премьерный спектакль псковичей "Пленные духи".

Свежие впечатления от свежей постановки.

 

Чтобы считать каждый символ и уловить каждую ассоциацию литературного анекдота от братьев – филологов Пресняковых, надо быть очень начитанным и образованным человеком. Хотя бы приблизительно быть знакомым с творчеством Марины Цветаевой, Блока, Белого, Брюсова, знать некоторые подробности их биографий, и какое они все имеют отношение к дочери «нашего всего» в области химии Дмитрия Ивановича Менделеева. А еще помнить, что у Блоков была усадьба в Шахматово, а у Менделеевых - неподалеку в Боблово. Это все. Теперь можно сбросить вышеупомянутый  багаж знаний и просто наслаждаться постановкой «Пленных духов» режиссера Айрата Абушахманова в Псковском театре, ибо спектакль увлекательный и веселый.

Смех в зале начинается с первых минут, когда по залу белой лебедушкой проплывает высокая фигура в тумане белой вуали. На сцене, наблюдая за ней, вдохновенно грызёт перо кудрявый юноша в белых подштанниках и бакенбардах,

к нему вот – вот придет нужная рифма, она уже дрожит, готовая сорваться с кончика пера, как в этот момент дама откидывает вуаль, и зрители радостно хохочут, узнав в бородатом слуге Сене артиста Александра Артемьева.

Юноша в сердцах срывает бакенбарды: вдохновение пропало начисто. Саша (Блок) в исполнении артиста Максима Плеханова истеричен и тонок, боится сновидений, страдает указанной в справочнике фельдшера  ойнерофобией, не имеет друзей и стесняется девушек. Разумеется, маменькиным сынком невозможно не стать при наличии той энергии и напора, какими обладает эксцентричная мама Саши (Валентина Банакова).

Маме лестно полагать, что она и есть та самая Прекрасная Дама, которой Саша посвящает стихи. Мама старательно записывает свои дурацкие сны, полагая, что они помогут сыночку избавиться от страха, но этими бреднями пугает его еще больше. Маменька ревнует сына к Сене (не без основания) и пытается сбагрить непутевого слугу в деревню, да Саша категорически против. Актрисе Валентине Банаковой чрезвычайно удается эта взбалмошная комичная особа, без которой никакого действия бы не было, она - его химический реактив (вспомним опыты Менделеева). Сашеньку она почитает за великого Поэта, хотя назвала его не в честь Пушкина, а в отместку мужу, который так кичился своим именем, «будто других Александров на свете нету».

Пока маменька пестует своего неврастеника Сашу, на сцену галопом выскакивает неизвестный мужчина в красном клетчатом костюме, сея блестки и внося сумятицу.

 

Андрей (Александр Овчаренко) абсолютно уверен в своем таланте и неотразимости, а за его спиной главный (как он сам себя называет) поэт - Валерий Яковлевич, отец русского символизма.

В спектакле, как и в пьесе Блок, Белый и Брюсов подразумеваются, но обозначаются  символически. Творческие люди ведь  могут себе позволить посмеяться над другими творцами, оттолкнувшись от реалий, сочинить нечто свое в  ироническом ключе.

Так вот, Андрей (он же Борис) настаивает на существовании кентавров, которых он только что демонстрировал, прогалопировав по Шахматово. Почему бы кентавру не появиться в усадьбе, если литературные герои сидят у людей в головах, хотя их в природе не существует. Режиссер Абушахманов остроумно использует интерьер зрительного зала Псковского театра, в нишах которого - бюсты знаменитых русских писателей.

За поддержкой Андрей (он же Борис) обращается к Пушкину, Толстому, Достоевскому, чьи Руслан и Людмила, Анна Каренина и Раскольников никогда не появлялись среди людей, однако они существуют, и классики одобрительно улыбаются. У Гомера, например, есть герои кентавры, и Саша, конечно, знаком с Гомером – том писателя подпирает ножку кровати, следовательно, доказательства налицо.

Остроумный текст «Пленных духов» поставлен в псковском театре весело и изобретательно. Первое действие – совершенно феерическое и по темпу, и по актерской игре, и по режиссерским находкам.

Узнав, что цель визита Андрея (Блоиса) - личность таинственной Прекрасной Дамы, без которой Валерий Яковлевич не сделает Саше никакой поэтической рекламы, деятельная маменька спешит в имение Боблово, где проживает Дмитрий Иванович со своей дочерью Любой, чтобы напроситься в гости на вечер («вечером любая дама может показаться прекрасной»). Сердитый Дмитрий Иванович (Виктор Яковлев) клепает чемоданы (великий химик действительно имел такое хобби), он страшно ругается, перебирая кожаные лоскуты, что кожу поставили несвежесодранную.

Люба (Екатерина Миронова) растерянно хлопает белесыми ресницами, она робка, пуглива и одинока, ее единственные друзья – пробирки и колбы. Находчивой  маме Саши все равно, ведь надо предъявить докапывающемуся до истины Андрею (Борису) Прекрасную Даму, а для своего сыночка мама пойдет на всё.

Рассеянный ученый, нацепив бороду, стеснительно поджав под себя сапоги от разных пар (настоящие ученые всегда рассеяны), ворчливо замечает, что гостья понятия не имеет о его прекрасных чемоданах. «Так что ж, что не имею, так я и заиметь могу! Вот я мужа сначала не имела, потом заимела, потом сына, потом самовар…», - под хохот зрителей парирует мама Саши. Антракт объявляется после взрыва в дмитривановичевой лаборатории, когда робкая дочь рассеянного гения забывает выключить спиртовку под колбой.

Конечно, неправильно  пересказывать спектакль, но он настолько хорош, что хочется описать некоторые подробности, врезавшиеся в память. Главное, что  псковским театралам и гостям города непременно захочется все это увидеть самим. Благодаря художнику спектакля Альберту Нестерову, в костюмах которого расхаживают герои, остроумно и стремительно меняется обстановка с женской – в Шахматово, на мужскую – в Боблово. В Шахматово – скатерть, самовар, изящная посуда, в Боблово – колченогий стол и лабораторная установка.

После взрыва гостей принимают в саду. «У нас ремонт как раз сегодня затеялся», - укоризненно глядя на дочь, извиняется Дмитрий Иванович. Гости чинно пьют из пробирок и колб, Люба стесняется показаться на глаза, скучающий Андрей цепляется к танцующему Федору (Андрей Ярославлев): простой народ, не в силах объясниться на словах, выражает свои чаяния символическими танцами, - уверяет Андрей (он же Борис). 

В конце концов, Прекрасная Дама появляется, и теперь уже сама готова начать отношения, пугая робкого Сашу. Андрей – не робкого десятка, так что  он немедленно подстрекает Сашу на дуэль. Пистолеты Дмитрия Ивановича оказываются незаряженными, маменька – заговорщицей, а судьба Прекрасной Дамы – не такой уж завидной.

Выстрел все равно раздается, смерть, хоть и понарошку, наступает. И продолжает наступать: в финале все надолго заражаются новой игрой, которой их научит Андрей (Борис).

«Замри – умри – воскресни» - тянется бесчисленно долго и символично.

фотограф Игорь Ефименко