Апокриф, так апокриф

По названию спектакля «Гроза. Апокриф» можно предположить, что режиссер Евгений Закиров замахнулся на новое литературное произведение, создав свое на платформе классика. Однако, постановка в театре ШДИ, изумила нас не новой трактовкой знаменитой пьесы, а тем, что молодой режиссер мало знаком с классикой, раз ему показалось, что его «Апокриф» обрел революционный/мятежный  смысл. Подобные постановки не раз описаны нашими великими сатириками, например, Ильф и Петров в романе «12 стульев» блестяще спародировали « революционный» спектакль «Театра Колумба» по Гоголевской «Женитьбе».

Первым на публику вышло самое значительное лицо в городе (так его описывал Островский) – купец Савва Прокофьевич Дикой (Федор Леонов). У режиссера  Закирова Дикой – местный олигарх, представитель «новых русских» образца 90-х годов  в характерном  прикиде, с соответствующим словарным запасом лица, «откинувшегося с зоны». В городе Калинове празднуют День города, посему торжественно выступает хор (в лице одной хористки), затем по сцене возбужденно проносится взлохмаченный механик-самоучка Кулигин (Евгений Поляков), напомнивший одержимого профессора из фильма Земекиса «Назад в будущее». Кулигин декламирует стихи собственного производства, нервная Катерина (Александра Лахтюхова) уже сразу готова сигануть в Волгу, хотя ничего еще не случилось, просто, настроеньице соответствующее. Катерина  нервно и бессмысленно теребит  Варю (Алина Чернобровкина): «Отчего люди не летают как птицы…».  Ее муж Тихон Кабанов (Андрей Харенко) со своей  маменькой – два антипода: вода и пламень. Маменька (Регина Хакимова) – язык не поворачивается назвать эту модную стройную красотку Кабанихой), женщина в самом расцвете! Марфу Кабанову, безусловно, расстраивает сын – неудачник и тихушник, толку от него никакого, а невестка вызывает приступы бешенства. Катерина – такая правильная и занудная, что подбешивает не только свекровь, но и зрителей. Девушка, надо отдать ей должное, красивая, но чересчур идейная и честная, до тошноты, как комсомольские активистки пятидесятых, не дававшие житья ни себе, ни  людям. Одно то, что Катерина до смерти влюблена в довольно серую персону  Бориса Дикого (Алексей Славкин) – недалекого и субтильного, про таких говорят – «ни рыба, ни мясо», рядом с ним даже Тихон Кабанов неким мачо  выглядит, уже о чем-то говорит. Какова была концепция режиссера, проведшего такой кастинг, можно только догадываться, но смотреть апокриф «Грозы»  без смеха утомительно. Действие длится порядка двух часов. Был бы антракт, половина зрителей точно бы в зал не вернулась.

Тихон заезжен маменькой, Борис – дядей, Катя – свекровью. Весь этот затюканный народец режиссер поднимает на мятеж, который больше походит на ночной шабаш нечистой силы. Дым коромыслом, карнавальные маски, одуряюще громкая музыка, бесовские одежды, недвусмысленные телодвижения. Помыслы у этих людишек точно не чисты. Катя, наступая на колеблющегося Бориса, надрывно призывает:

– Ну?! Тебе жалко?! Ну, давай, губи меня!

И понеслось. Все происходящее на сцене напоминало свальный грех, к которому с удовольствием присоединился вернувшийся из Москвы Тихон.

Одной Варей (Алина Чернобровкина) только можно было любоваться: любить, так любить, гулять, так гулять…

Впереди еще несколько мелодраматических сцен объяснений и выяснений, в которых Катерина кричит, Кабанова тоже кричит, в общем «орёр, орёр, орёр…».

Описывать сцену унижения Кулигина (Евгений Поляков) Борисом Диким (Алексей Славкин), когда тот швыряет деньги, а тот пытается их подобрать с земли, не стоит, лучше вспомнить «Идиота» Достоевского.

В самом начале спектакля много вопросов вызвала сценография: расставленные, как в школе, парты. В финале режиссер (Евгений Закиров) с художником (Мария Бутусова) раскрывают карты. Оказывается, Катерина Петровна – учительница, и всему народу Калинова у доски подробно расписывает, что да как хотел сказать Александр Островский о своей героине. Вместо указки у Катерины Петровны в руках – деревянный кинжал. Мелом на доске пунктирно обозначен путь героини: тело с обрыва – вниз, душа – вверх. Всем все понятно, тогда отчего другие персонажи полегли на парты, словно мертвые? Зрители переглядываются, недоумевая: нешто Катерина их всех кинжалом порешила? Но тут справедливость торжествует: все оживают, а Катя оказывается мертвой, что ж, апокриф, как он есть.

фото с официального сайта театра