Что день грядущий нам готовит...

Пьеса Павла Гельмана и Михаила Соколовского «Приключения царя Ивана и его любимого сценариста» отныне в репертуаре театра Марка Розовского. Спектакль «Приключения Ивана Грозного» поставил кинорежиссер Алексей Мурадов, что логично, поскольку речь в пьесе идет о съемках фильма об Иване Грозном, но, разумеется, киносюжет - лишь завязка. Алексей Мурадов – автор сценариев, режиссер и продюсер художественных, телевизионных и документальных фильмов. Новый спектакль в театре «У Никитских ворот» - не первый опыт режиссера на театральной сцене. Постановка Мурадова «Скамейки» Александра Гельмана в Театре Олега Табакова вот уже несколько лет пользуется заслуженным успехом у московских театралов.

«В кино очень тяжело с репетиционными застольными периодами, и мне казалось, что будет и в театре сложно, но все организовалось очень интересно, неожиданно. Актеры многое привносят в спектакль, приходят на репетицию уже с «повышенной температурой» и выдают всю свою синергию. На сцене возникают фонтаны удовольствия…», - делится своими впечатлениями от работы Алексей Мурадов.

Драматург Павел Гельман: «Эта пьеса написана в 2017 году. Мы живем в очень агрессивной информационной среде. Эта агрессия ощущается и в соцсетях, и в СМИ. Есть слова, которые потенциально несут в себе возможность насилия, могут порождать насилие. И мне кажется, что это должны ощущать в первую очередь те, кто пишут профессионально для большой аудитории – то есть, мы, сценаристы.  Об этом мы и написали нашу пьесу – о том, что наши слова, наши сюжеты и образы совсем не безобидны, и мы должны эту ответственность как-то ощущать и работать, исходя из нее…».

Агрессивной средой Россию не удивить со времен Ивана Грозного, а соцсети, на мой взгляд, не порождают насилие, а просто выплескивают на свет все, что переполняет людей, впрочем, «в начале было слово», и прав Павел Гельман, утверждающий, что сказанное или написанное слово может влиять даже на судьбу страны.

Артист, исполняющий роль Ивана Грозного (Андрей Молотков) испытывает угрызения совести за то, что в сценарии фильма царь-палач оправдывается необходимостью расправ во имя блага России: "А ты о людях подумал, когда писал эту сцену? Так  я понимаю мысль, с которой тебе заказали сценарий - Ты нас, царь-батюшка, вари в кипятке, а мы тебя благословлять будем...". Муки совести принуждают его уйти в запой. Съемки под угрозой срыва, и к артисту приходит сценарист (Александр Чернявский), чтобы уговорить его вернуться на киноплощадку, ведь будущее человечества не зависит от того, каким на экране будет царь, на что мучающийся похмельем и черными мыслями думающий артист возражает: «Вот ты в деревне не жил, а там закон: что ты на огороде посеешь, то и получишь…». К уговорам подключается молоденькая уборщица (Екатерина Васильева) – взяв в руки сценарий, она талантливо подыгрывает артисту в тяжелой для того сцене.

Драматурги увлекает режиссера, режиссер увлекает артистов, те – зрителей, и так во время спектакля образуется атмосфера всеобщего увлечения и вовлечения в процесс. Понятная фабула вскоре претерпевает неожиданные повороты, цепь событий накручивается до предела, и в финале обрывается…

Гротеск фантастической трагикомедии не заслоняет характерных узнаваемых исторических деталей. Зрители посмеиваются, ужасаются, задумываются и… переводят стрелки на собственный сегодняшний день.

Что нас всех ждет? Страшно подумать, а не думать нельзя: грабли уже удобненько расположились на пороге…

 

фотографии Сергея Чалого

спектакль «Приключения Ивана Грозного».

Трагикомический фарс. Пьеса Павла Гельмана и Михаила Соколовского.

Режиссер-постановщик и сценограф – Алексей Мурадов.

Артисты: Андрей Молотков, Екатерина Васильева, Александр Чернявский