинченный доктор Армстронг (Виталий Егоров), да и все остальные.

Глаза разбегаются, не знаешь, за что уцепиться, кто – убийца и где его искать…

В финале появляется одиннадцатый персонаж, для которого не предусмотрена фигурка индейца, и это - еще одна загадка режиссера  Машкова. Зрители расходятся заинтригованные и впечатленные.

 фотографии от пресс-службы Театра Олега Табакова