«Любовью не шутят» — премьерный спектакль театра Романа Виктюка по  пьесе французского поэта - романтика, прозаика, драматурга Альфреда де Мюссе. Режиссер спектакля Игорь Неведров дарит артистам чудесную возможность преподносить текст возвышенно, неторопливо, смакуя каждое слово. Но неторопливость вовсе не означает спокойствие. Иногда страсти в этой постановке раскаляются так, что пафосность речей более походит на оперу, нежели, на драму. Подобный стиль и для самого Игоря Неведрова, и для его Учителя Романа Григорьевича Виктюка вполне органичен. Высокие оперные страсти совершенно в духе авторского Театра Романа Виктюка.  

В спектакле Неведрова «Любовью не шутят» удачно переплелись три эпохи:  эпоха советского конструктивизма 30-х годов, в пространстве которой органично расположились геометрические декорации (художник-постановщик Владимир Боер); французский шарм романтической эпохи 30-х годов XIX века и высокий штиль древнегреческих трагедий, обрамленный складками расписных тканей (художник по костюмам Елена Предводителева).

Спектакль о том, как человеческое представление об идеальной любви никак не совпадает с ее земной сущностью, чему виной завистливые проделки грозного Зевса, рассекшего счастливых и свободных андрогинов на половинки. Конечно, боги виновны в том, что не позволяют Камилле (Анастасия Якушева) и ее кузену Пердикану (Степан Лапин) обрести счастье, хотя те влюблены друг в друга с детства, и Барон (Владимир Белостоцкий) – отец Пердикана только и мечтает об их браке. И боги виновны в том, что наставник Пердикана (Дмитрий Тадтаев) со священником  (Михаил Фатеев) одержимы порочными страстями, в том числе и гурманскими.

Но кто виноват, что красавице Камилле вдруг приспичило лишить себя радостей любви, собравшись в монастырь, а потом внезапно передумать,  почувствовав жгучую ревность к молочной сестре Розетте (Мария Дудник). Любовь Розетты к Пердикану бесхитростна до наивности, не то, что у капризной Камиллы, ведущей себя, словно собака на сене, в объятиях кузена.

Фривольная французский двор допускал все, кроме искренности. Ей  не было места в фальшивом мире условностей и правил. Шутить можно по любому поводу, но только не с настоящей любовью: комедия тут же обернется трагедией. «Вся наша жизнь – игра» или «вся наша жизнь – театр»? Тот, кто не играет, проигрывает.

Жизнелюбивый театр Виктюка может позволить себе все, даже черную  краску на светлом фоне (хотя юную Розетту жаль). Каждая сцена тщательно выстроена и смотрится очень эстетично, как и хрупкое обнаженное тело маленькой Розетты в прозрачной накидке, уносимое в небытие воздушными качелями…

фото Полины Королевой

спектакль "Любовью не шутят", театр Романа Виктюка, режиссер Игорь Неведров, рецензия на премьеру

3 сентября на Стромынке, 6, состоялся традиционный сбор труппы Театра Романа Виктюка.

Впереди новый театральный сезон 2018-2019 гг.

Народный артист России, народный артист Украины, художественный руководитель театра Роман ВИКТЮК и заслуженный деятель культуры России, директор театра Валерий РАЙКОВ на сцене Дома Света подвели итоги 21-го сезона (это уже второй сезон, который труппа провела на домашней, стационарной площадке Дома Света), рассказали о том, что сделано к старту нового театрального года – для комфорта зрителей и коллектива – и о планах на новый сезон,а также поделились новостями из творческой и административной жизни театра.

Впереди – новые горизонты и большие планы: творческие проекты, премьеры, юбилеи, гастроли, экскурсионные, концертные, партнерские программы.

21-й сезон закрылся легендарным спектаклем «САЛОМЕЯ», который отметил весной 2018 года 20-летний юбилей, а откроется театральный год еще более громкой и редкой для сценических постановок датой:

18 сентября – 30 лет знаменитым «СЛУЖАНКАМ», выход которых в то время подкрепил бешеную популярность режиссера Виктюка. Зрительский ажиотаж вокруг спектакля не спадает до сих пор – в любых залах и на разных континентах! ВИКТЮК отметил высочайший уровень мастерства артистов этих постановок: «Они так играют, что надо снимать каждый спектакль – для истории!».

На осень 2018 намечены несколько премьер,первая из которых будет впервые показана зрителям 21 и 24 сентября«ЛЮБОВЬЮ НЕ ШУТЯТ» в постановке ведущего артиста театра Игоря НЕВЕДРОВА.

«Любовью не шутят» — одна из лучших пьес яркого представителя французского романтизма Альфреда де МЮССЕ. Игорь НЕВЕДРОВ выстраивает легкую комедию положений как возвышенный диалог героев с божественной энергией, предопределяющей их судьбу и судьбы всех, кто так или иначе попадает в орбиту их жизней. Роман Григорьевич отметил, как вырос Игорь как режиссер, как тонко он работает с материалом. «В тебе есть свет!» — похвалил Мастер своего ученика. 

4 сентября Роман ВИКТЮК приступает к репетициям новой постановки по роману Федора СОЛОГУБА «МЕЛКИЙ БЕС». Режиссер отметил актуальность этого гениального произведения, к которому он уже обращался ранее: ставил в Эстонском русском драматическом театре и театре «Современник».

В начале октября выходит долгожданная книга Романа ВИКТЮКА и Татьяны ПЕЧЕГИНОЙ «Небо. Полет второй»: презентация ее состоится сначала 16 сентября на гастролях в Санкт-Петербурге, куда театр везет три спектакля: «САЛОМЕЯ», «НЕЗДЕШНИЙ САД. РУДОЛЬФ НУРЕЕВ» и «СЛУЖАНКИ» (14-16 сентября), а затем 6 октября в Театре Романа Виктюка.

Художественный руководитель и директор поздравили новых артистов труппы, именинников августа, а также тех, кто проработал в театре 20, 15 и 10 лет. Среди них – артист Ефим ШИФРИН, главный администратор Галина МУЧИЕВА, артисты Константин АВДЕЕВ, Владимир БЕЛОСТОЦКИЙ и Олеся БЫКОДЕРОВА, артисты Анна ТЕРЕХОВА и Алексей НЕСТЕРЕНКО.

 

Выбор доброй воли

«Маугли» Редьярда Киплинга в постановке Дмитрия Бозина – новое прочтение сказочной повести, сыгранное молодыми актерами совсем не для детей (возрастной ценз 16+), но для молодых зрителей, молодых и телом, и душой. В театре Виктюка - своя, особая, романтически настроенная, воспитанная высокой поэзией и отношением главного режиссера к искусству публика.

Эти зрители знают, что в Доме Света (куда после долгих скитаний, наконец-то переехал Роман Виктюк со своим коллективом) их всегда ждет встреча с прекрасным, будь то поэтическое пространство архитектора Мельникова, человеческое тело, музыка или сценография. Повесть о человеческом детеныше, воспитанном дикими животными джунглей, в постановке Дмитрия Бозина, мечтавшем с юности поработать с «Маугли», теперь можно увидеть на сцене театра Виктюка!

Дмитрий Бозин, воспитанный и выращенный художественным руководителем театра Романом Виктюком в большого артиста, с годами сам стал учителем и режиссером, собрав для перевоплощения в диких обитателей джунглей, самых юных представителей труппы театра Виктюка. Постановщик долго проводил с ребятами тренинги, выявлял реальные возможности каждого и таким образом проводил свой внутренний кастинг.

Главная роль досталась актрисе Марии Михайлец, внешне хрупкой, а в действительности, сильной спортивной девушке (Маша Михайлец - кандидат в мастера спорта по канатам). Ее голос, глаза, низкий звучный голос убедили Режиссера в том, что эта актриса может сыграть Маугли:

- «Когда я Машу выбрал на эту роль, я еще не предполагал, что у меня в спектакле будут канаты, а потом выяснилось, что как будто одно притянуло другое. Я прекрасно понимаю, что ей бывает очень нелегко в этом персонаже, но дело в том, что с ней параллельно эту роль играет один из самых сильных, подвижных и тренированных наших актеров - Иван Иванович. Так вот, он так же точно говорит, что ему очень тяжело играть этот спектакль, и что эта роль выматывает уже к середине. В общем, я думаю, что Маугли - изначально такой персонаж, что он любому, и мужчине, и женщине, будет тяжел.

И, тем не менее, я верю, что Машиных профессиональных качеств, физических, в том числе, хватит на то, чтобы в этой роли прорасти и дотащить ее через весь спектакль до той точки, в которой должен оказаться Маугли в финале…».

Мария Михайлец не играет мальчика, а просто живо и тонко пластикой и голосом передает его образ. Маугли - резок и порывист, при этом осторожен и внимателен, у него - храброе, справедливое сердце. Не важно, в какой стае он оказывается - в волчьей или человечьей, не важно, с кем сводит его судьба – с сильными или слабыми мира сего… он всегда ведет себя с достоинством.

Ибо достоинство – вовсе не человеческая прерогатива, а качество и уровень личности. Можно научить правилам приличия, но нельзя научить великодушию и благородству.

Спектакль Дмитрия Бозина многонаселен. На сцене - разные миры: волчья и человечья стаи, практически, ничем не отличимые, рыжие собаки…все это существует параллельно и симметрично – две Багиры, два туловища огромного Ка. Пространство действия, несмотря на изначально небольшие размеры, кажется неизмеримым, бесконечным (сценография – Ефим Руах). Акробатические трюки, танцы, современная музыка, детально проработанные костюмы и световое оформление создают атмосферу шаманского заклинания, притягательного, гипнотического сеанса.

Молодые артисты с прекрасной физической подготовкой с помощью точных пластических этюдов рассказывают вечно актуальную историю о добре и зле, о судьбе человека, о возможности выбора, о борьбе за свое счастливое будущее и об испытаниях, которые встречаются на пути.

Спектакль Дмитрия Бозина акцентирован на справедливости. Тот, кто нарушает законы джунглей, человеческие законы, когда-нибудь все равно дождется наказания, но, прежде всего, будет замучен совестью, которая сидит внутри каждого и коварно ждет своего часа. Счастлив тот, кто сделает правильный выбор по доброй воле, даже, если ему суждено прожить трудно и недолго, он ежеминутно будет славить жизнь.

фотографии Полины Королевой и с официального сайта театра

материал опубликован в журнале "Театральный мир" № 2 за 2018 год

Тренаж, тренаж, тренаж…

В театре Виктюка – знаковая премьера: один из ведущих артистов театра Игорь Неведров выбрал для первой постановки на родной сцене неизвестную итальянскую пьесу эпохи Возрождения. Спектакль «Венецианка» – подношение, посвящение Мастерам, гениальным творцам-первопроходцам: режиссерам Мейерхольду, Таирову, Евреинову, художнику Малевичу, архитектору Мельникову и, конечно, любимому Роману Григорьевичу Виктюку.

Следуя режиссерам-новаторам и, конкретно, Всеволоду Мейерхольду, Игорь Неведров обращается именно к итальянскому автору, поскольку народный итальянский театр с его традиционной комедией дель арте предоставляет отличную возможность поработать над выразительностью поз и жестов. И где, как не в театре Виктюка, умеют соединять пластический символизм с русским психологическим театром, возносясь над бытом, использовать синтетическую природу хорошо выученного актера. Это уже славная традиция, а любая традиция служит почвой для появления следующих новаторов.